Бухгалтерская обработка документов
Учетная обработка документов в бухгалтерии осуществляется следующим образом. Поступившие в бухгалтерию документы должны быть всесторонне проверены с трех позиций:
по форме, т.е. в отношении правильности и полноты заполнения реквизитов. Эта проверка заключается в выяснении бухгалтером подлинности подписей лиц, составивших документ; установлении наличия всех требуемых в форме документа реквизитов, выявлении подчисток и не оговоренных или неправильно сделанных исправлений и т.д.;
по существу, т.е. выяснить соответствие хозяйственных операций в документе действующему законодательству (законность и хозяйственную целесообразность). Например, при проверке авансового отчета по командировке надо знать порядок и нормы оплаты суточных, расходов по найму жилья, проезда и т.д.;
по арифметической проверке, т.е. проверить правильность подсчетов, выведения итогов, вычисленных процентов.
Неправильно или неполно составленные документы возвращаются для выяснения, дополнительного оформления или пересоставления. В случае обнаружения подделки каких-либо реквизитов или других злоупотреблений, эти документы не возвращаются представившим их работникам, а оставляются в бухгалтерии для выяснения и привлечения виновных к ответственности. Все факты злоупотреблений и нарушений в оформлении документов главный бухгалтер обязан доводить до сведения руководителя организации.
Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергаются обработке, которая состоит из следующих этапов:
Таксировка — это определение денежной оценки хозяйственных операций, зафиксированных в документе. Многие поступившие в бухгалтерию документы имеют только натуральные показатели, поэтому их необходимо перевести в денежный измеритель.
Группировка — это объединение документов по однородным признакам и за определенный период. Ее целью является подготовка сводных данных за какой либо период. Например, кассовые документы группируются за каждый день по приходу и расходу, что находит отражение в отчете кассира.
Контировка (проставление корреспонденции счетов) — это указание в документе взаимосвязи между счетами, она обозначается на самих документах проставлением корреспонденции счетов исходя из содержания хозяйственных операций.
В настоящее время корреспондирующие счета по хозяйственным операциям проставляют в основном на бланках первичных документов, которые имеют для этих целей специальные графы. Для сокращения учетных записей корреспондирующие счета могут проставляться и в сводных регистрах (ведомостях). От правильности указанных корреспондирующих счетов зависит правильное отражение операций в бухгалтерском учете и получении достоверной информации о хозяйственной деятельности организации. После проставления корреспонденции счетов документы используются для записи операций по счетам в учетных регистрах.
- Академия управления
- Содержание
- Тема 11. Учет производственных запасов и мбп 168
- Предисловие
- Тема 1. Сущность, значение и место учета в системе управления экономикой Лекция 1. Сущность, значение и место учета в системе управления экономикой
- Общее понятие о хозяйственном учете
- Виды хозяйственного учета
- Измерители, применяемые в хозяйственном учете
- Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
- Объекты бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы по теме № 1:
- Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета Лекция 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета
- Общая характеристика метода бухгалтерского учета
- Способы и приемы (элементы) метода бухгалтерского учета
- Методика и техника бухгалтерского учета
- Перечень методических и технических приемов бухгалтерского учета в условиях различных способов обработки данных
- Контрольные вопросы по теме№2:
- Тема 3. Бухгалтерский баланс и его строение Лекция 3. Бухгалтерский баланс и его строение
- Балансовый метод отражения информации
- Бухгалтерский баланс: понятия, структура и экономическое содержание
- Бухгалтерский баланс
- Классификация бухгалтерских балансов
- Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу
- Влияние хозяйственных операций на баланс
- Контрольные вопросы по теме№3:
- Тема 4. Система счетов и двойная запись в бухгалтерском учете Лекция 4. Система счетов и двойная запись в бухгалтерском учете
- Понятие о счетах, порядок записей хозяйственных операций на счетах
- Сущность и значение двойной записи
- Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций
- Счета синтетического и аналитического учета
- План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
- Раздел I. Основные средства и другие долгосрочные вложения;
- Взаимосвязь бухгалтерских счетов с балансом
- Обобщение данных текущего учета
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам за __________ 20 _ г., млн. Р.
- Контрольные вопросы по теме№4:
- Тема 5. Документирование хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете Лекция 5. Документирование хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете
- Документация, ее сущность и значение
- Содержание, структура документов и требования, предъявляемые к ним
- Бухгалтерская обработка документов
- Документооборот и его организация
- Учетные регистры и их роль в бухгалтерском учете
- Исправление ошибочных записей в учетных регистрах
- Хранение учетных регистров
- Контрольные вопросы по теме№5:
- Тема 6. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете Лекция 6. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете
- Сущность и значение стоимостного измерения
- Оценка, ее принципы и порядок измерения
- Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы по теме№6:
- Тема 7. Техника и формы бухгалтерского учета Лекция 7. Техника и формы бухгалтерского учета
- Понятие и сущность форм бухгалтерского учета
- Журнально-ордерная форма учета
- Мемориально-ордерная форма учета
- Регистрационный журнал за _____ 200 г.
- Главная книга Счет ________
- Автоматизированная форма учета
- Контрольные вопросы по теме№7:
- Тема 8. Основы бухгалтерской отчетности Лекция 8. Основы бухгалтерской отчетности
- Отчетность, ее сущность и значение
- Виды отчетности
- Порядок заполнения Главной книги
- Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских балансов и отчетов
- Контрольные вопросы по теме№8:
- Тема 9. Основы организации бухгалтерского учета Лекция 9. Основы организации бухгалтерского учета
- Закон рб “о бухгалтерском учете и отчетности”
- Финансовый и управленческий учет
- Регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь
- Бухгалтерский аппарат, его структура и функции
- Учетная политика организации
- Контрольные вопросы по теме№9:
- Тема 10. Учет денежных средств, текущих обязательств и расчетов Лекция 10. Учет денежных средств, текущих обязательств и расчетов
- Учет кассовых операций
- Учет операций по расчетному и валютному счету
- Учет денежных документов и переводов в пути
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- Учет расчетов с бюджетом и по внебюджетным платежам
- Учет расчетов с подотчетными лицами
- Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- Учет расчетов с учредителями
- Контрольные вопросы по теме№10:
- Тема 11. Учет производственных запасов и мбп Лекция 11. Учет производственных запасов и мбп
- Производственные запасы, их классификация и оценка
- Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками
- Учет расхода материалов
- Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- Особенности учета мбп
- Контрольные вопросы по теме№11:
- Литература
- Бухгалтерский учет и аудит Курс лекций
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.