Раздел I. История организации делопроизводства в дореволюционной россии, советских государственных учреждениях и в учреждениях постсоветского периода
Занятие I. Возникновение и развитие делопроизводства в учреждениях России XVI-XVII вв.
Цель занятия: изучение организации и технологии работы с документами в приказах XVI-XVII вв.
В результате выполнения заданий практического занятия студенты должны:
• иметь представление о системе центральных и местных государственных учреждений России в XVI-XVII вв.;
• знать особенности приказного делопроизводства;
• иметь представление о законодательной регламентации порядка работы с документами; о формировании дел в приказном делопроизводстве.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649г. Составить подробный конспект отражающий:
• структуру органов государственного управления;
• состав и должностные обязанности «служилых людей»;
• направления законодательной регламентации работы с документами
2. Составить схему организации исполнения документов в приказном
делопроизводстве.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Характеристика системы управления Российским государством в XVI-XVII вв. и ее влияние на складывание системы делопроизводства.
2. Технологии работы с документами в центральных и местных органах власти и управления
Занятие II. Делопроизводство в учреждениях России XVIII в.
Цель занятия: изучение организации и технологии работы с документами в учреждениях России XVIII в.
В результате выполнения заданий практического занятия студенты
должны:
• иметь представление о системе государственных учреждений России и принципах управления в XVIII в.;
• знать организационную структуру центральных и местных учреждений;
• знать должностные обязанности канцелярских служащих;
• знать особенности организации и технологии делопроизводства;
• иметь представление о формировании дел в коллежском делопроизводстве.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить Генеральный регламент 1720г. и выявить основные требования к организации делопроизводства в коллегиях и должностные обязанности канцелярских служащих и законспектировать по следующему плану:
• структура коллегии;
• должностной состав и обязанности канцелярских служащих;
• порядок получения документов в коллегиях;
• порядок рассмотрения документов в коллегиях;
• организация и технология регистрации документов;
• построение справочно-информационного аппарата;
• сроки исполнения документов;
• организация хранения документов в коллегиях.
2. Составить схему исполнения документов в коллегиях, выявив состав делопроизводственных операций;
3. Изучить «Учреждение для управления губерний» 1775г., выявить основные требования к организации делопроизводства в местных учреждениях и должностные обязанности канцелярских служащих и составить конспект по следующему плану:
• структура канцелярии, должностной состав и обязанности канцелярских служащих по работе с документами;
• технология работы с документами:
• порядок первичной обработки поступивших документов;
• технология регистрации документов: применяемые регистрационные формы, их назначение и состав информации;
• порядок рассмотрения документов;
• порядок исполнения документов;
• технология контроля за исполнением документов;
• порядок отправки документов;
• организация хранения документов в местных учреждениях.
4. Составить схему исполнения документов в местных учреждениях и выявить состав делопроизводственных операций.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Характеристика системы управления Российским государством в XVIII в. и ее влияние на систему делопроизводства.
2. Регламентация деятельности канцелярии и служащих коллегии при работе с документами
3. Технологии работы с документами в центральных и местных органах власти и управления
Занятие III. Делопроизводство в учреждениях России в XIX – нач. XXв
Цель занятия: изучение организации делопроизводства в государственных учреждениях XIX – начала XX вв. и примеры его рационализации.
В результате выполнения заданий практического занятия студенты должны:
• Иметь представление об органах государственного управления и системе центральных учреждений XIX – начала XX вв.;
• Знать структуру и функции делопроизводственных служб XIX – начала XX вв.;
• Знать технологию работы с документами в центральных учреждениях;
• Иметь навыки анализа дел, сформированных в делопроизводстве;
• Знать примеры рационализации делопроизводства.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить «Общее учреждение министерств» 1811г. и законспектировать основные требования к организации делопроизводства в центральных учреждениях и должностные обязанности канцелярских чиновников по следующему плану:
• организационная структура министерства;
• структура делопроизводственной службы;
• организация документооборота;
• организация и технология регистрации документов;
• организация контроля за исполнением документов;
• формирование дел;
• организация хранения документов;
• отчеты.
2. Проанализировать формирования дел в учреждениях XIX – начала XX вв. (на примере Тюменской городской думы) по следующей схеме:
• оформление обложки дела;
• состав документов дела;
• последовательность их расположения;
• порядок и срок рассмотрения документов.
3. Проанализировать схему организации делопроизводства в Канцелярии Попечителя Московского учебного округа и сделать вывод о способах рационализации этапов исполнения документов и подготовки ответного документа в этом учреждении, обращая внимание на следующее:
• элементы механизированной обработки документов;
• характер резолюций;
• способы составления проекта документа;
• элементы унификации текста документа;
• виды бланков и способы их изготовления.
Сделать вывод об основных и вспомогательных направлениях рационализации процессов рассмотрения и исполнения документов.
4. Изучая «Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве» 1911г., студенты должны выяснить следующие вопросы:
• регламентация применяемых видов документов;
• упорядочение правил составления и оформления документов;
• регламентация справочно-информационного фонда;
• механизация делопроизводства;
• организация оперативного и архивного хранения документов.
На основе конспекта студенты делают вывод о направлениях рационализации делопроизводства в военном ведомстве.
5. Изучив работу И.И. Рихтера «Опыт нормального делопроизводства» составить конспект о рационализации делопроизводства в управлении российских железных дорог Российской империи
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Характеристика системы управления Российским государством в XIX в. и ее влияние на систему делопроизводства.
2. Регламентация работ с документами в министерствах
3. Рационализация делопроизводства в ведомствах в конце XIX – начале XX вв.
Контрольные вопросы.
1. Что представляла собой система делопроизводства в приказах?
2. Сравните систему коллежского и министерского делопроизводства, объясните наиболее характерные отличия.
3. Как развивалась структура делопроизводственной службы министерства в первой половине XIX в.? Чем она отличалась от коллежской?
4. Назовите основные требования к организации документооборота в министерствах XIXв. На какие основные документопотоки разделялись документы в министерствах?
5. Назовите характерные черты системы регистрации документов в министерствах?
6. В какой форме осуществлялся контроль за исполнением документов в системе министерского делопроизводства?
7. Назовите особенности организации хранения документов в делопроизводстве министерств?
8. Назовите направления и способы рационализации делопроизводства в учреждениях XIX – начала XX вв. на конкретных при мерах.
9. Что предприняло советское правительство в регулировании вопросов делопроизводства?
10. Какое влияние оказала политика НОТ на развитие делопроизводства?
11. Перечислите основные центры рационализации делопроизводства и направления, в которых они осуществляли свою деятельность?
12. Как развивалось делопроизводство в 30-40-е гг. XX века?
13. Какие можно выделить особенности в развитии делопроизводства в 50-60-е гг. XX века?
14. Назовите тенденции развития делопроизводства в 70-х гг. XX века?
15. Раскройте особенности развития делопроизводства в 80-90-е гг. XX века?
16. Охарактеризуйте состояние делопроизводства на период начала XXI века?
- Раздел I. История организации делопроизводства в дореволюционной россии, советских государственных учреждениях и в учреждениях постсоветского периода
- Раздел II. Современная организация и технология документационного обеспечения управления
- Раздел I. История организации делопроизводства в дореволюционной россии, советских государственных учреждениях и в учреждениях постсоветского периода
- Раздел II.
- Часть 2