logo
ТЕМА 3

Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Основной целью проверки данного раздела учета является установление правильности ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные от них ТМЦ, принятые работы или оказанные услуги.

В соответствии с этим, в первую очередь необходимо проверить наличие и правильность оформления договоров на поставку, куплю-продажу, договоров подряда, а так же возмездного оказания услуг, которые должны отвечать требованиям норм Гражданского Кодекса РФ.

При обнаружении просроченной дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание уделяется дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (более трёх лет), при этом следует проверить, какие меры были предприняты организацией к её взысканию.

При наличии импортеров необходимо уточнить порядок ведения учета курсовых разниц и уточнить, осуществлялся ли на отчётную дату пересчёт остатков по счёту 60 субсчёту "Расчёты с поставщиками в валюте".

Приступая к составлению программы аудиторских процедур, аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, действующего на предприятии, чаще всего, используя для этого письменный или устный опрос работников предприятия.

В ходе такого опроса устанавливается:

В таблице № 1 приведён примерный перечень контрольных процедур,

применяемых в организации, наличие которых должен выяснить аудитор. При этом положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач, свидетельствует об очень высоком уровне системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Однако все эти ответы должны быть подтверждены организацией документально.

Программа аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками включает в себя:

N п/п

Перечень аудиторских процедур

Источники информации

1.

Оценка правильности оформления заключённых хозяйственных договоров

Хозяйственные договоры

2.

Проверка данных регистров учёта расчётов с поставщиками и сверка их с Главной книгой

Журнал- ордер № 6 (машинограммы), Главная книга

3.

Проверка неотфактурованных поставок, расчётов по претензиям с поставщиками

Хозяйственные договоры, акты по претензиям, журналы- ордера (машинограммы), Главная книга

4.

Проверка данных инвентаризации расчётов с поставщиками. Проведение при необходимости выборочной инвентаризации

Хозяйственные договоры, акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма).

5.

Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта

Журналы- ордера (машинограммы),

6.

Проверка правильности отражения и возмещения "входного" НДС

Хозяйственные договоры, счета-фактуры поставщиков, журнал регистрации полученных счетов-фактур, Книга покупок, акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма).

Так же источниками информации для аудитора являются:

Далее аудитор выборочно проверяет расчётные операции с поставщиками по данным учётных регистров по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" и платёжных документов, используя методы прослеживания и арифметической проверки.

Проверяя состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен изучить систему расчетов, применяемую в организации (акцептная, аккредитивы, расчеты платежными поручениями, чеками и т.д.). Особое внимание на данном участке проверки уделяется наличию всех оправдательных документов, в случае отсутствия которых, в банк отправляется запрос о предоставлении их копий.

При необходимости может быть проведена инвентаризация расчётов, а так же встречная проверка документов и регистров учёта у клиента и поставщика.

Инвентаризацию целесообразно проводить посредством направления запроса к контрагенту о состоянии расчётов на определённую дату с приложением к нему расшифровки задолженности. Результаты инвентаризации должны быть оформлены специальным актом в двух экземплярах.

К акту прилагается справка с наименованием и адресами дебиторов и кредиторов, а также с указанием сумм задолженности и времени ее возникновения.

Рассмотрим подробнее некоторые аудиторские процедуры:

  1. Проверка наличия документов на приобретение ТМЦ.

Проводя эту процедуру, аудитор выборочно просматривает приходные документы, сверяя их с договорами поставок. Затем проверяется наличие счетов-фактур от поставщиков к каждому приходному документу. Особое внимание уделяется проверке неотфактурованных поставок.

  1. Проверка своевременности предъявления претензий поставщикам по качеству и количеству ТМЦ.

  2. Проверка правильности предъявления поставщиком НДС и определения суммы НДС, подлежащей налоговому вычету.

В ходе этой процедуры следует учесть, что счета-фактуры, выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка, не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению.

4. Проверка записей учетные регистры. При журнально-ордерной ордерной форме учёта аналитический и синтетический учёт по счёту 60 ведётся в журнале-ордере № 6, по каждому поставщику и по каждому счёту.

5. Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами. Эта процедура заключается в просмотре счетов поставщиков, приходных ордеров и сравнении их с записями в карточках складского учета материалов.

6. Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта.

В ходе этой процедуры аудитор должен помнить, что в соответствии с Планом счетов, ведется раздельный учет авансов выданных поставщикам, т.е. к счету 60 должны быть открыты отдельные субсчета по авансам, выданным и по расчетам за полученные ТМЦ.

При выдаче аванса поставщику (60.2):

Д-т 60.2 К-т 51

При получении ТМЦ (60.1)

Д-т 10 К-т 60.1

Д-т 19 К-т 60.1

Поэтому необходим зачет выданного аванса:

Д-т 60.1 К-т 60.2

Типичными ошибками являются:

Аудит расчётов с покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками.

В ходе такой проверки аудитор должен установить:

Расчёты с покупателями и заказчиками ведутся на одноимённом счёте 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками".

Следует отметить, что авансы, полученные от покупателей должны учитываться на счёте 62 обособленно на отдельном субсчёте "Расчёты по авансам полученным". В ходе данной процедуры выяснить: