5.1. Документирование
Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, право на ее совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопровождается выполнением многочисленных и разнообразных операций. В свою очередь каждая хозяйственная операция обязательно оформляется учетными документами, в которых содержатся первичные сведения о совершенных хозяйственных операциях или право на их совершение. Документом должна быть оформлена любая совершенная операция. Именно правильно составленный документ придает операции юридическую силу. Документы должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно. С документами тесно связаны такие понятия, как документация (первичный учет), унификация, стандартизация и документооборот. Документация– это способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами. Правильное и своевременное оформление всех хозяйственных операций документами является начальной стадией бухгалтерского учета. Унификация документов – это разработка типовых форм документов для использования их при оформлении однородных операций в различных организациях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Унифицированные формы первичной документации утверждаются постановлениями Госкомстата России. Стандартизация– это установление одинаковых (стандартных) размеров бланков однотипных документов, которые позволяют более эффективно использовать бумагу при печати документов, уменьшают ее отходы. Кроме того, стандартизация облегчает бухгалтерскую обработку документов, в том числе с помощью ЭВМ, и хранение документов в архиве. Документооборот– это путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив. В каждой организации документооборот разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Отсутствие документооборота или нечеткая его организация приводят к запущенности учета и различным злоупотреблениям.
- Раздел I. Теория бухгалтерского учета
- Тема 1. Принципы и концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике
- Тема 2. Требования и допущения в бухгалтерском учете
- Тема 3. Нормативное регулирование бухгалтеского учета
- Тема 4. Предмет бухгалтерского учета
- Тема 5. Метод бухгалтерского учета
- 5.1. Документирование
- 5.2. Инвентаризация
- 5.3. Счета бухгалтерского учета
- 5.4. Двойная запись
- 5.5. Оценка
- 5.6. Калькулирование
- 5.7. Бухгалтерская отчетность
- 5.8. Бухгалтерский баланс
- Тема 6. Классификация счетов
- Тема 7. Общие принципы бухгалтерского учета хозяйственных процессов
- Тема 8. Типовые изменения в балансе под влиянием совершенных хозяйственных операций
- Тема 9. Учетные регистры и формы бухгалтерской отчетности
- Тема 10. Исправление ошибок в документах и учетных регистрах
- Тема 11. Формы бухгалтерского учета
- Тема 12. Права и обязанности главного бухгалтера
- Тема 13. Учетная политика
- Раздел II. Бухгалтерский учет в производственной сфере
- Тема 14. Учет денежных средств
- 14.1. Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций
- 14.2. Порядок открытия расчетных счетов в банке и ведения операций по ним
- 14.3. Расчеты платежными поручениями
- 14.4. Учет денежных средств, находящихся в аккредитивах
- 14.5. Учет переводов в пути
- 14.6. Учет денежных документов
- Тема 15. Учет материально-производственных запасов
- 15.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов
- 15.2. Оценка материально-производственных запасов при поступлении
- 15.3. Учет материально-производственных запасов
- 15.4. Учет отпуска материально-производственных запасов
- 15.5. Учет выбытия материально-производственных запасов
- 15.6. Инвентаризация материально-производственных запасов
- Тема 16. Учет долгосрочных инвестиций
- 16.1. Внеоборотные активы: понятие, виды
- 16.2. Определение первоначальной стоимости объектов при приобретении
- Тема 17. Учет основных средств
- 17.1. Понятие, классификация средств
- 17.2. Учет поступления основных средств
- 17.3. Учет амортизации основных средств
- 17.4. Учет затрат на восстановление основных средств
- 17.5. Учет выбытия объектов основных средств
- 17.6. Учет аренды основных средств. Виды аренды
- 17.7. Учет аренды имущества, предоставляемого за плату во временное пользование, у арендатора и арендодателя
- 17.8. Учет имущества, предоставляемого по договору финансовой аренды (лизинга), у лизингодателя и лизингополучателя
- 17.9. Инвентаризация основных средств
- Тема 18. Учет нематериальных средств
- 18.1. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
- 18.2. Учет поступления нематериальных активов
- 18.3. Учет амортизации нематериальных активов
- 18.4. Учет выбытия нематериальных активов
- 18.5. Деловая репутация
- Тема 19. Учет труда и его оплата
- 19.1. Формы и системы оплаты труда. Виды оплаты труда
- 19.2. Учет личного состава работников
- 19.3. Учет компенсационных выплат
- 19.4. Расчет удержаний из заработной платы работников
- Тема 20. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
- 20.1. Классификация производственных затрат
- 20.2. Система счетов бухгалтерского учета для учета затрат на производство
- 20.3. Общая схема учета затрат
- 20.4. Разграничение затрат по временным периодам
- 20.5. Незавершенное производство
- 20.6. Нормативный метод калькулирования себестоимости
- 20.7. Позаказный метод калькулирования себестоимости
- 20.8. Попередельный метод калькулирования себестоимости
- Тема 21. Учет финансовых вложений
- 21.1. Определение, классификация и оценка финансовых вложений
- 21.2. Выбытие финансовых вложений
- Тема 22. Учет расчетов
- 22.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
- 22.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 22.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 22.4. Учет расчетов с персоналом по предоставленным займам, по возмещению материального ущерба, по прочим операциям
- 22.5. Формирование и учет резервов по сомнительным долгам
- 22.6. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете
- 22.7. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 22.8. Учет расчетов с бюджетом
- 22.9. Учет расчетов с органами социального страхования
- Тема 23. Расчеты по кредитам и займам
- 23.1. Понятие кредитов и займов. Их отличительные особенности
- 23.2. Виды кредитов и порядок их учета. Документальное оформление кредитов
- 23.3. Учет кредитов для персонала
- 23.4. Виды займов и порядок их учета
- 23.5. Учет выпущенных облигаций
- 23.6. Учет налоговых кредитов
- 23.7. Учет бюджетных кредитов
- Тема 24. Учет готовой продукции и ее продажи
- 24.1. Готовая продукция и ее оценка
- 24.2. Отгрузка (отпуск) продукции, работ и услуг покупателям и заказчикам
- 24.3. Учет расходов на продажу
- Тема 25. Учет финансовых результатов
- 25.1. Классификация доходов и расходов
- 25.2. Признание доходов и расходов
- 25.3. Порядок определения финансового результата от продаж
- 25.4. Порядок определения финансового результата по прочим видам деятельности
- 25.5. Порядок отражения операций по формированию финансового результата на счетах бухгалтерского учета
- Тема 26. Учет капитала
- 26.1. Капитал и его составляющие
- 26.2. Уставный капитал
- 26.3. Резервный капитал
- 26.4. Добавочный капитал
- Тема 27. Отчетность организации
- 27.1. Требования к составлению бухгалтерской отчетности
- 27.2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности
- 27.3. Значение и функции бухгалтерского баланса
- 27.4. Значение и функции отчета о прибылях и убытках
- 27.5. Сводная бухгалтерская отчетность