logo
Организация и технология документационного обес

Раздел I. История организации делопроизводства в дореволюционной россии, советских государственных учреждениях и в учреждениях постсоветского периода

Занятие I. Возникновение и развитие делопроизводства в учреждениях России XVI-XVII вв.

Цель занятия: изучение организации и технологии работы с документами в приказах XVI-XVII вв.

В результате выполнения заданий практического занятия студенты должны:

• иметь представление о системе центральных и местных государственных учреждений России в XVI-XVII вв.;

• знать особенности приказного делопроизводства;

• иметь представление о законодательной регламентации порядка работы с документами; о формировании дел в приказном делопроизводстве.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649г. Составить подробный конспект отражающий:

• структуру органов государственного управления;

• состав и должностные обязанности «служилых людей»;

• направления законодательной регламентации работы с документами

2. Составить схему организации исполнения документов в приказном

делопроизводстве.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Характеристика системы управления Российским государством в XVI-XVII вв. и ее влияние на складывание системы делопроизводства.

2. Технологии работы с документами в центральных и местных органах власти и управления

Занятие II. Делопроизводство в учреждениях России XVIII в.

Цель занятия: изучение организации и технологии работы с документами в учреждениях России XVIII в.

В результате выполнения заданий практического занятия студенты

должны:

• иметь представление о системе государственных учреждений России и принципах управления в XVIII в.;

• знать организационную структуру центральных и местных учреждений;

• знать должностные обязанности канцелярских служащих;

• знать особенности организации и технологии делопроизводства;

• иметь представление о формировании дел в коллежском делопроизводстве.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить Генеральный регламент 1720г. и выявить основные требования к организации делопроизводства в коллегиях и должностные обязанности канцелярских служащих и законспектировать по следующему плану:

• структура коллегии;

• должностной состав и обязанности канцелярских служащих;

• порядок получения документов в коллегиях;

• порядок рассмотрения документов в коллегиях;

• организация и технология регистрации документов;

• построение справочно-информационного аппарата;

• сроки исполнения документов;

• организация хранения документов в коллегиях.

2. Составить схему исполнения документов в коллегиях, выявив состав делопроизводственных операций;

3. Изучить «Учреждение для управления губерний» 1775г., выявить основные требования к организации делопроизводства в местных учреждениях и должностные обязанности канцелярских служащих и составить конспект по следующему плану:

• структура канцелярии, должностной состав и обязанности канцелярских служащих по работе с документами;

• технология работы с документами:

• порядок первичной обработки поступивших документов;

• технология регистрации документов: применяемые регистрационные формы, их назначение и состав информации;

• порядок рассмотрения документов;

• порядок исполнения документов;

• технология контроля за исполнением документов;

• порядок отправки документов;

• организация хранения документов в местных учреждениях.

4. Составить схему исполнения документов в местных учреждениях и выявить состав делопроизводственных операций.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Характеристика системы управления Российским государством в XVIII в. и ее влияние на систему делопроизводства.

2. Регламентация деятельности канцелярии и служащих коллегии при работе с документами

3. Технологии работы с документами в центральных и местных органах власти и управления

Занятие III. Делопроизводство в учреждениях России в XIX – нач. XXв

Цель занятия: изучение организации делопроизводства в государственных учреждениях XIX – начала XX вв. и примеры его рационализации.

В результате выполнения заданий практического занятия студенты должны:

• Иметь представление об органах государственного управления и системе центральных учреждений XIX – начала XX вв.;

• Знать структуру и функции делопроизводственных служб XIX – начала XX вв.;

• Знать технологию работы с документами в центральных учреждениях;

• Иметь навыки анализа дел, сформированных в делопроизводстве;

• Знать примеры рационализации делопроизводства.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить «Общее учреждение министерств» 1811г. и законспектировать основные требования к организации делопроизводства в центральных учреждениях и должностные обязанности канцелярских чиновников по следующему плану:

• организационная структура министерства;

• структура делопроизводственной службы;

• организация документооборота;

• организация и технология регистрации документов;

• организация контроля за исполнением документов;

• формирование дел;

• организация хранения документов;

• отчеты.

2. Проанализировать формирования дел в учреждениях XIX – начала XX вв. (на примере Тюменской городской думы) по следующей схеме:

• оформление обложки дела;

• состав документов дела;

• последовательность их расположения;

• порядок и срок рассмотрения документов.

3. Проанализировать схему организации делопроизводства в Канцелярии Попечителя Московского учебного округа и сделать вывод о способах рационализации этапов исполнения документов и подготовки ответного документа в этом учреждении, обращая внимание на следующее:

• элементы механизированной обработки документов;

• характер резолюций;

• способы составления проекта документа;

• элементы унификации текста документа;

• виды бланков и способы их изготовления.

Сделать вывод об основных и вспомогательных направлениях рационализации процессов рассмотрения и исполнения документов.

4. Изучая «Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве» 1911г., студенты должны выяснить следующие вопросы:

• регламентация применяемых видов документов;

• упорядочение правил составления и оформления документов;

• регламентация справочно-информационного фонда;

• механизация делопроизводства;

• организация оперативного и архивного хранения документов.

На основе конспекта студенты делают вывод о направлениях рационализации делопроизводства в военном ведомстве.

5. Изучив работу И.И. Рихтера «Опыт нормального делопроизводства» составить конспект о рационализации делопроизводства в управлении российских железных дорог Российской империи

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Характеристика системы управления Российским государством в XIX в. и ее влияние на систему делопроизводства.

2. Регламентация работ с документами в министерствах

3. Рационализация делопроизводства в ведомствах в конце XIX – начале XX вв.

Контрольные вопросы.

1. Что представляла собой система делопроизводства в приказах?

2. Сравните систему коллежского и министерского делопроизводства, объясните наиболее характерные отличия.

3. Как развивалась структура делопроизводственной службы министерства в первой половине XIX в.? Чем она отличалась от коллежской?

4. Назовите основные требования к организации документооборота в министерствах XIXв. На какие основные документопотоки разделялись документы в министерствах?

5. Назовите характерные черты системы регистрации документов в министерствах?

6. В какой форме осуществлялся контроль за исполнением документов в системе министерского делопроизводства?

7. Назовите особенности организации хранения документов в делопроизводстве министерств?

8. Назовите направления и способы рационализации делопроизводства в учреждениях XIX – начала XX вв. на конкретных при мерах.

9. Что предприняло советское правительство в регулировании вопросов делопроизводства?

10. Какое влияние оказала политика НОТ на развитие делопроизводства?

11. Перечислите основные центры рационализации делопроизводства и направления, в которых они осуществляли свою деятельность?

12. Как развивалось делопроизводство в 30-40-е гг. XX века?

13. Какие можно выделить особенности в развитии делопроизводства в 50-60-е гг. XX века?

14. Назовите тенденции развития делопроизводства в 70-х гг. XX века?

15. Раскройте особенности развития делопроизводства в 80-90-е гг. XX века?

16. Охарактеризуйте состояние делопроизводства на период начала XXI века?