1. Характеристика товарных документов
Поступлению и продаже товаров в торговле предшествует процесс заключения договоров купли-продажи. По договору купли – продажи в соответствии со ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации одна сторона обязуется передать товар в собственность другой стороне, которая обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Договор выполняет следующие функции:
юридически закрепляет отношения между сторонами договора, придавая им характер обязательств, выполнение которых оговорено в законе;
определяет порядок и способы их исполнения;
предусматривает способы защиты обязательств от их неисполнения сторонами договора.
Срок исполнения договора продавцом устанавливается в самом договоре. Если такой срок не установлен, то обязательство по договору должно быть исполнено в разумный срок.
Аспекты хозяйственных отношений, не затронутые в договоре, регламентируются действующим законодательством.
В соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается выполненной в момент:
вручение товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (в этом случае прием товара производится на складе покупателя);
предоставление товара в распоряжение покупателя в месте нахождения товара (прием производится покупателем на складе поставщика).
Согласно п.2 ст. 458 ГК РФ установлено, что в случае, когда из договора купли продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца считается выполненной в момент сдачи товара перевозчику или отделению связи. В данном случае приемка товара производится на станции железной дороги, пристани или в аэропорту.
Поставка отражается в оперативном учете по товарным документам. Оперативный учет выполнения договоров поставки ведут обычно работники торгового отдела (главный бухгалтер на малых предприятиях). Данные оперативного учета используются для получения сведений о выполнении хода договоров о поставках товаров. Учет ведется в специальном журнале.
Постоянно ведется работа по сопоставлению фактических объемов поставки со сроками, указанными в договорах.
На основании данных оперативного учета и предъявленных претензий поставщики за недогруз и просрочку поставки товаров должны перечислить неустойку в установленных договором размерах.
Для правильного учета поступивший товар должен быть оформлен документами. Государственным комитетом по статистике утверждены унифицированные формы первичной документации по учету торговых операций (общие, при продаже товаров в кредит, в комиссионной торговле), а также документы по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники. В табл. 3.1 указаны основные формы общих первичных учетных документов по торговым операциям. В розничной торговле основным документом, подтверждающим факт купли-продажи товара является чек, полученный с применением контрольно-кассовой техники.
Таблица 3.1
Первичные документы учета торговых операций (общие)
Хозяйственная | Документ | |||
операция | наименование | код | ||
1 | 2 | 3 | ||
1.Поступление товаров | 1.1. Акт о приемке товаров | ТОРГ-1 | ||
| 1.2. Приходный групповой отвес | ТОРГ-17 | ||
| 1.3. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей | ТОРГ-2 | ||
| 1.4. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров | ТОРГ-3 | ||
| 1.5. Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика | ТОРГ-4 | ||
| 1.6. Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика | ТОРГ-5 | ||
| 1.7. Акт о завесе тары | ТОРГ-6 | ||
| 1.8. Журнал регистрации товарно- материальных ценностей, требующих завеса тары | ТОРГ-7 | ||
| 1.9.Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары | ТОРГ-13 | ||
| 1.10.Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) | ТОРГ-14 | ||
| 1.11.Сопроводительные документы поставщика |
| ||
|
| ТОРГ-10 | ||
|
| - | ||
|
| - | ||
2.Выбытие товаров | 2.1. Заказ - отборочный лист | ТОРГ-8 | ||
| 2.2. Заказ | ТОРГ-26 | ||
| 2.3. Упаковочный ярлык | ТОРГ-9 | ||
| 2.4. Спецификация | ТОРГ-10 | ||
| 2.5. Товарная накладная | ТОРГ-12 | ||
| 2.6. Расходный отвес (спецификация) | ТОРГ-19 | ||
| 2.7. Журнал учета выполнения заказов покупателей | ТОРГ-27 | ||
| 2.8. Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей | ТОРГ-15 | ||
| 2.9. Акт о списании товаров | ТОРГ-16 | ||
| 2.10.Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары | ТОРГ-13 | ||
| 2.11.Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) | ТОРГ-14 | ||
3.Инвентаризация и проверки | 3.1. Инвентаризационный ярлык | ТОРГ-2 | ||
| 3.2.Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей | ИНВ-3 | ||
| 3.3. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных | ИНВ-4 | ||
| 3.4.Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | ИНВ-5 | ||
| 3.5. Акт инвентаризации товарно – материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-6 | ||
| 3.6. Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц | ТОРГ-22 | ||
| 3.7. Акт о перемеривании тканей | ТОРГ-24 | ||
4.Прочие товарные операции | 4.1.Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров | ТОРГ-20 | ||
| 4.2. Акт о переборке (сортировке) плодоовощной продукции | ТОРГ-21 | ||
| 4.3. Акт об уценке лоскута | ТОРГ-25 | ||
5. Расчетные документы | 5.1.Платежное требование | 0401061 | ||
| 5.2.Счет |
| ||
| 5.3.Товарно-транспортная накладная | Т-1 | ||
| 5.4.Железнодорожная накладная | ГУ-27 | ||
| 5.5.Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере |
| ||
| 5.6.Счет-фактура |
|
К общим документам учета торговых операций наряду с указанными в табл. 3.1 относятся такие первичные учетные документы, как:
Товарный ярлык (ТОРГ-11);
Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18);
Сопроводительный реестр сдачи документов (ТОРГ-31),
а также документы, исполняющие функции аналитического учета:
Карточка количественно - стоимостного учета (ТОРГ-28);
Товарный отчет (ТОРГ-29);
Отчет по таре (ТОРГ-30);
Товарный журнал работника мелкорозничной торговли (ТОРГ-23).
Акт о приемке товаров (ф. № ТОРГ-1) применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.
Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации. При заполнении строки "Сертификат" (документа, удостоверяющего качество товара в соответствии с принятыми стандартами) обязательно указывается его номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ, и срок его действия. По строке "Способ доставки" указывается вид транспортного средства, доставившего товар (в вагоне, составе, автофургоне, рефрижераторе, на судне и т.д.). Приемка товара производится по фактическому наличию. Количество составляемых актов и комплектность документов определяется фактической ситуацией |
При приемке товара плодоовощными базами, складами, холодильниками применяется Приходный групповой отвес (ф. № ТОРГ-17).
При составлении акта в обязательном порядке указывается в каком состоянии прибыл товар. Данные о состоянии товара, подтверждаются подписями представителя транспортной организации, поставщика, грузополучателя. Составляется в трех экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию плодоовощной базы, склада, холодильника, второй весовщику (железной дороги, водного транспорта, или лицу, сопровождающему груз, третий остается у материально-ответственного лица. В случае необходимости предъявления поставщику претензии приходные групповые отвесы составляются в четырех экземплярах. |
Акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-2), импортных товаров (ф. № ТОРГ-3) являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику при наличии расхождений фактически поступивших грузов с данными сопроводительных документов поставщика.
Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации - получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. При приемке товарно - материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета - фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акт по ф. № ТОРГ-2 составляется в четырех экземплярах, по ф. № ТОРГ-3 - в пяти экземплярах |
Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ф. № ТОРГ-4) – применяется для оформления неотфактурованных поставок. Составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. В прил. 3.3 представлен названный акт; товар покупателю поступил согласно железнодорожной накладной, счет-фактура на товар выслана почтой. Товар, поступивший без счета поставщика, принимается к учету по средней цене, сложившейся в организации покупателя на аналогичный товар.
Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (ф. № ТОРГ-5, см. прил. 3.4) применяется для оформления тары и упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров в том случае, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика, и их стоимость включена в цену товара. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.
Акт о завесе тары (ф. № ТОРГ-6) применяется для оформления приемки и списания завеса тары. Составляется в одном экземпляре членами комиссии с участием представителя заинтересованной организации и передается материально ответственным лицом с товарным отчетом в бухгалтерию организации. В случае, если масса тары превышает массу, указанную в сопроводительных документах поставщика, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения. Для учета тары, требующей завеса, а также записи сведений о произведенном завесе тары используется Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (ф. № ТОРГ-7). Форма акта о завесе тары и указанного журнала представлена в прил. 3.5 и 3.6.
Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ТОРГ-13) применяется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениям или материально ответственными лицами. К примеру, согласно накладной на внутреннее перемещение, приведенной в прил. 3.7, поступивший на материальный склад организации, передается на склад магазина.
Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования ценностей. Заполненный документ подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей |
Расходно - приходная накладная (для мелкорозничной торговли) (ТОРГ-14) применяется для оформления отпуска товаров на лотки, продавцам с тележек, разносов и т.п., на которые не составляются товарные отчеты.
Накладная выписывается в двух экземплярах материально ответственным лицом, отпускающим товар. Один экземпляр передается продавцу товара, а второй экземпляр остается в организации (магазине, базе, складе). По окончании рабочего дня производят запись в накладной о сдаче продавцом выручки за проданные товары в кассу организации и остатка непроданных товаров. В случае, если продавец не может возвратить непроданные товары, в накладной производится запись остатков |
Заказ – отборочный лист (ф. № ТОРГ-8) применяется на оптовых базах (складах) для отбора товара, тары; на основании данных этого документа заполняется товарно - транспортная накладная. Для оформления продажи товаров по предварительным заказам на конкретные дату и время с доставкой либо без доставки по указанному адресу используется Заказ (ф. № ТОРГ-26). Для учета выполнения заказов покупателей используется одноименный Журнал (ф. № ТОРГ-27). В журнале регистрируются принятые заказы по номерам, датам и времени исполнения, а также получение заказа отборщиком и возврата им исполненных заказов.
При упаковке товара выписываются Упаковочный ярлык (ф. № ТОРГ-9) либо Спецификация (ф. № ТОРГ-10). При отпуске всех видов товаров как приложение к товарно - транспортной накладной применяется Расходный отвес (спецификация) (ф. № ТОРГ-19).
Упаковочный ярлык применяется при упаковке товара. Выписывается работником организации на каждое отдельное место (ящик, тюк и т.п.), подписывается материально ответственными лицами и упаковщиком. Спецификация применяется в том случае, когда отфактурованная партия товара упаковывается в ящики, бочки и т.п. Выписывается материально ответственным лицом склада (кладовой). В спецификации перечисляется каждое отдельное место с товаром и проставляется его масса. Масса тары проставляется отдельно. Расходный отвес (спецификация) составляется в двух экземплярах сотрудниками базы (склада), первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - представителю грузополучателя. |
Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, второй - передается сторонней организации. Форма товарной накладной аналогична Акту о приемке товаров (ТОРГ-1).
Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-15) применяется для оформления возникающего по тем или иным причинам боя, порчи, лома товарно-материальных ценностей, подлежащих уценке или списанию, а для списания указанных ценностей, а также не подлежащих продаже по причине потери качества используется Акт о списании товаров (ТОРГ-16).
Акт по ф. № ТОРГ-15 составляется и подписывается членами комиссии с участием представителя администрации организации, материально ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора. Акт утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица. Акт по ф. № ТОРГ-16 составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица. |
Акт о списании товаров (ТОРГ-16а) применяется при оформлении, возникающей по тем или иным причинам порче, потери качества товаров, не подлежащих продаже.
Составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица. В случае необходимости акт составляется с участием представителей санитарного или иного надзора. |
Товарный ярлык (ф. № ТОРГ-11) применяется для учета товарно- материальных ценностей в местах хранения товара.
Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей |
Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18, см. прил. 3.11) применяется для учета движения и остатков товаров и тары на складе (в кладовой). Ведется материально ответственным лицом по наименованиям, сортам, количеству и цене. Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день.
Для регистрации приходных и расходных документов и их передачи со склада в бухгалтерию применяется Сопроводительный реестр сдачи документов (ф. № ТОРГ-31). Реестр составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом на приходные и расходные документы по операциям за отчетный период. Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.
Приведенные ниже документы выполняют роль регистров аналитического учета.
Карточка количественно - стоимостного учета (ТОРГ-28, см. прил. 3.12) применяется в организациях торговли (на складах, базах) для аналитического учета товаров. Карточка ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара, однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться объединенно в одной карточке. Записи в карточке производятся на основании приходных и расходных документов.
Товарный отчет (ф. № ТОРГ-29, см. прил. 3.13) и Отчет о таре (ф. ТОРГ-30) применяются для учета товарных операций в организациях торговли за отчетный период, как правило, при сальдовом методе учета товаров. Документы составляются в двух экземплярах материально ответственным лицом с указанием номера, даты документов на поступление и выбытие товаров и тары, подписывается бухгалтером и материально ответственным лицом и утверждаются руководителем организации.
Товарный журнал работника мелкорозничной торговли (ф. № ТОРГ-23) применяется для отпуска товаров в мелкорозничную сеть, выдается торговой или иной компетентной организацией работникам мелкорозничной торговли (киосков, ларьков и т.п.).
Журнал ведется в одном экземпляре и находится на руках у работника мелкорозничной торговли. Отпуск товаров указанным работникам оформляется выпиской расходных накладных. Данные об отпуске товаров и получении выручки заносятся в журнал по совершении операции на основании приходно-расходных документов с определением каждый раз нового остатка товаров. Записи в журнале производятся и подписываются ответственными лицами, которые отпускают товары, а также принимают выручку (в случае, если выручка не сдается в кассу) |
Формы документов по инвентаризации имущества (ИНВ-3 – ИНВ-6), используемые при проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и использования рассмотрены в теме «Бухгалтерский учет материалов». Наряду с указанными документами в торговых организациях применяются:
Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц (ф. № ТОРГ-22);
Акт о перемеривании тканей (ф. № ТОРГ-24).
Первый документ составляется в одном экземпляре членами комиссии с участием специалиста по контролю за качеством и прикладывается к приемному акту. При необходимости выдачи акта поставщику он составляется в двух экземплярах.
Второй документ применяется в магазинах для учета излишков (недостач) при перемеривании тканей по группам до выпуска в продажу. Перемеривание производится членами комиссии в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр остается у материально ответственного лица, а второй - прилагается к приходным документам и передается в бухгалтерию.
Ниже приведена характеристика документов учета товарных операций, которые отнесены к группе прочих.
Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров (ф. № ТОРГ-20) применяется в случае обнаружения понижения качества и порчи товаров. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии на основании приказа, распоряжения руководителя организации.
Акт о переборке, сортировке плодоовощной продукции (ф. № ТОРГ-21) применяется на плодоовощных базах (складах) для оформления переборки, сортировки картофеля, овощей, фруктов, а также отходов, выявленных при переборке. Акт составляется в двух экземплярах сотрудником базы (склада) на основании приказа (распоряжения) руководителя на каждую культуру отдельно.
Акт об уценке лоскута (ф. № ТОРГ-25) применяется для оформления уценки мерного лоскута, образующегося в торговой сети при розничной продаже тканей по мере накопления лоскута. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии с участием представителя вышестоящей организации.
В комиссионной торговле используются документы:
Перечень товаров, принятых на комиссию (КОМИС-1);
Перечень принятых на комиссию транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-1а);
Товарный ярлык (КОМИС-2);
Акт об уценке (КОМИС-3);
Справка о продаже товаров, принятых на комиссию (КОМИС-4);
Акт о снятии товара с продажи (КОМИС-5);
Карточка учета товаров и расчетов по договорам комиссии (КОМИС-6);
Ведомость учета платежей, полученных за хранение непроданных товаров (КОМИС-7);
Журнал учета приема на комиссию и продажи транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-8).
Перечень товаров, принятых на комиссию (КОМИС-1) составляется при приеме товаров на комиссию. Выписывается материально-ответственным лицом в двух экземплярах. Первый экземпляр перечня, вместе с договором комиссии, вручается комитенту, второй передается в бухгалтерию торговой организации (комиссионера).
Перечень принятых на комиссию транспортных средств (автомобилей, мотоциклов) и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-1а) составляется при приеме на комиссию автотранспортной техники (автомобилей, мотоциклов) и номерных узлов к ней. Выписывается материально-ответственным лицом в двух экземплярах. Первый экземпляр перечня, вместе с договором комиссии, вручается комитенту, второй передается в бухгалтерию торговой организации (комиссионера).
Товарный ярлык (КОМИС-2) выписывается при приеме товара на комиссию.
В товарном ярлыке записывается подробное наименование товара и указываются сведения, характеризующие состояние товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки товара). По транспортным средствам в графе «Характеристика» записывается «наименование, марка, модель транспортного средства, год выпуска, идентификационный номер, номер двигателя, шасси, кузова и цена продажи. На мелкие изделия (часы, броши и другие аналогичные изделия) прикрепляется ценник с указанием номера документа, оформляемого при приеме товара и цены. Выписывается в одном экземпляре. |
Акт об уценке (КОМИС-3) оформляется при проведении уценки товаров, принятых на комиссию.
Акт составляется комиссионером (материально-ответственным лицом) в одном экземпляре, подписывается заведующим предприятия торговли (секцией) и комитентом и передается с товарным отчетном в бухгалтерию. В бухгалтерии на основании акта об уценке делается отметка об уценке товара в перечне (форма КОМИС-1 или форма КОМИС-1а), товарном ярлыке (форма КОМИС-2) или ценнике, карточке учета товаров (форма КОМИС-6) и журнале (форма КОМИС-8). При отказе комитента от уценки ему возвращается товар с возмещением комиссионеру расходов по хранению, если это предусмотрено договором. |
Справка о продаже товаров, принятых на комиссию (КОМИС-4) выписывается по мере реализации товаров материально-ответственным лицом комиссионного магазина.
В справке указывается номер договора, наименование проданного товара, цена, количество и сумма. Справка составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр справки вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию и служит основание для списания с материально-ответственного лица реализованных товаров, второй остается у материально-ответственного лица и служит основанием для расчетов с комитентом. Справка подписывается материально-ответственным лицом, бухгалтером и руководителем торговой организации. |
Акт о снятии товара с продажи (КОМИС-5) составляется при снятии с продажи товара, принятого на комиссию.
В акте указывается наименование товара, цена его реализации, определенная договором комиссии, дата и номер договора, цель снятия (возврат комитенту, ремонт, уценка). Акт составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом и вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию. |
Карточка учета товаров и расчетов по договорам комиссии (КОМИС-6) предназначена для контроля расчетов по договорам комиссии материально-ответственным лицом. Карточка составляется в одном экземпляре и предназначена для ведения учета индивидуально по каждому товару и цене продажи. Карточки передаются для хранения в бухгалтерию.
Ведомость учета платежей, полученных за хранение непроданных товаров (КОМИС-7) предназначена для учета платежей поступивших за хранение товаров. Размеры таких платежей определяются по согласованию сторон в договоре комиссии.
Ведомость составляется в одном экземпляре ежедневно и подписывается руководителем, кассиром и главным бухгалтером. В конце рабочего дня итоги ведомости сверяются с итогами суммирующих счетчиков контрольно-кассовой машины, а сама ведомость вместе с приходным кассовым ордером передается в составе отчета кассира в бухгалтерию магазина. |
Журнал учета приема на комиссию и продажи транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-8) заполняется по мере поступления по договору комиссии транспортных средств. Журнал заполняется материально-ответственным лицом в одном экземпляре, в нем указывается наименовании транспортных средств, дата поступления и продажи и стоимость продажи.
В учете товаров, как и других видов материально-производственных запасов, используются расчетные документы, такие как платежное требование, счет, счет-фактура и др.
Все первичные товарные документы являются бланками строгой отчетности. Порядок использования бланков строгой отчетности предполагает:
проставление порядковых номеров при получении (покупке) бланков. Бланки используются для выписки документов в двух экземплярах с одним порядковым номером;
поступившие бланки регистрируются в книге учета бланков строгой отчетности;
выдача бланков с распиской в книге учета бланков строгой отчетности материально-ответственным лицам, отпускающим товар в мелкорозничную сеть;
отметка об использовании бланков в книге учета бланков строгой отчетности.
- В.В. Жаринов
- Содержание
- Раздел I. Учет товарных операций 5
- Раздел I. Учет товарных операций лекция 1. Задачи и принципы учета товаров
- 1. Задачи и принципы учета товарных операций
- 2. Организация материальной ответственности
- 3. Оценка товаров
- Лекция 2. Документальное оформление поступления товаров
- 1. Характеристика товарных документов
- 2. Документальное оформление приемки товаров со станции железной дороги
- 3. Документальное оформление приемки товаров на складе поставщика
- 4. Документальное оформление приемки товаров в организации-получателе
- 5. Документальное оформление поступления товаров, приобретаемых за наличный расчет
- Лекция 3. Учет поступления товаров
- 1. Счета для учета товаров
- 2. Синтетический учет поступления товаров
- I. Учетные цены покупные
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанные с поступлением товаров
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанные с поступлением товаров, если при приемке выявлена недостача
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанные с поступлением товаров при использовании учетных цен
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций приобретения товаров с привлечением займа
- 3. Учет транспортно-заготовительных расходов
- 10. Контроль за полнотой и своевременностью оприходования товаров и правильностью их оплаты
- Лекция 4. Организация учета товаров на складе и в бухгалтерии
- 1. Принципы организации аналитического учета товаров
- 2. Организация учета товаров в местах хранения
- 3. Организация учета товаров в бухгалтерии
- 4. Учет переоценки товаров
- Характеристика переоценок в течение отчетного периода
- Лекция 5. Учет продажи товаров в оптовой торговле
- 1. Общие положения по учету реализации товаров
- 2. Документальное оформление выбытия товаров
- 3. Определение покупной стоимости проданных товаров
- 4. Синтетический учет реализации товаров
- 5. Учет товарообменных операций
- 6. Учет безвозмездной передачи товаров
- 7. Учет продажи товаров по договору комиссии
- 8. Учет продажи товаров с предоставлением скидок
- 9. Учет некачественных товаров, возвращенных поставщикам
- Лекция 4. Учет продажи товаров в розничной торговле
- 1. Документальное оформление продажи товаров за наличный расчет
- 2. Синтетический учет продажи товаров за наличный расчет
- 3. Учет продажи товаров за наличный расчет в неторговых организациях
- 4. Учет продажи товаров при выездной торговле
- 4. Учет продажи товаров по дисконтным картам
- 5. Учет продажи товаров в кредит
- 6. Учет расчетов по пластиковым картам
- 7. Учет реализации товаров, принятых на комиссию
- 8. Документальное оформление и учет недоброкачественных товаров, возвращенных покупателями
- 9. Учет стеклянной посуды
- Лекция 6. Учет тары
- 1. Основные положения по учету тары
- 2. Учет поступления тары
- Учет возврата тары
- 4.Особенности учета тары-оборудования
- Лекция 7. Учет товарных потерь
- 1. Принципы организации учета товарных потерь
- 2. Учет товарных потерь вследствие естественной убыли
- Естественная убыль на остаток товаров на начало межинвентаризационного периода
- Естественная убыль на товары, поступившие за межинвентаризационный период
- 3. Учет потерь при подготовке товаров к продаже
- 4. Учет потерь от боя товаров в стеклопосуде
- 5. Учет завеса тары
- 6. Учет потерь вследствие боя, лома, порчи
- 7. Учет товаров с истекшим сроком годности
- Лекция 8. Отчетность материально ответственных лиц
- 1. Порядок составления товарного отчета
- 2. Бухгалтерская обработка товарных отчетов
- 3. Журнал-ордер по счету 41
- Лекция 9. Инвентаризация товаров и тары
- 1. Задачи, сроки и основание для проведения инвентаризации
- 2. Порядок проведения инвентаризации
- 3. Документальное оформление инвентаризации
- 4. Выявление результатов инвентаризации
- 5. Контрольные проверки