logo search
3_kurs / методички / бухгалтерский учет в торговле / Бухгалтерский учет в торговле упп

2.7. Учет возврата товаров от покупателей

Каждому покупателю Законом предоставлено право обменивать купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона или комплектации (Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 502). Предприятия розничной торговли, в свою очередь, обязаны соблюдать права покупателя, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55. Из этих документов следует, что требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (автомобили, мотоциклы, прицепы и другие номерные агрегаты; мебель; электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях; гражданское оружие и другое).

В соответствии со статьей 21 Закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товаров и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара на день предъявления требования продавец (изготовитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования.

Прием от покупателя недоброкачественного товара оформляется накладной в двух экземплярах, один из которых прилагается к товарному отчету, а другой возвращается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар. В таблице 4 приведен пример отражения на счетах бухгалтерского учета основных операций, связанных с возвратом товаров от покупателей.

Необходимо также помнить, что на основании пункта 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, – технического паспорта или иного заменяющего его документа.

Если возвращенный товар потерял свои потребительские свойства и подлежит уценке, то это делается в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (пункт 62) с отражением в учете согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана четов). При установлении факта вины изготовителя (поставщика) недоброкачественного товара претензии могут быть предъявлены к поставщику этого товара.

Таблица 4