Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Основной целью проверки данного раздела учета является установление правильности ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные от них ТМЦ, принятые работы или оказанные услуги.
В соответствии с этим, в первую очередь необходимо проверить наличие и правильность оформления договоров на поставку, куплю-продажу, договоров подряда, а так же возмездного оказания услуг, которые должны отвечать требованиям норм Гражданского Кодекса РФ.
При обнаружении просроченной дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание уделяется дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (более трёх лет), при этом следует проверить, какие меры были предприняты организацией к её взысканию.
При наличии импортеров необходимо уточнить порядок ведения учета курсовых разниц и уточнить, осуществлялся ли на отчётную дату пересчёт остатков по счёту 60 субсчёту "Расчёты с поставщиками в валюте".
Приступая к составлению программы аудиторских процедур, аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, действующего на предприятии, чаще всего, используя для этого письменный или устный опрос работников предприятия.
В ходе такого опроса устанавливается:
наличие договоров поставок;
периодичность проведения сверок с поставщиками по расчетам (ежеквартально или на конец года);
полнота охвата сверок (100%, 50% поставщиков);
регистрируются ли счета-фактуры в отдельном журнале;
кому предоставлено право на получение ТМЦ от поставщиков (лицам, зафиксированным в приказе или без ограничений);
сверяет ли бухгалтер цены, указанные в счетах-фактурах поставщиков с договорными ценами.
В таблице № 1 приведён примерный перечень контрольных процедур,
применяемых в организации, наличие которых должен выяснить аудитор. При этом положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач, свидетельствует об очень высоком уровне системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Однако все эти ответы должны быть подтверждены организацией документально.
Программа аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками включает в себя:
N п/п | Перечень аудиторских процедур | Источники информации
|
1. | Оценка правильности оформления заключённых хозяйственных договоров | Хозяйственные договоры |
2. | Проверка данных регистров учёта расчётов с поставщиками и сверка их с Главной книгой | Журнал- ордер № 6 (машинограммы), Главная книга |
3. | Проверка неотфактурованных поставок, расчётов по претензиям с поставщиками | Хозяйственные договоры, акты по претензиям, журналы- ордера (машинограммы), Главная книга |
4. | Проверка данных инвентаризации расчётов с поставщиками. Проведение при необходимости выборочной инвентаризации | Хозяйственные договоры, акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма). |
5. | Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта | Журналы- ордера (машинограммы), |
6. | Проверка правильности отражения и возмещения "входного" НДС | Хозяйственные договоры, счета-фактуры поставщиков, журнал регистрации полученных счетов-фактур, Книга покупок, акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма). |
Так же источниками информации для аудитора являются:
журнал регистрации выданных доверенностей на получение ТМЦ;
накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
таможенные декларации при импортных операциях;
Бухгалтерский баланс (форма №1);
Данные аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Далее аудитор выборочно проверяет расчётные операции с поставщиками по данным учётных регистров по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" и платёжных документов, используя методы прослеживания и арифметической проверки.
Проверяя состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен изучить систему расчетов, применяемую в организации (акцептная, аккредитивы, расчеты платежными поручениями, чеками и т.д.). Особое внимание на данном участке проверки уделяется наличию всех оправдательных документов, в случае отсутствия которых, в банк отправляется запрос о предоставлении их копий.
При необходимости может быть проведена инвентаризация расчётов, а так же встречная проверка документов и регистров учёта у клиента и поставщика.
Инвентаризацию целесообразно проводить посредством направления запроса к контрагенту о состоянии расчётов на определённую дату с приложением к нему расшифровки задолженности. Результаты инвентаризации должны быть оформлены специальным актом в двух экземплярах.
К акту прилагается справка с наименованием и адресами дебиторов и кредиторов, а также с указанием сумм задолженности и времени ее возникновения.
Рассмотрим подробнее некоторые аудиторские процедуры:
Проверка наличия документов на приобретение ТМЦ.
Проводя эту процедуру, аудитор выборочно просматривает приходные документы, сверяя их с договорами поставок. Затем проверяется наличие счетов-фактур от поставщиков к каждому приходному документу. Особое внимание уделяется проверке неотфактурованных поставок.
Проверка своевременности предъявления претензий поставщикам по качеству и количеству ТМЦ.
Проверка правильности предъявления поставщиком НДС и определения суммы НДС, подлежащей налоговому вычету.
В ходе этой процедуры следует учесть, что счета-фактуры, выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка, не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению.
4. Проверка записей учетные регистры. При журнально-ордерной ордерной форме учёта аналитический и синтетический учёт по счёту 60 ведётся в журнале-ордере № 6, по каждому поставщику и по каждому счёту.
5. Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами. Эта процедура заключается в просмотре счетов поставщиков, приходных ордеров и сравнении их с записями в карточках складского учета материалов.
6. Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта.
В ходе этой процедуры аудитор должен помнить, что в соответствии с Планом счетов, ведется раздельный учет авансов выданных поставщикам, т.е. к счету 60 должны быть открыты отдельные субсчета по авансам, выданным и по расчетам за полученные ТМЦ.
При выдаче аванса поставщику (60.2):
Д-т 60.2 К-т 51
При получении ТМЦ (60.1)
Д-т 10 К-т 60.1
Д-т 19 К-т 60.1
Поэтому необходим зачет выданного аванса:
Д-т 60.1 К-т 60.2
Типичными ошибками являются:
арифметические ошибки, отсутствие необходимых реквизитов и несвоевременная регистрация первичных документов в учётных регистрах;
несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчисление срока исковой давности;
возмещение "входного" НДС без счетов-фактур поставщиков;
несвоевременное предъявление претензий поставщикам;
отсутствие аналитического учёта по поставщикам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, и т.д.
ошибки в составлении корреспонденции счетов и др.
Аудит расчётов с покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками.
В ходе такой проверки аудитор должен установить:
наличие и правильность оформление договоров поставки продукции (условия оплаты);
на основе данных инвентаризации выяснить реальную задолженность покупателей;
на основании платёжных документов оценить состояние расчётов с покупателями;
путём прослеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования на продукцию, факты её продажи ниже себестоимости, особенно по товарообменным операциям;
оценивается порядок ведения аналитического учёта с покупателями, который должен обеспечивать получение оперативной информации о сумме реальной задолженности каждого;
изучаются факты возникновения просроченной дебиторской задолженности, а так же причины неплатежей;
устанавливается правильность составления бухгалтерских проводок.
Расчёты с покупателями и заказчиками ведутся на одноимённом счёте 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками".
Следует отметить, что авансы, полученные от покупателей должны учитываться на счёте 62 обособленно на отдельном субсчёте "Расчёты по авансам полученным". В ходе данной процедуры выяснить:
обоснованность получения авансов;
правильность исчисления НДС с полученных сумм частичной оплаты и дальнейших расчётов по определению выручки и налогов;
правильность ведения синтетического и аналитического учёта полученных сумм предварительной оплаты.