logo
Сущность аудита и аудиторской деятельности

1.2 Правовое регулирование аудиторской деятельности, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Развитие аудита и его регулирование в правом поле является неотъемлемой и главной задачей в Российской Федерации. Четко регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне [15, с. 10].

Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, является Федеральный закон от 07.08.2001года № 119 - Федеральный Закон "Об аудиторской деятельности" (в редакции от 03.11.2006 года) до его принятия, аудиторская деятельность регулировалась Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 года под № 2263. Второй пункт данного Указа гласил о том, что с момента опубликования настоящего Указа, он вступает в силу на всей территории Российской Федерации. Данный Закон будет действовать до момента принятия Федеральным Собранием закона, регулирующего аудиторскую деятельность.

И так с момента принятия Федерального закона "Об аудиторской деятельности" начинается очередной этап в развитии аудита в Российской Федерации.

Несомненно, Временные правила сыграли ключевую роль в деле развития аудита в России. Но постоянно меняющиеся условия на рынке, в сегменте аудиторских услуг, не всегда и не в полном объеме могли отразить не которые сложившиеся жизненные реалии и по этому, остро встал вопрос о совершенствовании существующего законодательства.

Следует обратить внимание на законодательные нормы об аудиторской деятельности, которые содержатся в других Федеральных Законах, должны соответствовать Федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

Другие действия, появляющиеся в ходе аудиторской деятельности, так же могут регулироваться и указом Президента Российской Федерации и не должны вступать в противодействие с существующими Федеральными законами.

Правительство Российской Федерации с целью исполнения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законов, в том числе и указов Президента Российской Федерации, может принять постановление, в которых содержаться законодательные нормы об аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Выделим некоторые подзаконные нормативные, которые регулируют данную деятельность:

- Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита";

- Приказ Минфина РФ от 29 декабря 2006г. N 187н "Об утверждении программы повышения квалификации аудиторов" (с изменениями от 13 июня 2007г.) и другие [15, c. 13].

В случаях, когда указ Президента Российской федерации или Правительства Российской федерации вступает в противоречие с федеральными законами, следует применять Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон.

Существует еще одна группа нормативных актов - это ведомственные акты. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве Финансов в мае 2007 года одобряет новый Кодекс этики аудиторов России.

Организации различных форм собственности, а так же индивидуальные предприниматели периодически могут пользоваться услугами аудиторов в следующих случаях:

- проведение аудита по собственной инициативе или порядке, обязательного аудита;

- при оказании консультативных услуг по некоторым вопросам;

- при оказании помощи в вопросах связанных с ведением бухгалтерского учета на предприятии и других сопутствующих аудиторских услугах

Субъект предпринимательской деятельности, прежде чем принять решение о подписании договора с аудиторской фирмой или с индивидуальным аудитором должен уяснить следующее: ожидание от проверки; сумма заключенного договора; понять смысл оказываемых услуг; оценить существующие риски; четко понимать обоснованы или не обоснованы запросы аудиторов в ходе проведения проверок.

Рождение кодекса аудиторов вызвано тем, что аудиторы в ходе своих проверок работают не только на организации, предпринимателей и предприятия, но и обязаны в первую очередь действовать в интересах общества, то есть озвученное ими мнение о результатах проверки бухгалтерской отчетности должны реально отражать существующие положение дел.

Значение этого мнения весьма велико для пользователей аудиторской отчетности (контрагентов, акционеров, и других заинтересованных лиц).

По этой причине аудиторский подход к проверке полученных сведений, к минимуму разных форм влияния, на полученное мнение, является предметом рассмотрение Кодекса аудитора.

Знание основ данного Кодекса, поясняет налогоплательщику о следующем:

- как и каким образом взаимодействовать с аудитором;

- как когда и при каких обстоятельствах аудиторская организация может просто отказать своему клиенту в предоставлении свих услуг.

Абсолютно все аудиторские фирмы и аудиторы в своей профессиональной деятельности должны соблюдать базовые принципы, которые прописаны в аудиторских стандартах.

Гарант качественного аудита и надежности полученных результатов - это соблюдение аудиторских стандартов.

Мера ответственности аудитора определяется в судебном порядке, где аудиторский стандарт является доказательством качества оказанных услуг и где опираясь на этот стандарт можно доказать степень отступления аудитора от существующего стандарта. Виновник, допустивший в своей практике такое отступление, должен объясниться в причине случившегося.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации [13, c. 23].

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

- на Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- на Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 696 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003года N 405, от 25.08.2006 года N 523) для исполнения требований Федерального закона № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер [1, ст.9]. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

В некоторых случаях, профессиональные аудиторские объединения, в праве на основании своего устава устанавливать для своих членов правила или стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам и правилам об аудиторской деятельности. Все перечисленные выше требования не могут быть противоречить требованиям федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности индивидуальные аудиторы, так же как и аудиторские организации, могут самостоятельно избирать в своей работе различные методы и приемы. Данная деятельность осуществляется на основании требований законодательных и других нормативно правовых актов, и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности за исключением:

- планирования и документирования аудита;

- составления рабочей документации;

- составления аудиторского заключения;

1.3 Понятие аудита и этика аудитора

В Российской Федерации аудиторская деятельность относится к предпринимательской. Основная цель, такой деятельности - это независимая проверка финансовой и бухгалтерской отчетности индивидуальных предприятий и организаций. Латинское слово «auditor» дало рождение такому понятию, как аудитор и переводится как слушатель, ученик или последователь. Основное занятие аудитора это проверка финансовой и хозяйственной деятельности организации или предприятия за определенный промежуток времени. Некоторые эксперты считают, что само понятие аудита гораздо шире и объемнее таких понятий как контроль и ревизия. Причина отличий в следующем, смысл аудита не только проверка достоверной финансово-хозяйственной информации, но и помощь в разработки программ с целью оптимизации расходной части ну и главная цель этого мероприятия - увеличить прибыль.

Аудит служит для уменьшения предпринимательского риска, и нужен для того что бы довести до приемлемого уровня достоверную информацию о риске пользователям финансовых отчетов - такое мнение высказал знаменитый американский специалист в области теории и практики аудита профессор Джордж Робертсон.

Аудит-это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов, в этом и главное отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы.

Аудиторская проверка может осуществляться в любое время несмотря на наличие или не наличие гражданского процесса или, к примеру, уголовного процесса.

Специалист в области аудита могут привлекаться для проведения бухгалтерской экспертизы при осуществлении судебно-бухгалтерской экспертизы [10, с. 226].

Организации, специализирующиеся в области аудита обязуются неукоснительно использовать и четко соблюдать в своих решениях следующие основные профессиональные этические принципы, а именно независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и соблюдение профессионального поведения.

Независимость - обязывает аудитора формировать свое мнение, не взирая, на наличие финансовой, имущественной, родственной или, к примеру какой либо заинтересованности третьих лиц в делах проверяемого субъекта. Все манипуляции аудитор осуществляет четко и строго в рамках договора на осуществление аудиторских услуг. Независимость аудитора и его критерии регламентируется нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическим кодексом аудитора.

Честность - главный принцип в профессиональной деятельности аудитора. Честность и неукоснительное соблюдение норм морали - вот профессиональный долг аудитора.

Объективность - обязывает аудитора быть непредвзятым, беспристрастным и

неподвластным внешним и внутренним влияниям в ходе рассмотрения, каких либо профессиональных вопросов и формировать свои суждения, выводы и делать свои заключения и замечания.

Под понятием профессиональной компетентности скрывается следующий смысл: аудитор в обязательном порядке должен быть обладателем всех необходимых знаний в полном объеме, его умения и навыки помогут аудитору оказывать достаточно квалифицированные и качественные услуги.

Аудиторская организация должна привлекать профессионалов, имеющих соответствующую специальную подготовку, они должны быть компетентными и высококвалифицированными специалистами.

Аудиторская организация оказывает услуги в рамках договора, строго в пределах профессиональной компетенции и полномочий и в строгом соответствии с существующими лицензиями на осуществление своей деятельности. Другие услуги выходящие за все перечисленные выше рамке аудиторские организации осуществлять не должны.

Добросовестность - это одна из главных оценки профессиональных услуг аудитора. Аудитор должен скрупулезно и очень тщательностью, с особым вниманием, оперативно и надлежаще пользоваться своими способностями. Принцип добросовестности, говорит об усердном и ответственном подходе аудитора к своим обязанностям, но не как не должен трактоваться, как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность, обязывает аудитора и аудиторские организации обеспечить сохранность документов, полученные или составленные ими в процессе аудиторских работ. Аудитор, не в коем случае, не должен передавать эти документы их копии как полностью, так и частично или информацию о содержании этих документов третьим лицам без согласия собственника или руководителя экономического субъекта, за исключением случаев, которые предусматривают законодательные акты Российской Федерации. Принцип конфиденциальности обязывает аудитора неукоснительно его соблюдать, даже если разглашение или распространение полученной информации не повлечет за собой проблем материального характера. Данный принцип обязателен, несмотря на наличие или не наличие договорных отношений с клиентом, без ограничения срока давности.

Такое понятие как профессиональное поведение подразумевает соблюдение приоритета общественных интересов и обязывает аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии. Аудитор должен воздерживаться от совершения поступков, которые могут быть несовместимыми с оказанием аудиторских услуг, которые способны снизить уровень уважения и доверия к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Аудиторская организация, так же как и аудитор, будучи членами профессионального объедения, обязаны придерживаться ряду правил и документов так же безоговорочно, как и этическим принципам и правилам этики аудитора, которые приняты профессиональным объедением в добровольном порядке.

Аудиторская организации должна и обязана осуществлять свою профессиональную деятельность в строгом соответствии со стандартами и Правилами аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

На всех этапах аудиторской проверки аудиторская организация должна исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и другая информация об экономическом субъекте могут быть попросту недостоверными.