Введение
Учёт имеет своей целью победу над
временем. Он возвращает нас к прошлому, позволяет заглядывать в будущее
Гаррингтон Эмерсон
(американский инженер, предприниматель, экономист)
Бухгалтерский учёт – это начало начал экономической науки, «азбука и язык бизнеса» [35, с. 6]. Учётное дело сегодня превратилось в интересную, престижную и хорошо оплачиваемую профессию. Квалифицированные бухгалтеры пользуются большим спросом. Но так было не всегда. Еще лет сорок назад один из героев В. М. Шукшина представлял бухгалтеров людьми «тихими и маленько как бы пришибленными, голос слабенький, в очочках». Со стороны их работа казалась неинтересной и унылой.
Между тем, до 20–30-х годов ХХ века функции бухгалтерских служб отечественных предприятий были гораздо шире – помимо учёта, они занимались планированием и анализом хозяйственной деятельности, экономическим обоснованием управленческих решений, в их ведении были также и финансы. По сути дела весь бухгалтерский учёт был в то время управленческим учётом, а главный бухгалтер - главным экономистом предприятия.
В начале 30-х годов из бухгалтерий стали выделяться плановые и финансовые службы, часть функций была передана экономистам цехов и других структурных подразделений предприятий. Бухгалтеры же в основном превратились в простых учётных работников – счетоводов.
Система бухгалтерского учёта, существовавшая в советские времена, была обусловлена потребностями централизованного управления экономикой в масштабе всей страны. Главным пользователем информации, формируемой в системе бухгалтерского учёта, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также центральных планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
За последние два десятка лет осуществился процесс глубокого реформирования отечественной системы бухгалтерского учёта с целью приведения её в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности. Основы бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г., в соответствии с которым «бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций». Основная задача бухгалтерского учёта – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении для внутренних пользователей – руководителей, учредителей и собственников имущества организации, а также для внешних – инвесторов, кредиторов и других пользователей.
Такая трактовка сущности бухгалтерского учёта не в полной мере соответствует его роли и задачам в рыночной экономике. Например, по определению Американской ассоциации бухгалтеров (American Association of Accountants - ААА), «бухгалтерский учёт – это процесс идентификации и регистрации экономической информации, исчисления и оценки показателей и представления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений» [цит. по 6, с. 14].
Главной целью коммерческой организации является получение прибыли, поэтому данные, представляемые менеджменту и собственникам, должны содержать информацию, необходимую для принятия управленческих решений, способствующих увеличению прибыли. Целью же государства в отношении организации является взимание с неё налогов, поэтому требования государства к бухгалтерскому учёту направлены именно на это. Достоверность и точность бухгалтерской информации должна соблюдаться, для того чтобы налоговые органы могли контролировать собираемость налогов.
Очевидно, что для достижения этих разных целей необходимо использовать также разные методы сбора, обработки и отражения информации в отчётности. В зарубежной практике данная проблема решена благодаря разделению всей системы бухгалтерского учёта на две части - на финансовый учёт и управленческий учёт. Информация, формируемая финансовым учётом, представляется как внешним, так и некоторым внутренним пользователям. Информация, которая формируется в системе управленческого учёта, предназначена только для внутренних пользователей – менеджеров.
При переходе к рынку в начале 90-х годов ХХ века российские предприятия получили юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление самостоятельными предприятиями, особенно имеющими сложную производственную и организационную структуру, во многом определяется уровнем обеспечения оперативной экономической и финансовой информацией, помогающей оптимизировать затраты и результаты, принимать обоснованные управленческие решения. Прежние методы и приемы формирования экономической информации в таких условиях оказались малопригодными. В информационном обеспечении менеджеров отечественных предприятий образовался вакуум, обусловленный двумя основными причинами:
рыночные отношения предъявили новые требования к управленческим решениям: а) возросло влияние на внутренние решения внешних (рыночных) факторов; б) существенно возросла доля проблемных и сократилась доля рутинных решений; в) появилась необходимость в принятии принципиально новых управленческих решений. Все это потребовало от бухгалтеров владения более тонкими инструментами наблюдения и описания хозяйственной жизни;
в процессе перехода предприятий к свободному рынку были утеряны многие полезные отечественные наработки в области внутрифирменного планирования, управления и хозяйственного расчёта.
Эти обстоятельства привели к тому, что управленческий учёт переживает на российских предприятиях «второе рождение». И это не дань моде, а веление времени. Об этом свидетельствует выход в последние два десятилетия множества переводной и отечественной литературы по управленческому учёту. В конце ХХ века были переведены и изданы работы таких известных западных специалистов, как А. Апчерч, К. Друри, Б. Нидлз, Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Р. Энтони, Дж. Рис, А. Яругова и других. Позднее появились работы российских авторов М. А. Вахрушиной, О. Н. Волковой, В. Б. Ивашкевича, Т. П. Карповой, В. Э. Керимова, Н. П. Кондракова, С. А. Николаевой, В. Ф. Палия, А. Д. Шеремета и др.
Находясь на стыке экономических наук и наук об управлении, управленческий учёт стал неотъемлемой частью экономического образования. Учебные планы почти всех экономических и управленческих специальностей высшего профессионального образования в России включают эту дисциплину в качестве обязательной для изучения студентами, которые претендуют на получение квалификации «экономист» или «менеджер», а также академических степеней «бакалавр экономики» и «магистр экономики», «бакалавр менеджмента» и «магистр менеджмента».
- О. И. Золотухин Методологические и организационные основы управленческого учёта
- Введение
- Этапы развития управленческого учёта
- Место управленческого учёта в системе управления организацией
- Виды экономической информации и структура хозяйственного учёта
- Цель и принципы организации и ведения управленческого учёта
- Сущность управленческого учёта
- Сравнительный анализ управленческого и финансового учёта
- Организация и структура управленческого учёта на предприятиях
- Автоматизация управленческого учёта
- Рекомендуемая литература
- Содержание
- 190000, Санкт-Петербург, б. Морская ул., 67