2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Бухгалтерская отчетность как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание.
Предметом БУ в обобщенном виде выступает хоз-ная деятельность п\п с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности п\п. Составными частями предмета являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно свести в две группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия
имущество организации – хозяйственные средства, функционирующий капитал,
обязательства организации-источники формирования ее имущества;
объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия
хоз-ые операции, вызывающие изменение им-ва и источников их формирования.
Хоз-ые средства любого п\п можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны состав имущества, из каких видов состоят средства (активный капитал), с другой – за счет каких источников это имущество приобреталось и сформировалось (пассивный капитал).
Метод БУ - это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность этих приемов и называется методом бухгалтерского учета. К ним относятся:
• наблюдение за объектами учета: документация, инвентаризация;
• измерение объектов учета в денежном выражении: оценка, калькуляция;
• группировка и отражение хозяйственных операций: счета, двойная запись;
• обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности: баланс, бухгалтерская отчетность.
Методы бухгалтерского учета:
Документирование - все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.
Инвентаризация - средства контроля за сохранностью имущества п\п; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств.
Оценка - денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.
Калькуляция - служит основой для определения себестоимости единицы продукции и определения средних издержек производства; включает прямые и косвенные расходы.
Счета - предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и их источников; делятся на активные и пассивные счета.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета и в кредит другого.
Баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.
Бухгалтерская отчетность - система показателей отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату; финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность орг-ии является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год)
- 1. Сущность и виды бухгалтерского учета
- 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Счета и двойная запись
- Балансовое обобщение и отчетность
- Документация и документооборот
- Калькуляция
- Инвентаризация и оценка капитала
- Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение
- Бухгалтерский учет: цели, концепции и принципы
- 10. Учетная политика организации
- Синтетические и аналитические счета, 13. Взаимосвязь между счетами и балансом
- Взаимосвязь между счетами и балансом
- Учет основных средств и нематериальных активов
- Учет движения основных средств
- Учет амортизации и ремонта основных средств
- Инвентаризация основных средств
- Бухгалтерский учет долгосрочных вложений
- Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
- Учет поступления нематериальных активов
- Учет амортизации и выбытия нематериальных активов
- Учет материальных оборотных активов
- Документальное оформление поступления и расхода производственных запасов
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- Организация синтетического учета материалов
- Организация и проведение инвентаризации материалов
- Виды инвентаризации
- Учет заработной платы
- 30. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат.
- Сущность и порядок учета денежных средств
- Учет кассовых операций
- Учет операций на расчетных, валютных счетах и на специальных счетах в банках
- Учет переводов в пути
- Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности
- Учет текущих обязательств и расчетов с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами
- Учет резервов по сомнительным долгам
- Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
- Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции
- Система счетов для учета затрат на производство продукции
- Учет реализации продукции (работ, услуг)
- Учет расходов на продажу
- Сущность и порядок учета финансовых результатов организации
- Понятие доходов и расходов организации
- Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности
- Учет прочих доходов и расходов
- Учет расчетов по налогу на прибыль
- Учет формирования финансовых результатов организации