Документальное оформление движения основных средств
Документы по учету основных средств
Номер формы | Наименование формы |
ОС-1 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-1а | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС-1б | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-2 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-3 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
ОС-4 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-4а | Акт о списании автотранспортных средств |
ОС-4б | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-6 | Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС-6а | Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС-6б | Инвентарная книга учета объектов основных средств |
ОС-14 | Акт о приеме (поступлении) оборудования |
ОС-15 | Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
ОС-16 | Акт о выявленных дефектах оборудования |
Документы, регламентирующие порядок учета основных средств:
Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/2001 «Учет основных средств». (Утверждено МФ РФ от 30.03.2001 № 26н);
Налоговый кодекс глава 25 статьи 256-259;
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ МФ РФ от 13.10.2003 № 91н).
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки составляется акт о приеме-передаче основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт о приеме-передаче основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т. п.). Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей основные средства, и организации, принимающей их).
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты.
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом о приеме-передаче оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывается изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией объекта. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств. Накладную выписывают в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о списании объекта основных средств,
а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — актом о списании автотранспортных средств.
В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т. п.), полученных от ликвидации объекта (выручка от ликвидации), результат от списания.