2. Бухгалтерская обработка товарных отчетов
Материально ответственные лица должны сдавать отчет в бухгалтерию в соответствии с графиком, утвержденным руководителем предприятия и главным бухгалтером, в следующем за отчетным днем.
Принимая отчет, бухгалтер в присутствии материально ответственного лица проверяет, все ли документы приложены к товарному отчету, соответствуют ли их даты отчетному периоду, правильно ли оформлены документы, а также сам отчет. Затем бухгалтер расписывается на обоих экземплярах товарного отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с приложенными документами остается в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.
После этого проверяется каждый приложенный документ с точки зрения законности совершенной операции правильности цен, таксировки и подсчета.
Если бухгалтер обнаружит с его точки зрения незаконный документ, он обязан потребовать письменного объяснения, если бухгалтер сочтет объяснение неудовлетворительным, он должен представить служебную записку руководителю предприятия.
Правильность цен заверяется экономистом по ценам или самим бухгалтером на основании договоров поставки.
Если при проверке цен, таксировки и подсчетов обнаружатся ошибки, их исправляют корректурным способом. Об изменении остатков товаров на конец отчетного периода сообщают материально ответственному лицу, который подписью должен подтвердить свое согласие с исправлением.
При проверке особое внимание обращается на своевременность и полноту оприходования товаров, а также списания их в расход. При несвоевременном оприходовании товаров образуется искусственная недостача, а при несвоевременном списании товаров искусственные излишки. Это позволяет материально ответственному лицу временно скрыть недостаток или излишки.
Решающее значение при проверке товарных отчетов имеет встречная проверка документов. Различают три вида встречной проверки:
1) на предприятиях розничной торговли сумму товаров, реализованных за наличный расчет, в товарном отчете сверяют с суммой выручки по кассовому отчету;
2) при перемещении товаров внутри предприятия следует взаимно сверять товарные отчеты материально ответственных лиц отпустивших товар с принявшими товар;
3) товарные документы на поступление товаров от поставщиков, приложенные к товарному отчету, сверяют с экземпляром расчетного документа на эту же партию товаров, поступившего через банк.
Проверив отчет, бухгалтер ставит дату и расписывается.
Товарные отчеты используют не только для контроля за сохранностью ценностей, но и для наблюдения за состоянием товарных запасов. Это осуществляется сопоставлением фактических остатков товаров с нормативом, который указывается в отчете. При значительном отклонении принимаются меры к оптимизации остатков товаров (прекращение закупки излишних товаров, заказ на недостающие товары и т. д.).
На складах оптовых предприятий при большом документообороте с разрешения руководителя предприятий материально ответственные лица вместо товарного отчета составляют сопроводительный реестр.
В реестре указывается только наименование документов и их число с указанием номеров по приходу и расходу. Реестр составляется в двух экземплярах.
По каждому документу, включенному в товарный отчет, составляют бухгалтерские проводки, которые затем записывают в учетные регистры по счету 41. При этом проводки с одинаковой корреспонденцией счетов предварительно группируют (агрегируют).
- В.В. Жаринов
- Содержание
- Раздел I. Учет товарных операций 5
- Раздел I. Учет товарных операций лекция 1. Задачи и принципы учета товаров
- 1. Задачи и принципы учета товарных операций
- 2. Организация материальной ответственности
- 3. Оценка товаров
- Лекция 2. Документальное оформление поступления товаров
- 1. Характеристика товарных документов
- 2. Документальное оформление приемки товаров со станции железной дороги
- 3. Документальное оформление приемки товаров на складе поставщика
- 4. Документальное оформление приемки товаров в организации-получателе
- 5. Документальное оформление поступления товаров, приобретаемых за наличный расчет
- Лекция 3. Учет поступления товаров
- 1. Счета для учета товаров
- 2. Синтетический учет поступления товаров
- I. Учетные цены покупные
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанные с поступлением товаров
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанные с поступлением товаров, если при приемке выявлена недостача
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанные с поступлением товаров при использовании учетных цен
- Записи на счетах бухгалтерского учета операций приобретения товаров с привлечением займа
- 3. Учет транспортно-заготовительных расходов
- 10. Контроль за полнотой и своевременностью оприходования товаров и правильностью их оплаты
- Лекция 4. Организация учета товаров на складе и в бухгалтерии
- 1. Принципы организации аналитического учета товаров
- 2. Организация учета товаров в местах хранения
- 3. Организация учета товаров в бухгалтерии
- 4. Учет переоценки товаров
- Характеристика переоценок в течение отчетного периода
- Лекция 5. Учет продажи товаров в оптовой торговле
- 1. Общие положения по учету реализации товаров
- 2. Документальное оформление выбытия товаров
- 3. Определение покупной стоимости проданных товаров
- 4. Синтетический учет реализации товаров
- 5. Учет товарообменных операций
- 6. Учет безвозмездной передачи товаров
- 7. Учет продажи товаров по договору комиссии
- 8. Учет продажи товаров с предоставлением скидок
- 9. Учет некачественных товаров, возвращенных поставщикам
- Лекция 4. Учет продажи товаров в розничной торговле
- 1. Документальное оформление продажи товаров за наличный расчет
- 2. Синтетический учет продажи товаров за наличный расчет
- 3. Учет продажи товаров за наличный расчет в неторговых организациях
- 4. Учет продажи товаров при выездной торговле
- 4. Учет продажи товаров по дисконтным картам
- 5. Учет продажи товаров в кредит
- 6. Учет расчетов по пластиковым картам
- 7. Учет реализации товаров, принятых на комиссию
- 8. Документальное оформление и учет недоброкачественных товаров, возвращенных покупателями
- 9. Учет стеклянной посуды
- Лекция 6. Учет тары
- 1. Основные положения по учету тары
- 2. Учет поступления тары
- Учет возврата тары
- 4.Особенности учета тары-оборудования
- Лекция 7. Учет товарных потерь
- 1. Принципы организации учета товарных потерь
- 2. Учет товарных потерь вследствие естественной убыли
- Естественная убыль на остаток товаров на начало межинвентаризационного периода
- Естественная убыль на товары, поступившие за межинвентаризационный период
- 3. Учет потерь при подготовке товаров к продаже
- 4. Учет потерь от боя товаров в стеклопосуде
- 5. Учет завеса тары
- 6. Учет потерь вследствие боя, лома, порчи
- 7. Учет товаров с истекшим сроком годности
- Лекция 8. Отчетность материально ответственных лиц
- 1. Порядок составления товарного отчета
- 2. Бухгалтерская обработка товарных отчетов
- 3. Журнал-ордер по счету 41
- Лекция 9. Инвентаризация товаров и тары
- 1. Задачи, сроки и основание для проведения инвентаризации
- 2. Порядок проведения инвентаризации
- 3. Документальное оформление инвентаризации
- 4. Выявление результатов инвентаризации
- 5. Контрольные проверки