Глава 7 основные направления создания и развития транспортно-логистических центров
Одной из важнейших задач транспортно-логистических центров является разработка, организация и реализация рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей материальной продукции, различных видов транспорта, банков, таможенных и страховых организаций.
Программа ориентирована на стимулирование процессов создания транспортно-логистических центров общего пользования. Транспортно-логистические центры общего пользования могут осваивать:
неохваченные в настоящее время транспортно-логистическим обслуживанием экспортно-импортные грузы, предъявляемые для перевозки небольшими партиями;
транзитные грузопотоки, которые тяготеют к терминальной обработке на территории республики и перевалке с автомобильного транспорта на железнодорожный транспорт и наоборот;
контейнерные грузы.
Суммарный объем работы транспортно-логистических центров общего пользования может составить 25 - 30 млн. тонн грузов в год.
Транспортно-логистические центры общего пользования могут быть территориального и регионального назначения. Территориальные транспортно-логистические центры предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиентов и осуществления транспортно-экспедиционных услуг, основными из которых являются:
подготовка груза к перевозке (определение массы, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование и сортировка);
погрузка (выгрузка), консолидация, деконсолидация, хранение, перевалка, закрепление, укрытие и увязка груза;
организация перевозки груза различными видами транспорта;
оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;
страхование груза;
сопровождение при необходимости груза до грузополучателя и иные услуги по обеспечению сохранности груза.
Для оказания услуг территориальные транспортно-логистические центры общего пользования могут иметь:
оснащенные соответствующим оборудованием крытые склады для хранения и переработки мелких и крупных партий грузов, склады временного хранения и при необходимости склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров;
благоустроенные подъезды для автомобильного и при необходимости железнодорожного транспорта, приспособленные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
информационно-вычислительную систему и технологическую связь, обеспечивающую автоматизацию управления складами, учета, отчетности и документооборота.
Для комплексного обслуживания клиентов на территории транспортно-логистического центра общего пользования могут располагаться взаимодействующие по технологическому процессу структуры, к которым относятся:
транспортно-экспедиционные организации;
филиалы транспортных организаций, банков, страховых компаний, а также при необходимости организаций, оказывающих дополнительные услуги участникам транспортной деятельности;
гостиничный комплекс с блоком общественного питания, сервисного и бытового обслуживания.
На территории транспортно-логистического центра общего пользования необходимо по опыту западноевропейских государств создать соответствующие условия для оказания банковских, почтовых, гостиничных, бытовых услуг и технического сервиса транспортных средств.
Функции региональных транспортно-логистических центров определяются в соответствии с заключенными договорами с другими транспортно-логистическими центрами (территориальными, региональными и в других государствах) и участниками транспортной деятельности.
Региональные транспортно-логистические центры могут также выполнять другие функции, основными из которых являются:
информирование заинтересованных участников транспортно-логистической деятельности о подходе внешнеторговых и транзитных грузов;
разработка и внедрение автоматизированных систем управления грузовыми потоками;
эксплуатация и сопровождение имеющегося программного и нормативно-справочного обеспечения;
исследование рынка транспортно-экспедиционных услуг, сбор, обработка и анализ информации об его участниках - транспортных, экспедиторских, страховых компаниях, грузоотправителях и грузополучателях;
налаживание сотрудничества с партнерами в других государствах с целью совершенствования системы управления перемещением грузов и информационного обмена о транзитных грузопотоках.
Анализ показывает, что наибольший грузопоток экспортно-импортных грузов зарождается и погашается в городах Барановичи, Бобруйске, Борисове, Жлобине, Мозыре, Орше, Пинске. В этих городах облисполкомам совместно с Министерством транспорта и коммуникаций (далее - Минтранс) необходимо создать территориальные транспортно-логистические центры общего пользования. Облисполкомами совместно с Минтрансом обеспечивается привлечение инвесторов для строительства в указанных городах транспортно-логистических центров общего пользования и подвод при необходимости инженерной и транспортной инфраструктуры.
Формирующийся в этих городах грузопоток экспортных грузов будет консолидироваться с транзитным грузопотоком региональных транспортно-логистических центров.
Целесообразность размещения региональных транспортно-логистических центров общего пользования в областных городах республики обоснована наиболее развитыми транспортными узлами, промышленными и торговыми объектами, местами массового зарождения спроса на комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание. Немаловажной особенностью создания региональных транспортно-логистических центров в областных городах республики является то, что практически все они расположены в местах прохождения международных транспортных коридоров.
Для совершенствования организации перевозок внешнеторговых и транзитных грузопотоков необходимо предусмотреть размещение региональных транспортно-логистических центров общего пользования в первую очередь в свободных экономических зонах "Минск", "Брест", "Витебск", "Гомель-Ратон", "Гродноинвест", "Могилев". Учитывая, что не все свободные экономические зоны располагают значительными свободными территориями (60 - 100 га) для строительства транспортно-логистических центров общего пользования с возможностью использования железнодорожного и воздушного транспорта для организации смешанных перевозок грузов, предстоит обеспечить при необходимости подготовку и внесение в установленном порядке предложений по изменению границ свободных экономических зон с учетом планируемого строительства транспортно-логистических центров общего пользования. Не исключается возможность подготовки по результатам проработки проекта решения Главы государства о передаче в ведение администраций свободных экономических зон земельных участков для размещения транспортно-логистических центров общего пользования, не примыкающих непосредственно к территориям свободных экономических зон.
Администрации свободных экономических зон в соответствии с законодательством осуществляют выделение земельных участков для строительства транспортно-логистических центров общего пользования с возможностью организации перевозок грузов несколькими видами транспорта, а также подготовку при необходимости предложений по подводу инженерной и транспортной инфраструктуры и совместно с Минтрансом обеспечивают привлечение инвесторов для строительства региональных транспортно-логистических центров общего пользования.
Схема участков для строительства и размещения транспортно-логистических центров общего пользования на территории Республики Беларусь отображена в приложении 4.
- Глава 2 основные понятия и определения
- Глава 3 цели и основные задачи программы
- Глава 4 организация логистической системы в республике беларусь
- Глава 5 классификация логистических центров
- Глава 6 состояние складской инфраструктуры
- Глава 7 основные направления создания и развития транспортно-логистических центров
- Глава 8 создание системы логистических центров на базе республиканского унитарного предприятия "белтаможсервис"
- Глава 9 основные направления создания и развития оптово-логистических центров торговли потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения
- Глава 10 исключена
- Глава 11 управление логистической системой в республике беларусь
- Глава 12 обеспечение инвестиционной привлекательности объектов логистической системы республики беларусь и государственные преференции при их создании