logo search
УМКД БФО 2012

Тема 6: «Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснительная записка, ее содержание»

1. Значение и роль отчетности об изменения капитала. Информация в отчете о структуре капитала

Отчет об изменениях капитала является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, детально раскрывает информацию об изменениях собственного капитала организации.

Цель отчета об изменении капитала – выяснить причины изменений в структуре капитала, раскрыть его составление и основные направления движения. Отчет об изменении капитала состоит из 3-х разделов.

  1. Движение капитала.

  2. Корректировки в связи с имением учетной политики и исправлении ошибок.

  3. Чистые активы.

В первом разделе отчета об изменениях капитала раскрывается информация:

1. За период, предшествующий предыдущему отчетному периоду.

2. За период, предшествующий отчетному периоду.

3. За отчетный период.

Информация об изменениях капитала строятся на основании показателей (остатков и оборотов), по синтетическим счетам 80,81,83,82 и 84.

Величина капитала за год, предшествующий предыдущему отчетному периоду, раскрывается в виде остатка на 31 декабря данного отчетного периода.

Величина капитала за предшествующий и отчетный годы раскрывается в разрезе его увеличения и уменьшения.

Основными источниками увеличения капитала является:

  1. Чистая прибыль, может быть направлена на увеличение собственного капитала причем накопленная как за отчетный, так и за предыдущий периоды.

  2. Переоценка имущества приводит к увеличению добавочного капитала, а также нераспределенной прибыли в случаях увеличения стоимости имущества, раннее подвергшегося уценке.

  3. Доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала, влияют на увеличение добавочного капитала и нераспределенной прибыли (эмиссионный доход).

  4. Дополнительный выпуск акций приводит к увеличению уставного капитала, добавочного капитала, собственных акций, выкупленных у акционеров.

  5. Увеличение номинальной стоимости акций приводит к увеличению уставного капитала, добавочного капитала и собственных акций, выкупленных у акционеров.

  6. Реорганизация юридического лица, как правило, приводит к увеличению всех составляющих собственного капитала.

Уменьшение капитала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Убыток, списанный по результатам предыдущего или отчетного года.

  2. Переоценка имущества, приводящего к возможному уменьшению добавочного капитала и нераспределенной прибыли.

  3. Расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала в части добавочного капитала и нераспределенной прибыли.

  4. Уменьшение номинальной стоимости акций.

  5. Уменьшение количества акций.

  6. Реорганизация юридического лица.

  7. Дивиденды в части нераспределенной прибыли.

Определенной строкой в отчете о движении капитала по показывается изменение добавочного капитала за счет резервного капитала и нераспределенной прибыли, а также изменение резервного капитала.

По итогам предыдущего или отчетного года выводятся остаток капитала на 31 декабря.

Положительные величины в отчете показываются в обычном порядке, отрицательные – в круглых скобках.

В отчете предусмотрено изменение величины составляющих капитала строго по целевому назначению.

Второй раздел отчета является новшеством данной формы и введен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к раскрытию информации бухгалтерской отчетности ПБУ 21/2008, 22/2010.

Во втором разделе корректировки раскрываются за два отчетных периода: за год, предшествующий предыдущим, и за предыдущий год.

В разделе «Капитал» должен быть представлен в сумме до корректировок и после корректировок. Отдельными строками выделены показатели до корректировок после них.

Корректировки осуществляются в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок.

Третий раздел отчета раскрывает информацию о стоимости чистых активов организации на 31 декабря года, предшествовавшего предыдущему, предыдущего и отчетного года.

2. Порядок расчета стоимости чистых активов в отчете об изменениях капитала

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая вычислением из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

В настоящий момент расчет стоимости чистых активов осуществляется в соответствии с приказом Минфина РФ № 10н от 29.01.2003 «О стоимости чистых активов АО» и используется всеми хозяйственными субъектами независимо от организационно-правовой формы.

При осуществлении расчета стоимости чистых активов оценка имущества, средств в расчетах и других активах и пассивов организации производится с учетом требований ПБУ и других нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Основанием для производства расчета является бухгалтерский баланс организации. В состав активов, принимаемых к расчету, включается:

  1. Внеоборотные активы, отражаемые во I разделе актива баланса.

  2. Оборотные активы, отражаемые во II разделе актива баланса за исключением задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету включается:

1. Долгосрочные обязательства по займам и кредиторам и прочие долгосрочные обязательства отражаемые в IV разделе пассива баланса.

2. Краткосрочные обязательства по займам и кредиторам, кредиторская задолженность, задолженность учредителями по выплате доходов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства, отражаемые в V разделе пассива баланса.

Оценка стоимости чистых активов АО должна осуществляться ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты, и раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Предприятия всех остальных организационно-правовых форм (за исключение АО) осуществляют расчет собственности чистых активов на конец отчетного года и раскрывают в годовой бухгалтерской отчетности.

Стоимость чистых активов совпадает с показателями реального собственного капитала, если по окончанию второго и каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов организации окажется меньше уставно капитала, организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала.

Если стоимость чистых активов становиться меньше определенного законодательством min размера уставного капитал (для ООО, ЗАО – 10 т.р., ОАО – 100 т.р.) организация подлежит ликвидации.

Чистые активы организации является показателями, необходимыми для оценки динамики, структуры и рентабельности реального собственного капитала.

Данные показатели важны для собственников, поскольку они инвестируют свои средства с целью получения прибыли на вложенный капитал.

Рентабельность чистых активов сравнивается с возможностями получения дохода от вложения инвестиционных средств в другие виды деятельности, депозиты или ценные бумаги.

Помимо этого рентабельность собственного капитала является основой для осуществления котировок акций и формирования их рыночного курса и для определения рыночной стоимости долей.

  1. Раскрытие информации о наличие и движение в отчетном периоде НМА в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Приказом Минфина №66н от 02.07.2010г (начиная с отчетности за 2011 год) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводятся в случае, когда без знания соответствующей информации заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

  1. Организация может выбрать рекомендованный вариант формы или разработать свою форму, но с обязательным условием, чтобы в Пояснениях была раскрыта вся существенная информация для заинтересованных пользователей. Можете оформлять пояснения в текстовой и/или табличной форме. Если организация выберет табличную форму пояснений, то лучше ориентироваться на пример их оформления, данный Минфином (Приложение N 3 к Приказу N 66н). В старой форме № 5 «Пояснительная записка» в этом разделе раскрывалась информация об НМА организации.

Согласно приложению №3 нового приказа оформления пояснений касающихся раскрытию информации о наличии и движении нематериальных активов представлены в табличной форме (4 таблицы), и содержат следующие разделы:

1. Нематериальные активы и расходы на НИОКР

1.1. Наличие и движение нематериальных активов.

Нематериальные активы. Счет 04 «НМА», 05 «Амортизация НМА».

Отдельные расшифровки по группам объектов.

В случае переоценки в графе «Первоначальная стоимость» приводится текущая рыночная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость.

1.2. Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией.

Отдельные расшифровки по группам объектов.

1.3. Нематериальные активы с полностью погашенной стоимостью.

Отдельные расшифровки по группам объектов.

1.5. Незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов.

Незаконченные операции по приобретению нематериальных активов по отдельным группам объектов.

4. Раскрытие информации о наличие и движение в отчетном периоде расходов на НИОКР и технологические работы в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

В этом разделе следует раскрыть в соответствии с пунктом 16 ПБУ 17/02 информацию о расходах на НИОКР и технологические работы, выполняемые для собственных нужд, не на продажу. К разделу «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические расходы» бухгалтер отражает сумму расходов по незаконченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на начало и конец отчетного периода.

Информация по наличию и движению НИОКР по объектам (группам объектов) объединена в одном разделе «Нематериальные активы и расходы на НИОКР».

1. Нематериальные активы и расходы на НИОКР.

1.4. Наличие и движение результатов НИОКР.

Отдельные расшифровки по группам объектов. Счет 04 «НМА» субсчет для НИОКР.

1.5. Незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов.

Затраты по незаконченным исследованиям и разработкам по отдельным группам объектов. Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

5. Раскрытие информации о наличие и движение в отчетном периоде основных средств в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Согласно приложению №3 нового приказа оформления пояснений касающихся раскрытию информации о наличии и движении основных средств представлены в табличной форме (4 таблицы) и содержат следующие разделы:

Наличие и движение ОС.

- Основные средства (без учета доходных вложений в материальные ценности). Счет 01 «ОС», 02 «Амортизация ОС»;

- Учтено в составе доходных вложений в материальные ценности – всего. Разница между остатками по счетам 03 "Доходные вложения в материальные ценности" и 02 "Амортизация ОС" в части амортизации, начисленной по этим объектам.

Отдельные расшифровки по группам объектов.

Незавершенные капитальные вложения.

- Незавершенное строительство и незаконченные операции по приобретению, модернизации и т.п. ОС. Также отдельные расшифровки по группам объектов.

Сальдо по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 07 «Оборудование к установке» в части затрат, относящихся к строительству объектов ОС.

Изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

- Увеличение стоимости объектов ОС в результате достройки, дооборудования, реконструкции – всего. Содержит расшифровки по объектам ОС.

- Уменьшение стоимости объектов ОС в результате частичной ликвидации. Тоже содержит расшифровки по отдельным объектам ОС.

Счет 01 «Основные средства»

Иное использование ОС.

- Переданные в аренду ОС, числящиеся на балансе. Счет 01 «ОС» субсчет «ОС, переданные в аренду другим организациям»;

- Переданные в аренду основные средства, числящиеся за балансом;

- Полученные в аренду ОС, числящиеся на балансе; Счет 001 «Арендованные ОС»

- Полученные в аренду ОС, числящиеся за балансом;

- Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и фактически используемые, находящиеся в процессе государственной регистрации; Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств» или счет 01 «ОС» субсчет «ОС, право собственности, на которые не зарегистрировано»;

- ОС, переведенные на консервацию. Счет 01 «ОС» субсчет «ОС переведенные на консервацию»

- Иное использование основных средств (залог и др.).

6. Раскрытие информации о наличие и движение в отчетном периоде финансовых вложений в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Сейчас в разделе «Финансовые вложения» изменился состав показателей. Он приведен в соответствии с требованиями ПБУ 19/02 «Учет денежных вложений».

В составе финансовых вложений помимо прочих выделены депозитные вклады.

По строке «Прочие» отражаются суммы по договорам, переуступки права требования.

В ПБУ 19/02 все ценные бумаги разделил на две группы:

– финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

– финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Первая группа финансовых вложений отражается в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости. Для этого производится корректировка их оценки на предыдущую отчетную дату. Такая корректировка производится ежемесячно или ежеквартально.

Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и их предыдущей оценкой относится на операционные доходы и расходы организации в корреспонденции ее счетом 58.

Сумма корректировок отражается справочно к разделу «Финансовые вложения».

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость. Поскольку их последующая оценка не производится, то с этой точки зрения они подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации на отчетную дату по первоначальной стоимости. При этом по долговым ценным бумагам организациям разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода) относить на финансовые результаты.

Справочно суммы доначисленного дисконта отражаются в разделе «Финансовые вложения».

Сейчас раздел состоит из 2 таблиц:

3. Финансовые вложения.

3.1. Наличие и движение финансовых вложений.

В данном подразделе необходимо указывать дополнительную информацию: изменения финансовых вложений за период (выбытие, начисление процентов и т.д.), их иное использование.

Также здесь учитывается:

- разница между первоначальной и текущей рыночной - по финансовым вложениям, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

- начисленная в течение срока обращения разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью - по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость;

- величина резерва под обесценение финансовых вложений, созданного на предыдущую отчетную дату - по финансовым вложениям, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.

Счет 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

3.2. Иное использование финансовых вложений.

Финансовые вложения, находящиеся в залоге по отдельным группам объектов.

Финансовые вложения, переданные третьим лицам (кроме продажи) по отдельным группам объектов.

Иное использование финансовых вложений (залог и др.) по отдельным группам объектов.

7. Раскрытие информации о наличие и движение в отчетном периоде запасов в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

С 2011 года пояснения дополнены разделом «Запасы» в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, где раскрывается информация по группам запасов: остатки на начало и конец года, изменения за период (поступило, выбыло, резерв под снижение стоимости, в залоге и т.д.).

В формах Пояснений кроме показателей на начало и конец отчетного периода и изменений за период, для сопоставимости показателей данные по строкам приводятся также и за предыдущий год.

Согласно приложению №3 нового приказа оформления пояснений касающихся раскрытию информации о наличии и движении запасов представлены в табличной форме (2 таблицы), и содержат следующие разделы:

4. Запасы.

4.1. Наличие и движение запасов.

Раскрывается информация по группам запасов: остатки на начало и конец года, изменения за период (поступило, выбыло, резерв под снижение стоимости, в залоге и т.д.).

4.2. Запасы в залоге.

Запасы, не оплаченные на отчетную дату по группам запасов.

Запасы, находящиеся в залоге по договору по группам запасов.

8. Раскрытие информации о наличии и движении в отчетном периоде дебиторской и кредиторской задолженности в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Согласно приложению №3 приказа МФ РФ № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» пояснения касающиеся раскрытия информации о наличии и движении дебиторской и кредиторской задолженности представлены в табличной форме (4 таблицы).

В данном разделе приводятся данные о дебиторской и кредиторской задолженности организации, учитываемой на счетах учета расчетов.

Для раскрытия информации о состоянии дебиторской задолженности используются данные по дебетовым остаткам по счетам 60, 62, 63, 68, 69, 71, 73, 75, 76.

В таблице 7.1 «Наличие и движение дебиторской задолженности» (Приложение 1) в графе «Долгосрочная дебиторская задолженность - всего» указывается информация о дебиторской задолженности со сроком погашения более одного года. Данная информация предоставляется за 2 периода: за отчетный год и предыдущий отчетному. Долгосрочная дебиторская задолженность отражается в Пояснениях отдельно по каждому виду задолженности.

В графе «Краткосрочная дебиторская задолженность - всего» показывается общая сумма средств, которую организация должна получить от других организаций и физических лиц в течение 12 месяцев. Она также представляется за 2 периода и в разрезе отдельных ее видов.

Сумма данных граф показывает всю дебиторскую задолженность организации и отражается по строке «Итого».

Дебиторская задолженность отражается в Пояснениях на начало года, на конец периода, а также показываются изменения за период.

В графах «на начало года» и «на конец периода» необходимо указать сумму задолженности учтенную по условиям договора, а также величину резерва по сомнительным долгам.

В графе «изменения за период» отражается:

поступление задолженности в результате хозяйственных операций (сумма долга по сделке операции). Данные раскрываются за минусом дебиторской задолженности, поступившей и погашенной (списанной) в одном отчетном периоде;

поступление причитающихся процентов, штрафов и иных начислений;

выбытие дебиторской задолженности в результате погашения, списания на финансовый результат, восстановления резерва.

Также в данной графе показывается сумма задолженности, переведенной из долгосрочной в краткосрочную.

В таблице 7.2 Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (продолжение Приложения 1) раскрывается информация о просроченной дебиторской задолженности. Данные о величине просроченной дебиторской задолженности представляются за 3 периода: отчетный, предыдущий отчетному и предшествующий предыдущему. Суммы задолженности указываются в разрезе отдельных ее видов отдельно по балансовой стоимости и по учтенной по условиям договора.

Для раскрытия информации о состоянии кредиторской задолженности используются данные по кредитовым остаткам по счетам 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71 73, 76.

В таблице 7.3 Пояснений (продолжение Приложения 1) раскрывается информация о наличии и движении кредиторской задолженности.

По строке «Долгосрочная кредиторская задолженность - всего» отражается общая сумма долгосрочной кредиторской задолженности, которая расшифровывается в последующих графах по видам.

По строке «Краткосрочная кредиторская задолженность - всего» отражается общая сумма денежных средств, которую организация должна уплатить другим организациям и физическим лицам в течение 12 месяцев. Данная строка также детализируется по видам задолженности.

Общая сумма кредиторской задолженности отражается в строке «Итого». Ее получают путем сложения показателей отдельно по каждой графе.

Все данные приводятся за 2 периода: отчетный и предыдущий отчетному.

Данные о кредиторской задолженности приводятся в сумме остатков на начало года и на конец периода. Также следует указать данные об изменении задолженности за период. В частности:

суммы поступившей кредиторской задолженности в результате хозяйственных операций и суммы причитающихся процентов, штрафов и иных начислений.

выбывшей задолженности в результате погашения или списания на финансовый результат.

Также приводятся данные о величине кредиторской задолженности, переведенной из долгосрочной в краткосрочную.

В таблице 7.4 Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (продолжение Приложения 1) раскрывается информация о просроченной кредиторской задолженности. Данные о величине просроченной дебиторской задолженности представляются за 3 периода: отчетный, предыдущий отчетному и предшествующий предыдущему. Суммы задолженности указываются в разрезе отдельных ее видов.

9. Раскрытие информации о составе затрат на производство в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

В данном разделе (таблица 8 «Затраты на производство» Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках следует расшифровать расходы организации по основному виду деятельности. При заполнении раздела следует руководствоваться положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Отдельно указываются суммы:

- материальных затрат;

- затрат на оплату труда;

- отчислений на социальные нужды;

- начисленной амортизации;

- прочие расходы (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.).

Чтобы заполнить данные строки, следует использовать информацию по дебету счетов учета затрат на производство и реализацию (счета 10, 70, 69, 02 и др.) за 2 периода: отчетный и предыдущий отчетному.

Общая величина расходов по обычным видам деятельности показывается в строке «Итого по элементам». Для заполнения этой строки нужно сложить показатели предыдущих строк отдельно по каждой графе.

Помимо этого в данном разделе указывают, на сколько изменились (выросли или уменьшились) остатки по счетам 20, 21, 23, 29, 40 и 44 – строка «Изменение остатков (прирост [-], уменьшение [+]): незавершенного производства, готовой продукции и др.»

10. Раскрытие информации о начисленных и использованных резервов под условные обязательства в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Под условным обязательством понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации.

 

К условным обязательствам относятся: 

существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения которого существует неопределенность; 

возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо ненаступлением будущих событий, не контролируемых организацией.

Условное обязательство в бухгалтерском балансе не отражается. Организация должна раскрывать информацию об условном обязательстве, за исключением случаев, когда уплата маловероятна.

Условные обязательства необходимо постоянно анализировать на предмет определения вероятности уплаты. Если становится вероятным, что потребуется уплата по статье, которая ранее характеризовалась как условное обязательство, то в финансовой отчетности следует отразить резерв за тот период, в котором уплата стала вероятной.

Величина резерва, должна соответствовать наиболее адекватной оценке расходов. Расчет суммы резерва выполняется на основе профессионального суждения руководства и по результатам заключения независимых экспертов. Дополнительными основаниями могут служить события, произошедшие после отчетной даты. Размер резерва зависит от степени вероятности убытков. Если возможно несколько равновероятных вариантов развития событий, то в расчет принимается среднее значение соответствующих им оценок резерва.

Резервы под условные обязательства отражаются в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в таблице «Резервы под условные обязательства».

В данной таблице приводится информация по каждому резерву, образованному в связи с последствиями условного факта.

Данные приводятся:

в  сумме резерва на начало и конец отчетного периода; 

в сумме начисленного резерва;

в сумма резерва, использованного в отчетном периоде. В течение отчетного года при фактическом наступлении фактов хозяйственной деятельности, ранее признанных организацией условными, последствия которых были учтены при создании резерва, в бухгалтерском учете организации отражается сумма расходов организации, связанных с выполнением организацией признанных обязательств, или кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва (счет 96);

в сумме восстановленного резерва.

11. Раскрытие информации о полученных и выданных обеспечениях в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Обеспечение (гарантия) представляет собой документ, в котором одна организация гарантирует другой выполнение обязательств в определенный срок на определенную сумму и подтверждает, что готова погасить задолженность, если она образуется вследствие неисполнения обязательств.

В качестве обеспечения полученных займов, отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг используются, в частности, облигации, векселя, иные ценные бумаги и виды имущества.

Полученные обязательства учитываются по их стоимости или стоимости, установленной договором. Если в гарантии не указана точная сумма, то в бухгалтерском учете она принимается исходя из условий договора.

Информация о полученных и выданных обеспечениях раскрывается в таблице «Обеспечения обязательств»

По строке «Полученные - всего» нужно показать суммы всех полученных гарантий того, что обязательства и платежи будут выполнены. Чтобы заполнить эту строку, нужно использовать аналитические данные по дебету забалансового счета 008.

Информация о полученных обеспечениях обязательств раскрывается по каждому виду этих обеспечений.

По строке «Выданные - всего» показываются суммы выданных обеспечений. Чтобы заполнить эту строку, нужно использовать данные по дебету забалансового счета 009.

Информация о выданных обеспечениях обязательств раскрывается по каждому виду этих обеспечений.

Все данные приводятся за 3 периода: отчетный, предыдущий отчетному и предшествующий предыдущему.

12. Раскрытие информации о государственной помощи в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

В таблице «Государственная помощь» Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках следует отразить суммы полученных дотаций, субсидий и кредитов от государства. При заполнении данного раздела следует руководствоваться положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000.

Чтобы заполнить строку «Получено бюджетных средств - всего», нужно взять данные по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Ниже по строкам необходимо расшифровать, на какие цели были получены бюджетные средства, а именно на текущие расходы и на вложения во внеоборотные активы. Данные приводятся за 2 периода: отчетный и предыдущий отчетному.

Суммы полученных кредитов из бюджета здесь отражать не надо. Их учитывают по следующей строке «Бюджетные кредиты - всего».

Чтобы заполнить эту строку, следует использовать аналитические данные по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции со счетами 50 и 51. Данные приводятся в расшифровке по целям получения кредита, за отчетный и предыдущий годы.

Следует указать сумму бюджетного кредита на начало и конец каждого года, а также суммы полученных и возвращенных кредитов в течение каждого года.

13. Разделы пояснительной записки и их характеристика

Пояснительная записка не включена в состав отчетных форм, рекомендованных Приказом МФ РФ № 66н от 2 июля 2010г. Однако в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 Пояснительная записка – такая же самостоятельная часть бухгалтерской отчетности как и все ее остальные формы.

В силу того, что Приказом МФ № 66н Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут быть представлены в табличном или текстовом формате, Пояснительная записка будет являться текстовой частью данных пояснений.

Пояснительная записка должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предыдущие годы, применяемых методах оценки, существенных статьях бухгалтерской отчетности и т.п. Особое внимание в пояснительной записке должно быть уделено фактам неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности с соответствующим обоснованием.

Пояснительная записка должна выполнять следующие основные задачи:

1) раскрывать существенную информацию, содержащуюся в статьях бухгалтерской отчетности и информацию, не отражаемую в системном учете, но необходимую для характеристики деятельности организации.

2) обеспечить информационную разгрузку форм бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка является неформализованной частью бухгалтерской отчетности. Содержание и структура пояснительной записки определяется предприятием самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике.

Каждая организация определяет объем информации приводимой в пояснительной записке и форму подачи материала в виде текста, таблиц, диаграмм, схем и т.п. Помимо этого, организация вправе самостоятельно определить периодичность представления Пояснительной записки в составе бухгалтерской отчетности.

Исходя из анализа нормативных актов по бухгалтерскому учету, данные документы определяют лишь общие требования к содержанию Пояснительной записки.

Как правило, Пояснительная записка состоит из трех частей:

1) общие сведения об организации;

2) расшифровка важнейших статей и операций, отраженных в бухгалтерской отчетности;

3) аналитические показатели, характеризующие деятельность предприятия.

В соответствии с ПБУ 4/99 в пояснительной записке в обязательном порядке должны быть отражены:

1) показатели, которые не нашли отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности, в частности – сведения об объемах продаж в натуральных показателях по операционным сегментам (виды выпускаемой продукции, работ, услуг или виды деятельности) и географическим рынкам сбыта.

2) расшифровки прочих активов и пассивов, дебиторов и кредиторов, иных прочих обязательств, отдельных прибылей и убытков в случае существенности данных показателей в валюте баланса или в общей сумме итогов в Отчете о прибылях и убытках. Уровень существенности определяется организацией самостоятельно, фиксируется в приказе об учетной политике и, как правило, устанавливается в пределах рекомендуемых 5%.

3) данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности, но до ее представления и существенно влияющих на имущественное финансовое положение и финансовые результаты деятельности.

4) показатели состояния и эффективности использования активов организации. В частности, основных средств, нематериальных активов, запасов, капитальных и финансовых инвестиций, денежных средств и дебиторской задолженности.

5) показатели состояния и эффективности использования капитала и обязательств (собственного и заемного капитала).

6) порядок расчета аналитических финансовых показателей (рентабельности, ликвидности, платежеспособности), а также оценка деловой активности организации.

7) элементы учетной политики, отличные от предыдущего отчетного периода. В пояснительной записке необходимо определить изменения учетной политики, их причины и влияние на финансовые результаты организации.

8) сведения о наличии и местонахождении и наименовании дочерних, зависимых обществ и их вид деятельности.

9) характеристика условных фактов хозяйственной деятельности, которые являются существенными и имеют место на дату подписания годовой бухгалтерской отчетности.

10) основные проводимые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, их влияние на уровень капитальных вложений, прибыль отчетного года и их финансовые последствия для будущих периодов и др.

Лекция 7.