logo search
финансовый учет и отчетность 2ч

Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности в российской федерации

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Бухгалтерская отчётность является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, поскольку она обеспечивает каждого субъекта (пользователя) рынка необходимой ему финансовой информацией. В России состав бухгалтерской отчётности первоначально (в общем) виде регулировался Торговым уставом (1887г.), а затем - законом «О промысловом налоге» (1898г.), в развитие которого тогдашнее Министерство финансов выпустило четыре инструкции (1901-1904гг.). В этих нормативных актах впервые в отечественной практике предписывалось всем хозяйствующим субъектам составлять бухгалтерские отчёты (баланс и отчёт о прибылях и убытках). Закон действовал до 1917г. В дальнейшем состав бухгалтерской отчётности стал регулироваться подзаконными актами - инструкциями Министерства финансов и Центрального статистического управления СССР. Переход на рыночные условия хозяйствования в последнее десятилетие XX в. предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчётности в России. Начиная с 1996г. бухгалтерская отчётность в России регулируется нормативно-правовыми актами четырех уровней.

Первый уровень «законодательный». Главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. №129-ФЗ, в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчётность», включающая статьи 13-17.

Второй уровень «нормативный». Он представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учёту. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций - юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчётности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций - Министерством финансов РФ.

Третий уровень «методический». Он включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчётности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Министерства финансов РФ. Приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» №67н от 22.07.2003г. предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчётности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчётность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и не формирует её параллельно по российским правилам.

Четвертый уровень «инструктивный». Этот уровень включает указания, инструкции и другие документы в рамках учётной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчётности для внешних пользователей и внутренних целей.