logo
19-11-2014_13-28-11 / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Глава 9 основные направления создания и развития оптово-логистических центров торговли потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения

Цель создания оптово-логистических центров - повышение эффективности оптовой торговли за счет ускорения оборачиваемости товаров, снижения затрат на товаропродвижение, повышения качества обслуживания.

Оптово-логистические центры осуществляют поставку и обработку оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, имеют склады для хранения и переработки мелких и крупных партий грузов общего назначения, склады временного хранения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров и оказывают услуги по использованию имеющихся складских помещений и оборудования, оптимизации товаропотоков, в том числе транспортно-экспедиционные и логистические.

В отличие от организаций, выполняющих функции складирования и хранения товаров, основной функцией оптово-логистических центров является обработка товарных потоков, связанная с разукрупнением и укрупнением партий товаров, их комплектованием, формированием и расформированием по направлениям перевозки, с упаковкой и пакетированием, маркировкой товаров, выполнением комплекса сервисных услуг.

Спецификой оптово-логистического центра является расширенный объем предоставляемых услуг. В этих целях на территории центра могут размещаться торговые, транспортные и логистические организации, реализовываться программы по кооперации, направленные на улучшение качественных показателей и повышение конкурентоспособности.

Целесообразность создания оптово-логистических центров обусловлена их высокой эффективностью, достигаемой за счет выполнения комплекса услуг по обработке товаропотоков.

К числу общеэкономических факторов, определяющих динамику спроса на услуги оптово-логистических центров, относятся:

во-первых, увеличение доходов населения и, как следствие, рост потребительского спроса на качественные и конкурентоспособные отечественные, а также импортные товары и соответственно рост объемов розничной торговли. При этом торговые сети начинают осваивать регионы и их доля в структуре объемов розничной торговли постоянно увеличивается. В тех областных центрах, где более быстрыми темпами развиваются торговые сети, целесообразно создавать оптово-логистические центры;

во-вторых, развитие белорусских промышленных организаций также требует создания современной складской и логистической инфраструктуры на территории Беларуси;

в-третьих, рост объемов внешней торговли.

Создание оптово-логистических центров также будет стимулировать рост объемов продаж белорусских товаров за счет улучшения условий их поставок внутри страны и на экспорт. Кроме того, повысится привлекательность Беларуси для товарных потоков, бизнеса и инвестиций за счет снижения транспортно-логистических издержек и рисков на ее территории. Как следствие, увеличится экспорт услуг.

Значителен мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики, выражающийся в сокращении транспортных затрат, развитии машиностроительного комплекса страны и, в частности, производства продукции для складского хозяйства.

Кроме того, создание центров на основе крупных оптовых организаций может способствовать укреплению их позиций и стать одним из приоритетных направлений кардинального повышения эффективности оптовой торговли.

Основными функциями оптово-логистических центров являются:

формирование на внутреннем рынке оптового торгового звена потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения отечественного производства, а также импортируемой в республику;

поставка и обработка оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства;

оптимизация схем внутреннего и транзитного товародвижения на основе анализа сложившихся внутренних и внешних товаропотоков республики;

модернизация складской инфраструктуры подведомственных торговых организаций, в том числе за счет нового строительства, повышения уровня автоматизации и механизации погрузочно-разгрузочных и складских операций;

разработка и внедрение программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию складского учета и подготовку товарно-транспортных документов и их передачу в электронном виде;

создание условий для привлечения транзитных грузопотоков в республику;

повышение качества обслуживания клиентов при реализации товаров, работ, логистических услуг;

оптимизация торгово-технологических и складских операций с целью снижения эксплуатационных издержек;

оптимизация транспортных потоков, что позволяет повысить эффективность использования транспорта;

контроль качества товаров, поддержание соответствия (сертификация);

создание условий для подготовки и повышения квалификации специалистов в области логистики.

Стратегия развития оптово-логических центров должна быть четко ориентирована на запросы потребителей и базироваться на определении круга потенциальных клиентов.

Основными потребителями услуг оптово-логистических центров должны стать:

организации розничной торговли, включая торговые сети;

промышленные организации - производители товаров;

дистрибьюторы товаров;

логистические компании (транспортно-экспедиторские компании);

складские операторы.

Оптово-логистические центры предполагается формировать по территориальному принципу с возможностью их специализации по видам товаров и грузопотоков. Предполагается создание двух типов таких оптовых структур - республиканские и региональные. Республиканские оптово-логистические центры с центральным офисом и складом в г. Минске и филиалами в регионах обеспечивают поставку товаров по запросам потребителей во всех регионах. Такие оптово-логистические центры имеют большие перспективы в оптовой торговле строительными материалами, продукцией деревообработки и химии, одеждой, обувью, трикотажем, электробытовой техникой, хозяйственными товарами, а также продуктами питания. Региональные центры оптовой торговли обеспечивают поставку товаров организациям области.

Выбор места расположения оптово-логистических центров определяется также их близостью к крупнейшим автомобильным и железнодорожным трассам, на направлениях движения основных товаро- и грузопотоков, следующих по территории республики. Кроме того, оптово-логистические центры, являясь связующим звеном между товаропроизводителем и товаропотребителем, должны быть приближены как к тем, так и к другим. Учитывая компактность территории республики, а также сложившиеся направления товаропотоков, в ближайшей перспективе целесообразно размещать оптово-логистические центры в тех же регионах, где будут расположены транспортно-логистические центры. Оптово-логистические центры, которые разместятся в городах Бресте и Минске, находятся в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог 2-го Критского коридора (Берлин - Брест - Минск - Москва - Нижний Новгород) с наибольшей интенсивностью движения по стране; оптово-логистические центры городов Витебска, Орши, Могилева и Гомеля - вблизи 9-го Критского коридора (Хельсинки - С.-Петербург - Витебск - Гомель - Киев (Одесса) - Бухарест). Кроме того, города, в которых планируется разместить оптово-логистические центры, находятся на пересечении автомобильных магистралей республиканского значения: Витебск - М-3 и Р-20, Могилев - Р-122, Гомель - М-10, М-5, Гродно - М-6, Р-99, Р-42, Минск - М-6, М-3, Р-1.

Реализация стратегии формирования оптово-логистической сети в Республике Беларусь предполагает также развитие действующих оптовых организаций путем модернизации их материальной базы на основе реконструкции зданий и сооружений, модернизации технологического оборудования, повышения уровня механизации складских операций, внедрения современных информационных технологий и принципов логистики в области управления товарными потоками, расширения перечня оказываемых оптовыми организациями логистических услуг, востребованных на внутреннем и внешнем рынках республики.

Возможен и такой вариант использования имеющейся инфраструктуры, как включение республиканскими органами государственного управления, прежде всего Минтрансом, Государственным таможенным комитетом, а также свободными экономическими зонами, объектов складской инфраструктуры ГО "Белресурсы", Минторга, Белкоопсоюза, облисполкомов, Минского горисполкома в создаваемые ими логистические центры в качестве составных частей (элементов).

Кроме того, целесообразно создание республиканских оптово-логистических центров, соответствующих международным стандартам. В этих целях необходимы подготовка инвестиционных проектов по созданию республиканских оптово-логистических центров, проведение поиска инвесторов для их строительства.

Республиканские и региональные оптово-логистические центры могут быть использованы для хранения и переработки товаров внешней торговли Республики Беларусь, главным образом импортной продукции потребительского назначения. Совокупный удельный вес городов, в которых будут располагаться оптово-логистические центры, в физическом объеме импорта республики составляет 58,5 процента, экспорта - 12,5 процента. При этом наибольшие объемы импортных поставок приходятся на города Минск (32 процента импорта республики) и Брест (8,6 процента).

Предполагается, что на основе оптовых баз Белкоопсоюза будут также сформированы оптово-логистические центры торговли потребительскими товарами. В соответствии с Программой развития оптовой торговли в системе потребительской кооперации определена схема товародвижения и товаропроводящая сеть через 15 оптовых организаций, складская площадь которых составляет 200 тыс.кв. метров, в том числе 2 республиканские базы: частные унитарные предприятия "Белкоопоптторг" и "Белкоопвнешторг", и 13 областных баз, которые удовлетворяют потребность системы потребкооперации и являются оптово-логистическими центрами.

Создание оптово-логистических центров позволит обеспечить интенсивный рост материальной базы на основе реконструкции зданий и сооружений, модернизации технологического оборудования, повышения уровня механизации складских операций, внедрения современных информационных технологий и принципов логистики в области управления товарными потоками, расширить перечень логистических услуг, востребованных на внутреннем и внешнем рынках республики.