logo
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ЛЕКЦИИ БУХГАЛТЕРА

2.Формирование цен на товары и тару.

Система цен в Рес­публике Беларусь включает регулируемые, предельные отпускные и свободные цены.

Регулируемые цены применяются на товары субъек­тов хозяйствования, занимающих доминирующее поло­жение на рынке товаров и услуг.

Предельные отпуск­ные цены регулируются установлением Министерством экономики Республики Беларусь предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов).

Свободные цены формируются под влиянием спроса и предложения товаров, но с учетом затрат хозяйствующей субъекта и уровня рентабельности.

Отпускная цена применяется хозяйствующими субъ­ектами в расчетах за поставляемые товары со всеми поку­пателями, за исключением населения. Различают отпуск­ные цены изготовителя, импортера, организации оптовой торговли (посредника).

Отпускную цену (без налога на добавленную стоимость) на готовую продукцию организации-изготовители форми­руют на основе себестоимости в соответствии с условиями поставки по договору (франко-склад, франко-отправления, франко-назначения).

Товары иностранного производства от зарубежных по­ставщиков поступают по контрактным ценам, установлен­ным в договоре (контракте). Налог на добавленную стои­мость взимается по принципу страны назначения по став­кам 10 % или 20 % и уплачивается импортером в бюджет Республики Беларусь. В последующем данный налог в установленном порядке принимается к зачету.

На товары иностранного производства, ввезенные из-за пределов Республики Беларусь при расчетах, оптовые ор­ганизации-импортеры формируют отпускные цены. В от­пускную цену включаются: стоимость товара исходя из контрактных цен в иностранной валюте, пересчитанных в белорусские рубли по официальному курсу Национально­го банка на дату формирования отпускной цены; расходы по импорту; налоги и сборы, прибыль. При этом учитыва­ется создавшаяся конъюнктура рынка. К расходам по им­порту относятся: таможенная пошлина, расходы на офор­мление таможенных (статистических) деклараций, пас­портов сделок, на сертификацию, гигиеническую экспер­тизу, хранение товаров на таможенных складах, комиссионное вознаграждение внешнеторговому посред­нику, расходы по доставке на оптовый склад и др.

Организации оптовой торговли имеют право увеличи­вать отпускные цены организаций-изготовителей и им­портеров, т.е. установить новый уровень отпускных цен с учетом произведенных ими дополнительных производи­тельных расходов в сфере обращения. К затратам, включа­емым в отпускную цену, относятся фактические расходы по доставке (приобретению) товаров, а также расходов по фасовке товаров.

Организации оптовой торговли при отпуске покупных товаров покупателям применяют оптовую надбавку. Оп­товая надбавка, взимаемая субъектами хозяйствования при поставке (продаже) товаров, предназначена для ком­пенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых торговых операций, и образования прибыли. Фактиче­ский размер оптовой надбавки устанавливают в договоре с покупателями в процентах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость). По со­циально значимым товарам оптовая надбавка ограничива­ется более низкими пределами. Деление оптовой надбавки между субъектами хозяйствования осуществляют по со­глашению сторон.

Оптовая цена с НДС = Отпускная цена без НДС предприятия-изготовителя + Оптовая надбавка + НДС

Оптовая надбавка = Отпускная цена без НДС предприятия х % оптовой надбавки / 100

Сумма НДС = (Отпускная цена без НДС предприятия + Оптовая надбавка) х % НДС / 100