1.19 Инвентаризация имущества и обязательств, ее виды, порядок проведения и оформления
Инвентаризация — это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.
Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т.п.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при смене руководителя организации;
при ликвидации (реорганизации) организации или в других случаях, предусматриваемых законодательством РБ.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. От материально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, представленные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
На поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, лиц, виновных в порче ценностей. Результаты инвентаризации денежных средств и ценных бумаг оформляют актом без их записи в инвентаризационной описи.
Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения — излишек или недостача. В сличительной ведомости ценности записывают с указанием количества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с классификацией, принятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой.
Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии сих оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководителем предприятия. После утверждения результаты инвентаризации отражаются в учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
- А.В.Бугаев бухгалтерский учет
- Витебск
- Содержание
- 1 Основы бухгалтерского учета
- 1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси
- 1.2 Основные положения Закона Республики Беларусь «о бухгалтерском учете и отчетности»
- 1.3 Концепция бухгалтерского учета в Беларуси
- 1.4 Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
- 1.5 Пользователи бухгалтерской информации
- 1.6 Объекты бухгалтерского учета и их классификация
- 1.7 Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.8 Международные бухгалтерские принципы
- 1.9 Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций
- 1.10 Последующая оценка активов по ias и gaap
- Учет согласно мсбу. Баланс и отчет о прибылях и убытках на следующие четыре года в соответствии со стандартами мсбу будет выглядеть следующим образом:
- Учет оборудования:
- Учет сырья:
- Учет ценных бумаг:
- Учет согласно требований белорусского законодательства
- 1.11 Счета и двойная запись
- 1.12 Счета синтетического и аналитического учета
- 1.13 Оборотные ведомости
- 1.14 План счетов бухгалтерского учета
- 1.15 Учетные регистры
- 1.16 Формы бухгалтерского учета
- 1.17 Организация бухгалтерского учета
- 1.18 Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.19 Инвентаризация имущества и обязательств, ее виды, порядок проведения и оформления
- 1.20 Регулирование бухгалтерского учета в Беларуси
- 1.21 Понятие о международных стандартах бухгалтерского учета
- 2 Учет долговых инвестиций и источников их финансирования
- 2.1 Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
- 2.2 Организация учета долгосрочных инвестиций
- 2.3 Учет затрат по строительству объектов
- 2.4 Учет приобретения основных средств
- 2.5 Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- 2.6 Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- 2.7 Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам и нематериальным активам
- 2.8 Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
- 2.9 Определение суммы прибыли, подлежащей льготированию по налогу на прибыль (по капитальным вложениям)
- 2.10 Корреспонденции счетов по учету долгосрочных инвестиций
- 3 Учет основных средств
- 3.1 Понятие, классификация и оценка основных средств
- 3.2 Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств
- 3.3 Учет амортизации основных средств
- 3.4 Учет ремонта основных средств
- 3.5 Особенности учета арендованных основных средств
- 3.6 Учет лизинговых операций
- 3.7 Особенности учета основных средств и сумм износа по ним в жилищно-коммунальном хозяйстве
- 3.8 Учет доходных вложений в материальные ценности
- 3. 9 Инвентаризация основных средств
- 3.10 Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств
- 3.11 Понятие и учет основных средств в соответствии с международными учетными стандартами
- 3.12 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
- 3.13 Корреспонденции счетов по учету основных средств
- 4 Учет нематериальных активов
- 4.1 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
- 4.2 Учет поступления и создания нематериальных активов
- 4.3 Учет амортизации нематериальных активов
- 4.4. Учет выбытия нематериальных активов
- 4.5. Корреспонденции счетов по операциям движения нематериальных активов
- 5 Учет производственных запасов
- 5.1 Материально-производственные запасы, их классификация, оценка, задачи учета
- 5.2 Понятие и оценка материальных запасов по международным учетным стандартам
- 5.3 Документальное оформление поступления и расходов производственных запасов
- 5.4 Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- 5.5. Синтетический учет производственных запасов
- 5.6 Учет животных на выращивании и откорме
- 5.7 Особенности учета хозяйственного инвентаря (предметов)
- 5.8 Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- 5.9 Налоги по хозяйственным операциям движения производственных запасов
- 5.10 Инвентаризация товарно-материальных ценностей
- 5.11 Корреспонденции счетов по учету производственных запасов
- 6 Учет труда и его оплаты
- 6.1 Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления
- 6.2 Состав фонда заработной платы и выплат социального характера
- 6.3 Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 6.4 Документальное оформление работ и выплата по договорам гражданско-правового характера
- 6.5 Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции
- 6.6 Синтетический учет расчетов по оплате труда
- 6.7 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению и других налогов на заработную плату
- 6.8 Учет удержаний из заработной платы
- 6.9 Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из заработной платы
- 7 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
- 7.1 Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. Задачи учета затрат на производство
- 7.2 Основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
- 7.3 Понятие расходов организации и определение их величины
- 7.4 Признание (учет) расходов организации
- 7.5 Классификация расходов организации по обычным видам деятельности
- 7.6 Состав затрат, включаемых в расходы организации, учитываемых при налогообложении прибыли
- 7.7 Учет расходов по элементам затрат
- 7.8 Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
- 7.9 Учет затрат на оплату труда
- 7.10 Учет расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей
- 7.11 Учет расходов по обслуживанию производства и управлению
- 7.12 Учет потерь от брака
- 7.13 Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов
- 7.14 Учет и инвентаризация незавершенного производства
- 7.15 Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка
- 7.16 Учет нормируемых расходов для целей налогообложения
- 7.17 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств
- 7.18 Сводный учет затрат на производство
- 7.19 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
- 7.20 Принципы распределения затрат в управленческом учете
- 7.21 Особенности учета затрат в торговых организациях
- 7.22 Учет затрат на содержание объектов непроизводственной сферы
- 7.23 Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- 7.24 Корреспонденции счетов по учету затрат на производство
- 8 Учет готовой продукции и ее реализации
- 8.1 Готовая продукция и ее оценка
- 8.2 Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
- 8.3 Учет реализации продукции
- 8.4 Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке
- 8.5 Учет товаров
- 8.6 Учет расходов на реализацию
- 8.7 Инвентаризация готовой продукции и товаров
- 8.8 Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации
- 9 Учет денежных средств
- 9.1 Учет кассовых операций и денежных документов
- 9.2 Безналичные формы расчетов
- 9.3 Учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке
- 9.4 Учет переводов в пути
- 9.5 Корреспонденции счетов по операциям денежных средств
- 10 Учет финансовых вложений
- 10.1 Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. Изменения оценки отдельных видов вложений
- 10.2 Учет вкладов в уставные фонды других организаций
- 10.3 Учет финансовых вложений в акции
- 10.4 Учет долговых ценных бумаг
- 10.5 Учет финансовых вложений в займы
- 10.6 Учет операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества
- 10.7 Учет финансовых векселей
- 10.8 Учет опционов и фьючерсных контрактов
- 10.9 Инвентаризация финансовых вложений
- 10.10 Корреспонденции счетов по операциям финансовых вложений
- 11 Учет расчетов
- 11.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности
- Ндс при списании дебиторской задолженности
- 11.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 11.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 11.4 Учет резервов по сомнительным долгам
- 11.5 Учет расчетов с использованием векселей
- 11.6 Учет расчетов по посредническим операциям
- 11.7 Учет продажи продукции при товарообменных (бартерных) сделках
- 11.8 Учет уступки требования
- 11.9. Учет авансов выданных и полученных
- 11.10 Учет кредитов и займов. Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности
- 11.11 Учет подотчетных сумм
- 11.12 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- 11.13 Учет расчетов с учредителями
- 11.14 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- 11.15 Учет внутрихозяйственных расчетов
- 11.16 Учет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом
- 11.17 Учет расчетов с дочерними и зависимыми организациями (внутригрупповых расчетов)
- 11.18 Корреспонденции счетов по операциям расчетов
- 12 Учет расчетов с бюджетом
- 12.1 Особенности учета налогов и сборов
- 12.2 Учет расчетов по налогам
- 12.3 Учет местных налогов и сборов
- 12.4 Корреспонденции счетов по операциям расчетов с бюджетом
- 13 Учет денежных средств и операций в иностранной валюте
- 13.1 Оценка активов и обязательств организаций в иностранной валюте
- 13.2 Учет курсовой разницы
- 13. 3 Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету
- 13.4 Учет операций по обязательной продаже валютной выручки
- 13.5 Учет операций по покупке и продаже иностранной валюты посредством уполномоченных банков
- 13.6 Учет ценных бумаг в иностранной валюте
- 13.7 Перевод финансовых отчетов в иностранную валюту
- 13.8 Особенности финансовой отчетности в условиях гиперинфляции
- 14 Учет капитала
- 14.1 Учет уставного (складочного) капитала (фонда)
- 14.2 Учет уставного фонда акционерного общества
- 14.3 Особенности учета расчетов по выделенному имуществу и распределению доходов на унитарных предприятиях
- 14.4 Особенности учета капитала и прибыли (убытка) в товариществах и кооперативах
- 14.5 Учет резервного фонда
- 14.6 Учет добавочного фонда
- 14.7 Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
- 14.8 Учет целевого финансирования
- 14.9 Учет операций по приобретению имущества на аукционе и по конкурсу
- 14.10 Чистые активы организации
- 14.11 Бухгалтерский учет при реорганизации и ликвидации юридических лиц
- 14.12 Корреспонденции счетов по операциям движения капитала организации
- 15. Учет финансовых результатов
- 15.1 Понятие и классификация доходов организации
- 2. Прибыль (убыток) от реализации.
- 15.2 Структура и порядок формирования финансового результата
- 15.3 Учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)
- 15.4 Учет операционных и внереализационных доходов и расходов
- 15.5 Учет недостач и потерь от порчи ценностей
- 15.6 Учет резервов предстоящих расходов
- 15.7 Учет расходов будущих периодов
- 15.8 Учет доходов будущих периодов
- 15.9 Учет прибылей и убытков
- 15.10 Корреспонденции счетов по операциям учета финансовых результатов и использования прибыли
- 16 Учетная политика организаций
- 16.1 Понятие и формирование учетной политики
- 16.2 Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)
- 16.3 Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета
- 16.4 Раскрытие учетной политики
- 17 Учет отдельных операций и ценностей, не принадлежащих организации на правах собственности
- 17.1 Учет арендованных основных средств
- 17.2 Учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку и на комиссию
- 17.3 Учет оборудования для монтажа
- 17.4 Учет бланков ценных бумаг
- 17.5 Учет и сроки списания в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов
- 17.6 Учет доверительных операций