4. Учет основных средств
Учет основных средств в ООО «Агрокомплекс «Ольховатский» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26. В учетной политике хозяйства один раздел посвящен учету основных средств. В методических аспектах по учету основных средств перечисляется что относится к основным средствам, что входит в фактические затраты на приобретение основных средств.
Основные средства, бывшие в употреблении или приобретенные за плату, принимаются на учет в сумме оплаты и расходов за доставку и установку, выявившейся в учете капитальных вложений, с добавлением суммы износа по этим средствам, указанной в документах на оплату.
Здания и сооружения, выстроенные хозяйственным способом, принимают на учет по фактической стоимости строительства (включая стоимость проектно-сметной документации). При строительстве подрядным способом сданные подрядчиками объекты принимают на учет по сметной, договорной стоимости.
Оценка основных средств, полученных от других предприятий и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа, производится экспертным путем или по данным документов приемки-передачи.
В системе счетов бухгалтерский учет основных средств ведут на счете 01 «Основные средства». На данном счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации, в запасе, в аренде, доверительном управлении.
Поступающие на предприятие основные средства документально оформляются и сразу же приходуются. Поступающие на предприятие машины, оборудование, и другие приобретенные основные средства принимает постоянно действующая комиссия, назначаемая руководителем. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре Акт о приеме-передаче объекта основных средств (Приложение 25) на каждый объект в отдельности. В акте указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
На каждое наименование объекта ОС в бухгалтерии заведении инвентарная карточка, в которой указаны все сведения об этом объекте.
При этом составление общего акта для нескольких объектов основных средств допускается только по хозяйственному инвентарю, оборудованию и другим средствам, если эти объекты однотипны и имеют одинаковую стоимость. При списании объекта составляется Акт о списании объекта ОС, Акт о списании автотранспортных средств № ОС-4а (Приложение 26).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств в ООО «Агрокомплекс «Ольховатский» применяется линейный способ начисления амортизации. При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта.
Для ведения учета операций по начислению амортизации применяется счет 02 «Износ основных средств». В бухгалтерии в программе «1С: Предприятие» бухгалтер составляет Отчет по начислению амортизации (Приложение 27), в котором указана балансовая стоимость, сумма амортизации и остаточная стоимость объекта ОС.
В хозяйстве ремонтный фонд не предусмотрен, вследствие этого отчисления не производятся, а суммы амортизации сразу списываются в соответствующие подразделения в корреспонденции: 20, 23, 25, 26, 29 – 02.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия. До начала инвентаризации проверяют наличие технических паспортов, подготавливают необходимую документацию, уточняют перечень основных средств по местам нахождения. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию. Члены комиссии в присутствии должностных лиц или материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие. Отдельно записывают выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления основные средства. Объекты, не числящиеся в учете, отражаются в описи по восстановительной стоимости. Величину их изношенности комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от установленной стоимости. Одновременно выявляется, когда и по чьему распоряжению возведены или приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты. Акты и инвентаризационные описи подписывают члены комиссии и материально ответственные лица.
Инвентаризационные описи представляются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие учетные регистры по учету основных средств. В итоге составляют сличительную ведомость результатов инвентаризации. Постоянная инвентаризационная комиссия выясняет причины расхождений, виновников недостачи и составляет в 10-дневный срок протокол по итогам результатов проведенной инвентаризации, который утверждается руководителем предприятия. На основании протокола в бухгалтерии предприятия делаются записи в учетных регистрах, но, прежде всего, составляют первичные документы на оприходование ранее неучтенных основных средств и на недостающие объекты. При выявлении недостачи или излишка основных средств к инвентарным описям прилагают объяснения материально ответственных лиц.
- 1. Краткая природно-экономическая характеристика ооо «Агрокомплекс «Ольховатский» Ольховатского района Воронежской области
- 2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
- 2.1 Учет кассовых операций
- 2.2 Учет операций на счетах в банках
- 2.3 Учет расчетных и кредитных операций
- 3. Учет готовой продукции, семян, кормов и прочих производственных запасов
- 4. Учет основных средств
- 5. Учет труда и его оплаты
- 6. Учет производств
- 6.1 Учет вспомогательных производств
- 6.2 Учет затрат и выхода продукции растениеводства
- 7.Учет реализации продукции, (работ и услуг) и прочих доходов и расходов
- 8.Учет долгосрочных инвестиций и источников их формирования
- 9.Учет капитала, резервов, финансовых результатов
- Заключение