logo search
Аудит для заочников - лекции

Аудит, его содержание и виды

Поскольку проведение аудиторских проверок явление для нашей страны сравнительно новое, то зачастую аудит отождествляют с ревизией. В действительности же это разные понятия.

Ревизия рассматривается как составляющая часть системы управленческого контроля. Среди основных задач ревизии можно назвать такие, как контроль за использованием средств, контроль за соблюдением дисциплины, контроль за сохранностью материальных и финансовых ресурсов, контроль правильности постановки бухгалтерского учета, пресечение фактов бесхозяйственности, приписок и т.д.

Аудит, как уже было отмечено, представляет собой независимую экспертизу финансовой отчетности или относящейся к ней финансовой информации с целью получения определенных выводов.

Основные различия между аудитом и ревизией можно обозначить следующим образом: правовые, целевые, объектные, по оплате, по достаточности, по результатам.

Правовые различия. При проведение аудиторских проверок имеет место гражданское право. Аудит проводится на основании договоров. При ревизии - административное право. Ревизии проводятся на основании законов, инструкций, приказов вышестоящих органов или приказов государственных органов

Целевые различия. Проведение аудиторских проверок имеет целью -выявление имеющихся недостатков, их оценка и признание, как неотъемлемого элемента хозяйствования. При проведении ревизий ставится цель - выявить недостатки, оценить их и искоренить.

По объекту проверки. При аудите проверяется все, что ухудшает финансовое положение клиента, а при ревизии - все, что нарушает действующее законодательство, учетную политику предприятия и т.п.

По степени достаточности. Основной принцип, лежащий в основе аудиторской проверки – разумность, с ориентацией на соотношение затрат и результатов. При проведение ревизии достаточность определяется максимально возможной точностью выявления виновных лиц, определения размера ущерба.

По оплате. При проведении аудиторской проверки платит клиент, а при ревизии – вышестоящая организация или государство.

По результатам. Основным результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Для предприятия важен отчет аудитора или аналитическая часть аудиторского заключения. Основным результатом ревизии является акт ревизии, определенные организационные выводы, взыскания, указания по устранению нарушений и обязательная проверка выполнения указаний.

В зависимости от содержания заказа на аудиторские услуги и направления внимания аудитора виды аудита могут быть различными. Это внешний и внутренний аудит, управленческий аудит, добровольный и обязательный, оперативный аудит деятельности руководства, экологический аудит и т.д.

Как внешний, так и внутренний аудит может охватывать проверку финансовой отчетности, оценку характера деятельности клиента, следование процедурам и нормам и т.д. Основные различия между ними вытекают из их основных функций.

Внутренний аудит проводится внутри самой организации по требованию ее руководства и от имени руководства. т.е. внутренний аудит выступит как составляющая системы управления предприятием. Основное назначение внутреннего аудита - оказать помощь работникам организации в эффективном выполнении их функций. К функциям внутреннего аудита, кроме того, относится оценка качества управленческой информации, составляющей основу для принятия управленческих решений, и оценка степени полезности методик, используемых для анализа информации. При наличии внутреннего аудита на предприятии постоянно сопоставляются затраты на содержание внутренних аудиторов и результаты от их деятельности. Если баланс не в пользу аудита, то принимается соответствующее решение. Внутренний аудит проводится, как правило два раза в год.

Внешний аудит проводится внешними независимыми аудиторами, осуществляющим проверки сторонних организаций. В отличие от внутреннего, внешний аудит регламентируется юридически. Внешние проверки проводятся в соответствии со стандартами аудита и принципами бухгалтерского учета, принятыми в стране. Проводится такой аудит один раза в год . При проведении внешнего аудита преобладает аудит финансовой отчетности и достоверности информации.

Как одно из направлений внешнего аудита развивается производственный аудит. Основным назначением его является способствовать улучшению использования имеющихся производственных мощностей и росту объема производства.

Методы аудита имеют много общего. Особенно это касается оценки состояния внутреннего контроля и проведения выборочных проверок. Различия преимущественно касаются детальности и точности проверок, целей и отчетности.

При внутреннем аудите цели определяются руководством , при внешнем - цели определяются законоположениями, судебными инстанциями или внешними потребностями.

Различия, касающиеся отчетности, заключаются в том, что внутренние аудиторы отчитываются перед руководством, а при внешнем аудите – перед сторонними группами, перед руководством, и может выступать в качестве дополнительной услуги.

Таким образом, можно сказать , что внутренний аудит служит управленцам для осуществления контрольных функций, а внешний аудит служит интересам сторонних групп.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что функции внутреннего и внешнего аудита дополняя друг друга, но служат различным целям. Но в действительности услуги внешних и внутренних аудиторов существенно перекрываются, поэтому при проведении аудиторских проверок требуется строгая координация их деятельности, чтобы избежать дублирования в работе. Этим объясняется наличие стандарта аудита по оценке состояния внутреннего контроля.

Аудит добровольный (инициативный) и обязательный. Инициативный аудит проводится по заказу заинтересованной стороны (собственников проверяемой организации). При этом масштабы проверки и ее характер определяются желаниями клиента. Это, как правило, тематический аудит - аудит правильности и законности формирования затрат и отнесения их на себестоимость продукции; аудит основных средств; аудит кассы и кассовых операций и т.д. Затраты на проведение инициативного аудита возмещаются за счет инициатора проверки.

Аудит обязательный предусматривается законом (в проекте закона об аудиторской деятельности отмечается, что обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ или международными договорами). Для проведения обязательного аудита предприятие должно приглашать внешнего аудитора, выбор его осуществляется предприятием самостоятельно. Затраты на аудит относятся на себестоимость в соответствии с положением о составе затрат. Обязательная проверка проводится раз в год, по итогам годового отчета. Обязательный аудит всегда комплексный.

Таким образом основными компонентами аудита являются:

- необходимым условием проведения любого аудита является четкое определение рамок деятельности аудитора - это фиксируется в договоре на проведение аудита;

- основное содержание аудита деятельность по сбору и оценке фактов или событий. Без этого ни один аудиторский отчет не может приниматься как факт проверки;

- собранные факты оцениваются в соответствии со стандартами (критериями), которые либо устанавливаются извне (при внешнем аудите), либо вытекают из планов деятельности (при внутреннем аудите);

- основная цель аудитора предоставить недостающую информацию, интересующую инициаторов аудита;

- лица, желающие заниматься аудитом, должны иметь определенную квалификацию, которая подтверждается соответствующими документами (в России аттестат аудитора и лицензия на право заниматься аудиторской деятельностью);

- основным результатом деятельности аудитора является аудиторское заключение.

Необходимость возникновения и этапы развития аудита в РФ. Входе становления и развития аудита у нас в стране можно условно выделить три этапа. Первый этап охватывает 1985-1987г.г. В этот период в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия и т.д., т.е. такие экономические субъекты, которые собственностью государства не являлись. В связи с этим встал вопрос - кто должен проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас можно сказать, что это могли бы быть налоговые службы. Но в современном виде они появились только с мая 1990 г., и, кроме того, это государственные органы.

Или это могли бы быть государственные контрольные органы, в частности Контрольно-Ревизионное Управление Минфина. Необходимо сказать, что аппараты КРУ такие проверки проводили, но с ростом их числа они уже явно не справлялись с объемом работ и, кроме того, в документах, регламентирующих их деятельность, ничего на говорилось о контроле совместных предприятий.

Пытались решить проблему путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп, но это требовало больших затрат времени.

Первая хозрасчетная ревизионная группа была организована в марте 1988г. при КРУ Министерства Финансов Казахской СССР. Ее назначение - оказание предприятиям и организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению бухгалтерского учета и консультированию.

Эта группа добилась определенных успехов и далее пошло распространение ее опыта: созданы группы «Бухучет» при МосГорисполкоме; «Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг ''Невские зори'' и аналогичные в Грузии, Прибалтике, В их названиях слово «аудит» не фигурировало.

В этот период наиболее соответствовала классическим организационно-правовым формам аудита АО ''Инаудит'', организованная 8 сентября 1987 г. специальным постановлением СМ СССР '' О создании Советской аудиторской организации''.

Второй этап становления аудита охватывает 1989 – 1991 г.г. В этот период была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В 1999 г. был опубликован проект этого закона. Наиболее известные отечественные фирмы, возникшие в этот период, это «Контакт», «Руфаудит» – эталоны, на которые ровняются аудиторские фирмы.

Заложенные в учредительных документах этих фирм определения аудита и его целей, нашли свое отражение во ''Временных правилах аудиторской деятельности РФ'' в декабре 1993 года. С 1990 на аудиторском рынке СССР начала действовать крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма «Эрнст энд Янс аудит». Далее начали образовываться общественные организации бухгалтеров и аудиторов

В настоящее время приняты ''Временные правила аудиторской деятельности''; осуществляется лицензирование аудиторской деятельности; в 1995 г. опубликован проект закона об аудиторской деятельности в РФ, но закон не принят.

В настоящее время широко популярно мнение, что аудит - это деятельность, которая направлена на уменьшение предпринимательского риска. Это не совсем так. Существует определение: ''Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов''. Предпринимательский риск компании прямого влияния на аудиторов не оказывает. Всякая экономическая деятельность осуществляется в условиях предпринимательского риска: вероятности усиления инфляции, роста налоговых ставок; вероятности того, что потребители станут покупать продукцию у конкурентов и т.д. Этот риск можно подсчитать и исчислить вероятность благоприятных событий. А вот снижение риска появления неточных сведений в финансовых отчетах – одна из главных задач аудитора. Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой финансовой информации, и это позволит пользователям рассчитывать на то, что информационный риск невелик.