Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
Учет материалов на складе ведут материально ответственные лица в карточках учета материалов, которые открывает бухгалтер и под расписку вреестре карточекпередает кладовщику. Карточки открываются на год, и учет в них ведется только в натуральном (количественном) выражении.
В карточках указывается наименование вида средств, его цена, единица измерения, номенклатурный номер, приход и расход по каждому документу и выводится остаток после каждой записи. Основанием для записи в карточках являются приходные ордера(или накладные и счета-фактуры поставщиков),требования, лимитно-заборные карты, которые затем сдаются в бухгалтерию.
Чтобы придать складскому учету бухгалтерскую достоверность, бухгалтер в присутствии материально ответственного лица проверяет правильность оформления документов и правильность записей в карточках, расписывается в карточках и ставит дату проверки. Проверка производится систематически не реже одного раза в 7-10 дней.
В конце каждого отчетного периода кладовщик заполняет ведомость учета остатков материалов (сальдовая ведомость), в которую из карточек переносит основные реквизиты и количественные остатки. Затем бухгалтер сверяет данные сальдовой ведомости с данными оборотной ведомости, составляемой в бухгалтерии на основании первичных документов. В случае расхождений выявляют ошибки. Такой учет называетсяоперативно-бухгалтерским, или сальдовым. Его преимущество в том, что отсутствует дублирование складского учета в бухгалтерии и упрощается работа бухгалтера.
Для синтетического учета материалов планом счетов предусмотрен активный счет 10 «Материалы». Подебетуего отражают поступление, а покредиту- расход (выбытие) соответствующих материалов. К счету 10 открывает восемь субсчетов: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 10-3 «Топливо» (бензин и другие нефтепродукты, твердое топливо), 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы». Можно, по необходимости, открывать и другие субсчета: 10-9 «Семена», 10-10 «Минеральные удобрения», 10-11 «Драгоценные материалы».
При приобретении материальных ценностей организации оплачивают налог на добавленную стоимость (НДС), которые в бухгалтерском учете отражаются обособленно от стоимости материалов. Налог на добавленную стоимость учитывается наактивном счете18 «Налог на добавленную стоимость».
Планом счетов бухгалтерского учета предусматривается ведение текущего учета и движения производственных запасов по одному из двух вариантов.
При первом варианте фактическая себестоимость поступивших материальных ценностей формируетсяна счете 10 «Материалы». В этом случае подебету счета 10отражается как покупная стоимость поступивших материальных ценностей, так и сумма транспортно-заготовительных расходов. В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, а также от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию составляют бухгалтерскую запись –Д-т 10 и К-т 60, 71, 76.
Сущность второго методазаключается в том, что организации для учета поступающих материалов используют вспомогательныйсчет 15 «Заготовление и приобретение материалов», в дебет которого заносят данные о стоимости приобретенных организацией материальных ресурсов, а также затраты по их приобретению. Далее стоимость материалов по учетным ценам (фактурным ценам, указанным в сопроводительных документах предприятий поставщиков) списывается на счет 10 «Материалы», а разница между фактической стоимостью заготовления и стоимостью материалов по учетным (фактурным) ценам, составляющая транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) списывается вдебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов».Делают следующие записи: на стоимость поступивших материалов и расходов по их доставке –Д-т 15 и К-т 60, 71, 76; стоимость материалов по учетным ценам – Д-т 10 и К-т 15; на сумму ТЗР – Д-т 16 и К-т 15.
Для исчисления суммы отклонений (транспортно-заготовительных расходов), подлежащих списанию и присоединению к учетной цене каждого материала, рассчитывают средневзвешенный процент, который отражает долю транспортно-заготовительных расходов, подлежащую списанию и присоединению к учетной цене материалов.
Средневзвешенный процент (X) определяется по формуле:
X = (То+Тп) / (Мо+Мп) х 100%,
где:
То — сумма транспортно-заготовительных расходов на начало месяца;
Тп — сумма транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц;
Мо — сумма материальных ценностей на начало месяца;
Мп — сумма материальных ценностей, поступивших за отчетный месяц.
Сумма ТЗР (отклонений), подлежащая списанию в себестоимость, определяется по формуле:
ТЗР= Мсо х Х /100% ,
где Мсо - сумма материальных ценностей, переданных в производство.
Фактическая стоимость (Мф), по которой материальные ценности включаются в себестоимость производства продукции, определяется по формуле:
Мф = Мсо + ТЗР.
Сгруппированные данные первичных документов на дату движения материалов заносятся в ведомость № 12 «Учет затрат цехов основного производства (вспомогательных производств)» и ведомость № 15 «Учет общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и платежей», а также отражаются в журнале-ордере № 10 - в части расхода материалов на производственные нужды и журнале-ордере № 10/1 - в части расхода на непроизводственные нужды.
Для отражения операций приобретения материалов у поставщиков, предназначен журнал-ордер № 6, который является одновременно регистром синтетического и аналитического учета. Записи в журнале производятся на основании представленных поставщиками и принятых к оплате расчетных документов. Здесь же производится отметка об оплате расчетных документов поставщиков. Ведение журнала-ордера № 6 дает возможность судить о состоянии расчетов с каждым поставщиком.
Для систематического учета расчетов с поставщиками применяют активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет предназначен для учета расчетов с поставщиками за материальные ресурсы, оказанные услуги, в том числе для расчетов за электроэнергию, газ, воду и т.д.
- Академия управления
- Содержание
- Тема 11. Учет производственных запасов и мбп 168
- Предисловие
- Тема 1. Сущность, значение и место учета в системе управления экономикой Лекция 1. Сущность, значение и место учета в системе управления экономикой
- Общее понятие о хозяйственном учете
- Виды хозяйственного учета
- Измерители, применяемые в хозяйственном учете
- Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
- Объекты бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы по теме № 1:
- Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета Лекция 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета
- Общая характеристика метода бухгалтерского учета
- Способы и приемы (элементы) метода бухгалтерского учета
- Методика и техника бухгалтерского учета
- Перечень методических и технических приемов бухгалтерского учета в условиях различных способов обработки данных
- Контрольные вопросы по теме№2:
- Тема 3. Бухгалтерский баланс и его строение Лекция 3. Бухгалтерский баланс и его строение
- Балансовый метод отражения информации
- Бухгалтерский баланс: понятия, структура и экономическое содержание
- Бухгалтерский баланс
- Классификация бухгалтерских балансов
- Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу
- Влияние хозяйственных операций на баланс
- Контрольные вопросы по теме№3:
- Тема 4. Система счетов и двойная запись в бухгалтерском учете Лекция 4. Система счетов и двойная запись в бухгалтерском учете
- Понятие о счетах, порядок записей хозяйственных операций на счетах
- Сущность и значение двойной записи
- Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций
- Счета синтетического и аналитического учета
- План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
- Раздел I. Основные средства и другие долгосрочные вложения;
- Взаимосвязь бухгалтерских счетов с балансом
- Обобщение данных текущего учета
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам за __________ 20 _ г., млн. Р.
- Контрольные вопросы по теме№4:
- Тема 5. Документирование хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете Лекция 5. Документирование хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете
- Документация, ее сущность и значение
- Содержание, структура документов и требования, предъявляемые к ним
- Бухгалтерская обработка документов
- Документооборот и его организация
- Учетные регистры и их роль в бухгалтерском учете
- Исправление ошибочных записей в учетных регистрах
- Хранение учетных регистров
- Контрольные вопросы по теме№5:
- Тема 6. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете Лекция 6. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете
- Сущность и значение стоимостного измерения
- Оценка, ее принципы и порядок измерения
- Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы по теме№6:
- Тема 7. Техника и формы бухгалтерского учета Лекция 7. Техника и формы бухгалтерского учета
- Понятие и сущность форм бухгалтерского учета
- Журнально-ордерная форма учета
- Мемориально-ордерная форма учета
- Регистрационный журнал за _____ 200 г.
- Главная книга Счет ________
- Автоматизированная форма учета
- Контрольные вопросы по теме№7:
- Тема 8. Основы бухгалтерской отчетности Лекция 8. Основы бухгалтерской отчетности
- Отчетность, ее сущность и значение
- Виды отчетности
- Порядок заполнения Главной книги
- Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских балансов и отчетов
- Контрольные вопросы по теме№8:
- Тема 9. Основы организации бухгалтерского учета Лекция 9. Основы организации бухгалтерского учета
- Закон рб “о бухгалтерском учете и отчетности”
- Финансовый и управленческий учет
- Регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь
- Бухгалтерский аппарат, его структура и функции
- Учетная политика организации
- Контрольные вопросы по теме№9:
- Тема 10. Учет денежных средств, текущих обязательств и расчетов Лекция 10. Учет денежных средств, текущих обязательств и расчетов
- Учет кассовых операций
- Учет операций по расчетному и валютному счету
- Учет денежных документов и переводов в пути
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- Учет расчетов с бюджетом и по внебюджетным платежам
- Учет расчетов с подотчетными лицами
- Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- Учет расчетов с учредителями
- Контрольные вопросы по теме№10:
- Тема 11. Учет производственных запасов и мбп Лекция 11. Учет производственных запасов и мбп
- Производственные запасы, их классификация и оценка
- Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками
- Учет расхода материалов
- Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- Особенности учета мбп
- Контрольные вопросы по теме№11:
- Литература
- Бухгалтерский учет и аудит Курс лекций
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.