Инвентаризация имущества и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.
Инвентаризация – проверка на определенный момент времени фактического наличия имущества (НМА, основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг, расчетов) и обязательств предприятия и их соответствия данным бухгалтерского учета
Инвентаризации подлежат:
—все имущество предприятия независимо от его местонахождения;
—все виды финансовых обязательств;
—производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (арендованные, находящиеся на ответственном хранении и т. п.);
—имущество, не учтенное по каким—либо причинам.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Методика проведения инвентаризации, порядок документального оформления ее результатов определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Инвентаризация проводится плановая — не реже одного раза в год, внеплановая — при смене материальноответственного лица, пожарах, хищениях, по требованию вышестоящих, налоговых и следственных органов, руководства, а также и в других случаях. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
—при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
—перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
—при смене материально ответственных лиц;
—при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
—в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
—при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением разделительного или ликвидационного баланса;
—в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данные о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств должны быть внесены в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. За правильность, своевременность, полноту и точность оформления материалов инвентаризации несет ответственность инвентаризационная комиссия. Руководитель предприятия назначает постоянно действующую инвентаризационную комиссию, в состав которой входят представители бухгалтерии, другие специалисты. Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно—материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория бухгалтерского учета»
- Бухгалтерский учет, его сущность и значение.
- Хранение документов и регистров бухгалтерского учета.
- Нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации бухгалтерского учета на предприятиях рф
- Виды оценок внеоборотных активов.
- Оценка оборотных активов.
- Оценка оборотных активов.
- Принципы (допущения) бухгалтерского учета.
- Измерители, применяемые в бухгалтерском учете.
- Классификация имущества предприятия.
- Финансовая (бухгалтерская) отчетность.
- Классификация обязательств предприятия.
- Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение.
- Состав и структура обязательств предприятия.
- Виды бухгалтерского баланса.
- По содержанию
- По времени составления
- По источнику составления
- По объему информации
- По характеру деятельности
- По времени ориентации
- По объекту отражения
- По способу очистки
- Оценка в бухгалтерском учете.
- Правила (требования) бухгалтерского учета
- Калькуляция в бухгалтерском учете.
- Аналитические счета и оборотные ведомости по счетам аналитического учета.
- Документирование в бухгалтерском учете
- Объекты бухгалтерского учета.
- Бухгалтерский баланс, его сущность и значение
- Регистры бухгалтерского учета
- Двойная запись и ее значение
- Внутренние и внешние пользователи учетной информации.
- Классификация счетов по назначению и структуре.
- Реальные и нереальные (нематериальные) ценности предприятия.
- Национальный план счетов бухгалтерского учета.
- Учет капитала предприятия
- Синтетические счета, субсчета, аналитические счета.
- Принцип имущественной обособленности предприятия.
- Связь между синтетическими и аналитическими счетами.
- Учет обязательств предприятия. Положение по бухгалтерскому учету Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте пбу 3/2006
- Собирательно-распределительные счета.
- Калькуляционные счета, особенности записей на них.
- Типы хозяйственных операций по их влиянию на баланс.
- Отчетная информация и ее пользователи (статический и динамический баланс).
- Процесс заготовления (снабжения).
- Порядок исправления ошибок на счетах и регистрах бухгалтерского учета.
- Процесс производства продукции (работ, услуг).
- Классификация обязательств предприятия.
- Процесс продажи продукции (работ, услуг).
- Виды оценок основных средств и нематериальных активов.
- Бухгалтерский баланс – главная форма отчетности предприятия.
- Активные, пассивные, активно-пассивные счета. Особенности отражения хозяйственных операций на них.
- Первичные учетные документы.
- Двойная запись и ее значение.
- Классификация счетов по экономическому содержанию.
- Национальные стандарты бухгалтерского учета рф.
- Амортизация основных средств. Способы (методы) амортизации.
- Бухгалтерский баланс предприятия в рф.
- Инвентаризация имущества и обязательств.
- Синтетический и аналитический учет.
- Характеристика форм бухгалтерского учета.
- Простые и сложные проводки.