1. Аудит расчетов с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам предприятия на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Аудит таких расчетов может быть организован в два этапа. На первом этапе выполняется подтверждение целесообразности расходов, произведенных подотчетными лицами, правильности их оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета. На втором осуществляется проверка правильности организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами.
В процессе реализации первого этапа проверки на основе сделанного ранее вывода об эффективности систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами аудиторы принимают решение о методе проверки: сплошной или выборочный. Условием применения выборочного контроля является высокая, по мнению аудиторов, эффективность функционирования названных систем. В выборку включаются авансовые отчеты различных подотчетных лиц, по различным направлениям расходов и относящиеся к разным отчетным периодам. В противном случае методом сплошной проверки авансовых отчетов аудиторы устанавливают суммы, выдаваемые отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировки, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами. В результате могут быть выявлены факты оплаты командировочных расходов (суточных, оплаты проезда и проживания в местах командировки) сверх установленных норм. Суммы превышения установленных норм, не подтвержденные документально, подлежат включению в совокупный доход работника и обложению налогом на доходы физических лиц. Эти суммы не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, а уплаченный по ним НДС не относится к налоговым вычетам.
Обоснованность произведенных через подотчетное лицо представительских расходов должна подтверждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначении лица, ответственного за проведение мероприятия; программы встречи с представителями другого предприятия; сметы расходов, утвержденной руководителем; акта с приложенными документами, подтверждающими расходы; списка участников встречи и др.
Выявляя факты нарушений, аудиторы регистрируют их в рабочих документах и определяют сумму заниженной для налогообложения прибыли, а также дополнительных начислений единого социального налога и налога на доходы физических лиц.
Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, аудиторы должны учитывать, что сроки, на которые выдаются денежные средства в подотчет устанавливаются приказом руководителя предприятия и фиксируются в положении об учетной политике. Для контроля за сохранностью имущества предприятия целесообразно также отдельным приказом определить состав должностных лиц, которым разрешено получать наличные денежные средства на хозяйственные и представительские расходы.
Достоверность записей по данному разделу учета подтверждается по итогам взаимной сверки сумм сальдо и оборотов по подотчетным лицам в аналитическом учете с суммами сальдо и оборотов по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочей документации
- Ответы на экзаменационные вопросы по аудиту
- 1. Аудит расчетов с подотчетными лицами
- 2. Существенность в аудите
- Аудиторский риск и его компоненты
- 4. Организация внутреннего аудита.
- 5. Аудит отчетности экономического субъекта
- 7. Аудит обязательств
- 8. Аудит основных средств и нематериальных активов
- 9. Документирование и оформление результатов аудита
- 10. Понятие, цель и задачи аудиторской деятельности
- 11. Контроль качества аудиторской деятельности.
- 12. Аудит материально-производственных запасов
- 13. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- 14. Аудит расчетов по налогам и сборам
- 15. Аудит капитала, фондов и финансирования.
- 16. Аудит кассовых операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках
- 17. Планирование аудиторской деятельности
- 18. Аудит уставного капитала и расчетов с учредителями