logo search
Бух

Регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь

Государственное регулированиебухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Орган государственного управления,на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

Органы государственного управления, разрабатывают на основе международных стандартов и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам.

Организации, руководствуясь законодательством республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности.

В соответствии со статьей 5 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» методологическое руководство и контроль за соблюдением действующего законодательства в области бухгалтерского учета возложены на:

Министерство финансов:

В Министерстве финансов создано Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности. Этот государственный орган осуществляет непосредственную разработку, согласование и утверждение МФ и другими государственными органами национальных стандартов, положений, инструкций и других нормативных актов, устанавливающих единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в РБ.

Республиканские органы государственного управления:

Каждая отрасль или сфера экономики имеет свою специфику. Эта специфика не всегда получает отражение и регламентацию в общеотраслевых (национальных) стандартах и других нормативных актах аналогичного уровня. Поэтому отраслевые Министерства и ведомства на основе межотраслевых стандартов разрабатывают свои отраслевые стандарты, положения, инструкции, рекомендации и т.п. Безусловно, что такую отраслевую специфику могут иметь лишь отдельные участки бухгалтерского учета и отчетности, отдельные виды имущества, отдельные процессы и операции, которые и формируют особенность экономики данной отрасли. Прежде всего, эту особенность будет иметь процесс производства и основные виды имущества, участвующие в этом процессе.

Разработку и внедрение в практику отраслевых стандартов и других аналогичных документов осуществляют Управления бухгалтерского учета и отчетности или центральные бухгалтерии соответствующих Министерств и ведомств, возглавляемые соответственно начальниками Управлений или главными бухгалтерами. Эта работа может осуществляться собственными силами в специально создаваемых отделах, секторах Управления или на хоздоговорной основе с различными научно-исследовательскими учреждениями.

Министерство обороны и иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, финансируемые из бюджета:

Объединения, подчиненные Совету Министров РБ, разрабатывают нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики и представляют их для утверждения в Министерство Финансов.