1.17 Организация бухгалтерского учета
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
В соответствии со статьей 6 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации» Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении делают заявку на их получение от вышестоящей организации.
Все формы первичных учетных документов, как типовых, так и разработанных самостоятельно, составляются с соблюдением требований, предусмотренных Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов (почтой, телеграфом и др.) и фамилия работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй — по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.
В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета, которая будет применена на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При выборе форм учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
Значительное место в плане технического оформления учета должно быть уделено механизации и автоматизации учета. Причем помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и различного рода средств механизации, измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).
В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.
При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.
Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организаций применяют централизованную систему бухгалтерского учета.
В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой в производственных подразделениях, кроме составления первичных документов, ведут аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость изделий и т.п. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.
В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7—9 человек.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, бюро, секторов, групп, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и части крупных организаций.
В средних организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):
материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;
группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;
общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.
Кроме того, в состав бухгалтерии входят группы (отделы) капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В крупных организациях кроме перечисленных обычно выделяют группы (отделы) учета тары, учета основных средств, расчетную группу, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами, группу подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическую группу и др.
Общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций представлена на рис. 1.11.
При комбинированной организации структуры бухгалтерии в ней выделяются специальные структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетентности. Такая форма организации аппарата бухгалтерии применяется в особо крупных организациях и в производственных объединениях.
Рисунок 1.11 – Структура бухгалтерского аппарата
Важным этапом разработки структуры бухгалтерии является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.
Основным назначением графиков учетных работ является распределение работ между исполнителями, определение времени выполнения работ, намечаются мероприятия по научной организации труда счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные.
В индивидуальных графиках (календарных планах) указывается, какие работы должны выполняться каждым работником и срок их выполнения. Графиком регламентируется занятость работника и в течение рабочего дня, и на более длительные периоды (месяц, квартал и т.д.).
В структурных графиках указывается, какие работы и в какой срок должны выполняться отдельными структурными частями бухгалтерии или организации (расчетной группой бухгалтерии, складом, цехом и т.п.).
В сводном графике указываются сроки выполнения отдельных учетных работ (составление отчетности, проведение инвентаризации и т.п.) по организации в целом. В нем в обобщенном виде отражается весь учетный процесс, и ответственность за его выполнение несет главный или старший бухгалтер организации. Графики учетных работ составляются в виде таблиц, причем в таблицах предусматриваются отметки о сроках выполнения запланированных работ.
- А.В.Бугаев бухгалтерский учет
- Витебск
- Содержание
- 1 Основы бухгалтерского учета
- 1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси
- 1.2 Основные положения Закона Республики Беларусь «о бухгалтерском учете и отчетности»
- 1.3 Концепция бухгалтерского учета в Беларуси
- 1.4 Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
- 1.5 Пользователи бухгалтерской информации
- 1.6 Объекты бухгалтерского учета и их классификация
- 1.7 Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.8 Международные бухгалтерские принципы
- 1.9 Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций
- 1.10 Последующая оценка активов по ias и gaap
- Учет согласно мсбу. Баланс и отчет о прибылях и убытках на следующие четыре года в соответствии со стандартами мсбу будет выглядеть следующим образом:
- Учет оборудования:
- Учет сырья:
- Учет ценных бумаг:
- Учет согласно требований белорусского законодательства
- 1.11 Счета и двойная запись
- 1.12 Счета синтетического и аналитического учета
- 1.13 Оборотные ведомости
- 1.14 План счетов бухгалтерского учета
- 1.15 Учетные регистры
- 1.16 Формы бухгалтерского учета
- 1.17 Организация бухгалтерского учета
- 1.18 Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.19 Инвентаризация имущества и обязательств, ее виды, порядок проведения и оформления
- 1.20 Регулирование бухгалтерского учета в Беларуси
- 1.21 Понятие о международных стандартах бухгалтерского учета
- 2 Учет долговых инвестиций и источников их финансирования
- 2.1 Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
- 2.2 Организация учета долгосрочных инвестиций
- 2.3 Учет затрат по строительству объектов
- 2.4 Учет приобретения основных средств
- 2.5 Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- 2.6 Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- 2.7 Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам и нематериальным активам
- 2.8 Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
- 2.9 Определение суммы прибыли, подлежащей льготированию по налогу на прибыль (по капитальным вложениям)
- 2.10 Корреспонденции счетов по учету долгосрочных инвестиций
- 3 Учет основных средств
- 3.1 Понятие, классификация и оценка основных средств
- 3.2 Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств
- 3.3 Учет амортизации основных средств
- 3.4 Учет ремонта основных средств
- 3.5 Особенности учета арендованных основных средств
- 3.6 Учет лизинговых операций
- 3.7 Особенности учета основных средств и сумм износа по ним в жилищно-коммунальном хозяйстве
- 3.8 Учет доходных вложений в материальные ценности
- 3. 9 Инвентаризация основных средств
- 3.10 Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств
- 3.11 Понятие и учет основных средств в соответствии с международными учетными стандартами
- 3.12 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
- 3.13 Корреспонденции счетов по учету основных средств
- 4 Учет нематериальных активов
- 4.1 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
- 4.2 Учет поступления и создания нематериальных активов
- 4.3 Учет амортизации нематериальных активов
- 4.4. Учет выбытия нематериальных активов
- 4.5. Корреспонденции счетов по операциям движения нематериальных активов
- 5 Учет производственных запасов
- 5.1 Материально-производственные запасы, их классификация, оценка, задачи учета
- 5.2 Понятие и оценка материальных запасов по международным учетным стандартам
- 5.3 Документальное оформление поступления и расходов производственных запасов
- 5.4 Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- 5.5. Синтетический учет производственных запасов
- 5.6 Учет животных на выращивании и откорме
- 5.7 Особенности учета хозяйственного инвентаря (предметов)
- 5.8 Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- 5.9 Налоги по хозяйственным операциям движения производственных запасов
- 5.10 Инвентаризация товарно-материальных ценностей
- 5.11 Корреспонденции счетов по учету производственных запасов
- 6 Учет труда и его оплаты
- 6.1 Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления
- 6.2 Состав фонда заработной платы и выплат социального характера
- 6.3 Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 6.4 Документальное оформление работ и выплата по договорам гражданско-правового характера
- 6.5 Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции
- 6.6 Синтетический учет расчетов по оплате труда
- 6.7 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению и других налогов на заработную плату
- 6.8 Учет удержаний из заработной платы
- 6.9 Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из заработной платы
- 7 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
- 7.1 Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. Задачи учета затрат на производство
- 7.2 Основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
- 7.3 Понятие расходов организации и определение их величины
- 7.4 Признание (учет) расходов организации
- 7.5 Классификация расходов организации по обычным видам деятельности
- 7.6 Состав затрат, включаемых в расходы организации, учитываемых при налогообложении прибыли
- 7.7 Учет расходов по элементам затрат
- 7.8 Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
- 7.9 Учет затрат на оплату труда
- 7.10 Учет расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей
- 7.11 Учет расходов по обслуживанию производства и управлению
- 7.12 Учет потерь от брака
- 7.13 Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов
- 7.14 Учет и инвентаризация незавершенного производства
- 7.15 Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка
- 7.16 Учет нормируемых расходов для целей налогообложения
- 7.17 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств
- 7.18 Сводный учет затрат на производство
- 7.19 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
- 7.20 Принципы распределения затрат в управленческом учете
- 7.21 Особенности учета затрат в торговых организациях
- 7.22 Учет затрат на содержание объектов непроизводственной сферы
- 7.23 Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- 7.24 Корреспонденции счетов по учету затрат на производство
- 8 Учет готовой продукции и ее реализации
- 8.1 Готовая продукция и ее оценка
- 8.2 Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
- 8.3 Учет реализации продукции
- 8.4 Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке
- 8.5 Учет товаров
- 8.6 Учет расходов на реализацию
- 8.7 Инвентаризация готовой продукции и товаров
- 8.8 Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации
- 9 Учет денежных средств
- 9.1 Учет кассовых операций и денежных документов
- 9.2 Безналичные формы расчетов
- 9.3 Учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке
- 9.4 Учет переводов в пути
- 9.5 Корреспонденции счетов по операциям денежных средств
- 10 Учет финансовых вложений
- 10.1 Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. Изменения оценки отдельных видов вложений
- 10.2 Учет вкладов в уставные фонды других организаций
- 10.3 Учет финансовых вложений в акции
- 10.4 Учет долговых ценных бумаг
- 10.5 Учет финансовых вложений в займы
- 10.6 Учет операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества
- 10.7 Учет финансовых векселей
- 10.8 Учет опционов и фьючерсных контрактов
- 10.9 Инвентаризация финансовых вложений
- 10.10 Корреспонденции счетов по операциям финансовых вложений
- 11 Учет расчетов
- 11.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности
- Ндс при списании дебиторской задолженности
- 11.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 11.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 11.4 Учет резервов по сомнительным долгам
- 11.5 Учет расчетов с использованием векселей
- 11.6 Учет расчетов по посредническим операциям
- 11.7 Учет продажи продукции при товарообменных (бартерных) сделках
- 11.8 Учет уступки требования
- 11.9. Учет авансов выданных и полученных
- 11.10 Учет кредитов и займов. Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности
- 11.11 Учет подотчетных сумм
- 11.12 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- 11.13 Учет расчетов с учредителями
- 11.14 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- 11.15 Учет внутрихозяйственных расчетов
- 11.16 Учет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом
- 11.17 Учет расчетов с дочерними и зависимыми организациями (внутригрупповых расчетов)
- 11.18 Корреспонденции счетов по операциям расчетов
- 12 Учет расчетов с бюджетом
- 12.1 Особенности учета налогов и сборов
- 12.2 Учет расчетов по налогам
- 12.3 Учет местных налогов и сборов
- 12.4 Корреспонденции счетов по операциям расчетов с бюджетом
- 13 Учет денежных средств и операций в иностранной валюте
- 13.1 Оценка активов и обязательств организаций в иностранной валюте
- 13.2 Учет курсовой разницы
- 13. 3 Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету
- 13.4 Учет операций по обязательной продаже валютной выручки
- 13.5 Учет операций по покупке и продаже иностранной валюты посредством уполномоченных банков
- 13.6 Учет ценных бумаг в иностранной валюте
- 13.7 Перевод финансовых отчетов в иностранную валюту
- 13.8 Особенности финансовой отчетности в условиях гиперинфляции
- 14 Учет капитала
- 14.1 Учет уставного (складочного) капитала (фонда)
- 14.2 Учет уставного фонда акционерного общества
- 14.3 Особенности учета расчетов по выделенному имуществу и распределению доходов на унитарных предприятиях
- 14.4 Особенности учета капитала и прибыли (убытка) в товариществах и кооперативах
- 14.5 Учет резервного фонда
- 14.6 Учет добавочного фонда
- 14.7 Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
- 14.8 Учет целевого финансирования
- 14.9 Учет операций по приобретению имущества на аукционе и по конкурсу
- 14.10 Чистые активы организации
- 14.11 Бухгалтерский учет при реорганизации и ликвидации юридических лиц
- 14.12 Корреспонденции счетов по операциям движения капитала организации
- 15. Учет финансовых результатов
- 15.1 Понятие и классификация доходов организации
- 2. Прибыль (убыток) от реализации.
- 15.2 Структура и порядок формирования финансового результата
- 15.3 Учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)
- 15.4 Учет операционных и внереализационных доходов и расходов
- 15.5 Учет недостач и потерь от порчи ценностей
- 15.6 Учет резервов предстоящих расходов
- 15.7 Учет расходов будущих периодов
- 15.8 Учет доходов будущих периодов
- 15.9 Учет прибылей и убытков
- 15.10 Корреспонденции счетов по операциям учета финансовых результатов и использования прибыли
- 16 Учетная политика организаций
- 16.1 Понятие и формирование учетной политики
- 16.2 Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)
- 16.3 Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета
- 16.4 Раскрытие учетной политики
- 17 Учет отдельных операций и ценностей, не принадлежащих организации на правах собственности
- 17.1 Учет арендованных основных средств
- 17.2 Учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку и на комиссию
- 17.3 Учет оборудования для монтажа
- 17.4 Учет бланков ценных бумаг
- 17.5 Учет и сроки списания в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов
- 17.6 Учет доверительных операций