8. Аудит основных средств и нематериальных активов
Целью аудита основных средств является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней, а также установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Для достижения цели аудита следует решить следующие задачи:
— изучение условий хранения и эксплуатации основных средств, их состава и структуры;
— подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами;
— подтверждение расчетов начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения ее в учете;
— установление объемов, выполненных ремонтов основных средств и правомерности отражения ремонтов по их проведению в учете в зависимости от выбранного метода;
— подтверждение итогов, проведенной в отчетном году переоценки основных средств;
—оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.
Источниками информации при осуществлении проверки являются: договора купли-продажи основных средств; акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1); акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3); акт на списание основных средств (форма ОС-4); акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а); акты ввода в эксплуатацию; накладные; счета фактуры; инвентарные карточки (форма ОС-6); опись инвентарных карточек; инвентарные книги; акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией ; акт о приемке-передаче оборудования (ф. № ОС-14); акт о приемке-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС-15); акт о выявленных дефектах оборудовании (ф. № ОС-16); учетные регистры (журналы-ордера № 10, 13 и 10/1, ведомости, машинограммы) по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25, 26, 84, 91 и др.; Главная книга; баланс; отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).
При аудиторской проверке аудитору необходимо получить подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств. Аудитору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, в необходимых случаях - и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством. Особое внимание должно быть уделено проверке сохранности и наличия основных средств является выяснение правильности оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности. Для проведения проверки аудитор привлекает первичные документы, формы которых унифицированы. Проверка правильности оценки основных средств может быть сплошной (при небольшом количестве объектов) или выборочной.
В процессе аудиторской проверки возникают следующие типичные ошибки:
— несвоевременное оприходование основных средств;
— неправильное определение первоначальной стоимости объектов основных средств, что приводит к завышению (занижению) амортизационных отчислений и искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество;
— реконструкция (модернизация) основных средств отражена в качестве их ремонта;
— начисление износа по полностью амортизированным объектам основных средств;
Цель аудита учета операций с нематериальными активами состоит в обосновании мнения о достоверности и полноте информации о нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации.
Для того чтобы сформировать объективное мнение об этом аудитор должен решить ряд задач:
— изучить состав и структуру нематериальных активов по данным регистров бухгалтерского учета;
— подтвердить право собственности на объекты нематериальных активов;
— установить правомерность отражения в учете операций с нематериальными активами;
— подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам;
— оценить качество инвентаризации нематериальных активов.
Источники информации: Положение об учетной политике предприятия; договоры, подтверждающие передачу прав собственности на объекты нематериальных активов; авторские договоры; акты приемки-передачи нематериальных активов; протоколы о внесении объектов нематериальных активов в уставный капитал; карточки учета нематериальных активов; разработочные таблицы по расчету амортизационных отчислений; учетные регистры по счетам 04, 05, 91, 60, 76; Главная книга, баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), финансовая отчетность.
В ходе проверки аудиторами производится изучение объектов нематериальных активов и документов подтверждающих право собственности на них; проверка данных регистров учета нематериальных активов и сверка их со счетами Главной книги; проверка первичных документов по движению нематериальных активов с целью подтверждения наличия всех необходимых реквизитов, достоверности арифметических расчетов и соответствия осуществляемых операций действующему законодательству; анализ правильности начисления амортизации нематериальных активов и достоверности отражения ее на счетах бухгалтерского учета.
К наиболее типичным можно отнести следующие ошибки:
- неправомерное включение хозяйственных средств в состав нематериальных активов объектов учета (например, принятие к учету материальных носителей с результатами интеллектуальной деятельности, неисключительных прав на пользование результатами интеллектуальной деятельности);
— неправильное формирование первоначальной стоимости объектов нематериальных активов; .
— необоснованное определение срока полезного использования нематериального актива;
— неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов;
— отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований и др.
- Ответы на экзаменационные вопросы по аудиту
- 1. Аудит расчетов с подотчетными лицами
- 2. Существенность в аудите
- Аудиторский риск и его компоненты
- 4. Организация внутреннего аудита.
- 5. Аудит отчетности экономического субъекта
- 7. Аудит обязательств
- 8. Аудит основных средств и нематериальных активов
- 9. Документирование и оформление результатов аудита
- 10. Понятие, цель и задачи аудиторской деятельности
- 11. Контроль качества аудиторской деятельности.
- 12. Аудит материально-производственных запасов
- 13. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- 14. Аудит расчетов по налогам и сборам
- 15. Аудит капитала, фондов и финансирования.
- 16. Аудит кассовых операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках
- 17. Планирование аудиторской деятельности
- 18. Аудит уставного капитала и расчетов с учредителями