14. Классификация бухгалтерских документов
Документы бухгалтерского учета преимущественно составляются по унифицированным формам, что обусловлено необходимостью упорядочения информационных потоков, обеспечения сравнимости учетных и отчетных данных различных организаций (или одной организации за различные периоды), их полноты и достоверности, исключения дублирования информации.
Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД),
Классификация документов по составу и анализ их структуры по этому признаку позволяет оценить соотношение объемов внутреннего и внешнего документооборота в организации, проанализировать степень автономности деятельности предприятия (рассчитав соотношение единиц входящей информации и внутренней), оценить активность обращения организации во внешней среде (по удельному весу исходящих документов).
По назначению документы подразделяются на распорядительные, исполнительные, комбинированные и документы бухгалтерского оформления.
Распорядительные документы - это документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций. К таким документам относятся распоряжения руководителя предприятия и уполномоченных им лиц на совершение хозяйственных операций.
Исполнительные документы удостоверяют факт совершения хозяйственных операций. К ним относятся приходные ордера (акты приемки) материалов; акты приемки-выбытия основных средств; документы о приемке от рабочих выработанной продукции и т.п. Исполнительные документы подписывают лица, ответственные за выполнение хозяйственных операций и за правильность их оформления в документах, например, начальники цехов, заведующие складами (кладовщики), мастера и т.п.
Комбинированные документы - это документы, которые одновременно являются и распорядительными, и исполнительными. К ним относятся приходные и расходные кассовые ордера; расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия; авансовые отчеты подотчетных (командированных) лиц и др.
Документы бухгалтерского оформления составляются в случае, если для записей хозяйственных операций нет других документов или обобщаются и обрабатываются исполнительные и распорядительные документы. К ним относятся справки, ведомости распределения, расчеты резервов, бухгалтерская отчетность и др.
Приведенная классификация выявляет необходимость документального оформления ряда операций хозяйственной деятельности, регистрация которых в большинстве случаев игнорируется практикующими бухгалтерами. Так, например, действия бухгалтера, связанные с выполнением методологических расчетов в соответствии с принципом регистрации, должны быть подтверждены соответствующими документами бухгалтерского оформления и заверены подписью главного бухгалтера.
Применяемые в бухгалтерском учете документы также делятся на разовые и накопительные.
Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием.
Накопительные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. Примерами накопительных документов являются двухнедельные, месячные наряды на работу, лимитные карты на отпуск материалов со складов предприятия и т.п. Накопительные документы являются элементом первого этапа систематизации и обобщения учетной информации.
Наконец, учетные документы делятся на первичные и сводные.
Первичные документы составляются на каждую операцию в момент ее совершения. К ним относятся документы о поступлении на предприятие материалов и отпуске их со складов предприятия в цехи; об отгрузке продукции покупателям; о начислении заработной платы работникам за выработанную продукцию, выполненную работу или оказываемую услугу и т.п.
Сводные документы обобщают показатели путем их соответствующей группировки, систематизации из первичных документов (например, расчетно-платежная ведомость работникам цехов, предприятия в целом и т.п.). От накопительных документов сводные отличаются тем, что сводный документ составляется на основании первичных документов и является их сводкой, а накопительный документ - это первичный документ, составляемый постепенно. К сводным документам относятся также все учетные регистры бухгалтерского учета, а конечным сводным документом можно считать бухгалтерскую отчетность.
В Бухгалтерская документация предприятия - это упорядоченная совокупность бухгалтерских документов, один из основных компонентов финансово-бухгалтерской документации (ФБД).
Общая классификация бухгалтерских документов в соответствии с их функциональным назначением
┌──────────────────────────────────────┐
│Бухгалтерская документация предприятия│
└┬────────────────┬───────────────────┬┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ Учетная бухгалтерская ││ Организационно-правовая││Отчетная бухгалтерская│
│ документация ││документация бухгалтерии││ документация │
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ По учету основных ││ Учетная политика ││ Балансы (годовой, │
│ средств ││ ││ квартальные) │
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ По учету материальных ││ План счетов ││ Отчеты (по видам) │
│ запасов ││ ││(годовые, квартальные)│
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ По учету малоценных и ││ Бухгалтерские учетные ││ Аналитические │
│ быстроизнашивающихся ││регистры (главная книга,││документы к балансам и│
│ предметов ││ журналы, ордера и пр.) ││ отчетам │
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ По учету труда и ││ Инструкция об ││ Отчеты о проведении │
│ заработной платы ││ организации ││ проверок (ревизий) │
│ ││ бухгалтерской ││ │
│ ││ деятельности ││ │
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ По учету ден. средств,││ Положение о бухгалтерии││ Отчеты по налогам │
│ ассигнований, расходов││ ││ │
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ По учету расчетов ││ Положение о структурных││ Переписка по отчетам │
│ ││ подразделениях ││ │
│ ││ бухгалтерии ││ │
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
┌──────────────────────┴┐┌──────────────┴─────────┐┌────────┴─────────────┐
│ По учету внебюджетных ││ Должностные инструкции ││ Документы по │
│ средств ││ работников бухгалтерии ││ инвентаризации │
└──────────────────────┬┘└──────────────┬─────────┘└────────┬─────────────┘
│ ┌──────────────┴─────────┐ │
└─┤ Прочие виды ├─────────┘
│бухгалтерских документов│
└────────────────────────┘
- Для специальности «таможенное дело»
- 13. Документ: источник первичной информации
- 15. Организация документооборота
- 22. Учетные регистры
- 26. Упрощенная форма для индивидуальных предпринимателей
- 25. Мемориально ордерная форма бухгалтерского учета
- 24. Журнально ордерная форма бух учета
- 28. Понятие, состав и виды бухгалтерской отчетности
- 23. Внесение исправлений в учетные документы и отчетность
- 16. Назначение инвентаризации
- 3. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета
- 1. Принципы и основные задачи бухгалтерского учета
- 4. Задачи бухгалтерского учета и виды измерителей в бухгалтерском учете.
- 2. Понятие бухгалтерского учета и пользователи бухгалтерской информации.
- 18. Калькуляция и ее виды и содержание
- 14. Классификация бухгалтерских документов
- 27. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- 11. Сущность и строение бухгалтерского баланса