26. Упрощенная форма для индивидуальных предпринимателей
Простая форма бухгалтерского учета применима на малых предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющих производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов.
В этом случае учет всех операций осуществляется путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (этот и прочие перечисленные применительно к упрощенной форме учета регистры утверждены Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, который раскрывает также порядок их заполнения). Наряду с книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8.
Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Она является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом книга должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга позволяет выводить сальдо по каждому счету на первое число следующего месяца. Непосредственно на основании этих итогов составляется бухгалтерская отчетность малого предприятия.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия приемлема для малых предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), и включает следующие регистры бухгалтерского учета:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма N В-2;
Ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;
Ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;
Ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);
Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;
Ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;
Ведомость (шахматная) - форма N В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета, в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи учета на малом предприятии.
Схема документооборота в пределах этой формы учета выглядит следующим образом:
┌────────────────┐ ┌───────────────────┐
│ Кассовая книга │<──────────────────────┤Первичные документы│
└────────┬───────┘ └─────────┬─────────┘
│ │
│ ┌───────────────────┐ │
└────────>│ Ведомости │<──────────┘
└─────────┬─────────┘
\│/
┌───────────────────┐
│Шахматная ведомость│
└─────────┬─────────┘
\│/
┌───────────────────┐
│Оборотная ведомость│
└─────────┬─────────┘
\│/
┌───────────────────┐
│ Баланс │
└───────────────────┘
- Для специальности «таможенное дело»
- 13. Документ: источник первичной информации
- 15. Организация документооборота
- 22. Учетные регистры
- 26. Упрощенная форма для индивидуальных предпринимателей
- 25. Мемориально ордерная форма бухгалтерского учета
- 24. Журнально ордерная форма бух учета
- 28. Понятие, состав и виды бухгалтерской отчетности
- 23. Внесение исправлений в учетные документы и отчетность
- 16. Назначение инвентаризации
- 3. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета
- 1. Принципы и основные задачи бухгалтерского учета
- 4. Задачи бухгалтерского учета и виды измерителей в бухгалтерском учете.
- 2. Понятие бухгалтерского учета и пользователи бухгалтерской информации.
- 18. Калькуляция и ее виды и содержание
- 14. Классификация бухгалтерских документов
- 27. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- 11. Сущность и строение бухгалтерского баланса