logo
Сущность аудита и аудиторской деятельности

2.1 Внешний аудит

Главная цель внешнего аудита это дача объективной, реальной и точной информации об аудируемом объекте к достижению главной цели способствуют следующие требования к аудиторской деятельности:

- Независимость и объективность при проведении проверок;

- Конфиденциальность;

- Профессиональная квалификация;

- Применение методов статистики и экономического анализа;

- Применение новых информационных технологий;

- Ответственность аудитора за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия.

Внешний аудит проводится в рамках договора, который заключается с аудиторскими фирмами. Цель такого мероприятия заключена в объективной оценке сложившихся дел на предприятии или в организации, или учреждения (экономический субъект) в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и другие организации.

Если аудит проводится по инициативе руководства организации или по инициативе учредителей экономического субъекта, то такой аудит называется инициативным (добровольным)

Если аудит проводится на основании постановления Правительства Российской Федерации или проведение аудиторской проверки обусловлено прямым указанием в федеральном законе, то такой вид аудита называется обязательным.

Инициативный аудит нацелен на выявление недостатков полученных в процессе ведения бухгалтерского учета, составление отчетности, ошибок в налогообложении, выявление неточностей в проведении анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и оказание ему квалифицированной помощи в организации учета и отчетности. Инициативный аудит преследует следующие цели:

- контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету;

- оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и т.д.

Инициативный аудит бывает комплексным и тематическим. В тематическом аудите контролируются и анализируются исключительно отдельные разделы и участки учета. Различной бывает и глубина аудиторской проверки, например полная и сплошная аудиторская проверка. Здесь работа, с данными учета начинается с первичных документов, является наиболее трудоемкой и ответственной задачей. Методы работы инициативного аудита не имеет отличий от обязательного аудита.

Необходимость в проведении обязательного аудита объясняется:

- спецификой организационно и правовой формы проверяемых лиц (например открытое акционерное общество и так далее):

- характером их функций (например кредитные, страховые организации, биржи, инвестиционные фонды и так далее);

- большим объемом выручки от реализации продукции;

- значительной суммой активов баланса на конец отчетного года;

то есть такими обстоятельствами, которые - в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации - требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ).

Кроме того в обязательном порядке необходимо подтвердить отчетность предприятий, потому что они имеют огромные объемы выручки, которые они получают в результате реализации своих товаров или услуг или своего имущества.

Причина такого пристального внимания со стороны государства в том, что государство в лице аудитора несет в себе контролирующую функцию, так эти предприятия являются крупными налогоплательщиками.

Обязательная аудиторская проверка бывает исключительно комплексной. Такая проверка охватывает абсолютно все сферы деятельности предприятия, абсолютно все разделы и счета бухгалтерского учета, абсолютно все виды имущества, дает оценку работы всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода - можно ли и в какой степени полагаться на информацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности [6, с. 115].

Выводы, полученные в результате обязательной аудиторской проверки, являются публично-правовыми, так как аудиторская организация осуществляющую проверку выступает в качестве независимой контрольно-ревизионной или надзорной инстанции. Такой функцией аудиторскую организацию, согласно закона, уполномочивает государство. Обязательный аудит обязывает аудируемое лицо проводить такую проверку. По результатам проверки выдается аудиторское заключение, которое является обязательным элементом бухгалтерского отчета за год. Без такого заключения государственные налоговые органы, так же как и пользователи этой отчетности не вправе принимать такую отчетность, по причине того, что считать такую отчетность достоверной нельзя.

Перед аудиторской проверкой юридическое лицо заключает договор на оказание соответствующих услуг в качестве корпорации частного права (в рамках предпринимательской деятельности). Это юридическое лицо имеет особенный статус и создается исключительно с целью осуществления аудиторской деятельности. Такое юридическое лицо не вправе вести любую другую предпринимательскую деятельность. В основе такой деятельности (обязательный аудит) лежит больше публичный интерес, а не частный.

Обязательный аудит осуществляется когда:

- Организация существует в форме открытого акционерного общества;

- Если организация является кредитной или существует в виде страховой организации

- Если организация существует в виде общества взаимного страхования;

- Если такая организация является товарной биржей;

- Если такая организация является фондовой биржей;

-Если такая организация является инвестиционным фондом, источник образования средств у которого предусмотрен законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, которого производятся физическими и юридическими лицами или фондом. Источниками образования средств этого фонда будут добровольные отчисления физических и юридических лиц.

- Если объем выручки у организации или к примеру у предпринимателя в результате реализации продукции, или оказанных услуг или выполненных работ превышает в 500 тысяч раз, который установляется законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса выше на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

- Если организация имеет статус государственного унитарного предприятия;

-Если эта организация муниципальное унитарное предприятие, которое основано на праве хозяйственного ведения, в случае соответствия финансовых показателей предыдущему пункту (для муниципальных унитарных предприятий, законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены);

По специальным аудиторским заданиям аудит может проводится при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, при необходимости юридической и экономической экспертизы договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, при анализе эффективности использования капитала и в других случаях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта [9, с. 189].