logo search
финансовый учет и отчетность 2ч

Словарь основных понятий

Актив – совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы.

Бухгалтерская прибыль (убыток) – конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчётный период на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса, т.е. это разница между доходами и расходами за отчётный период.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки состава и размещения ресурсов хозяйствующего субъекта, включаемых в актив баланса, и юридических источников их формирования в виде заёмного и собственного капитала, отражаемых как пассив (обязательства) баланса на отчётную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Бухгалтерская отчётность – это единая система учётных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.

Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Валовая прибыль – разница между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, по которым получены решения суда об их взыскании; прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году; курсовые разницы; принятие к учёту имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, и т. п.

Внереализационные расходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией-должником; убытки прошлых лет, выявленные в отчётном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены; судебные расходы и т.п.

Вычитаемая временная разница – это доходы или расходы, которые учитываются при формировании бухгалтерской прибыли в текущем, а налогооблагаемой – в следующих отчётных периодах.

Заёмный капитал (внешние обязательства) – обязательства, которые имеют ту или иную срочность погашения, и, таким образом, периодически известна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства. Он подразделяется на долгосрочные и краткосрочные обязательства.

Имущество – различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование).

Издержки производства – это затраты на изготовление продукции, выполнение работ оказание услуг.

Издержки обращения - это расходы, обусловленные приобретением и сбытом товарно-материальных ценностей.

Калькулирование себестоимости - определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции.

Калькуляция - ведомость (регистр), в котором производится расчёт себестоимости продукции.

Капитал - совокупная величина вложений учредителей (акционеров, участников, товарищей, государства и др.) и прибыль, накопленная организацией.

Капитал привлеченный - это кредиты, займы и кредиторская задолженность, т.е. обязательства перед физическими и юридическими лицами.

Капитал собственный - это капитал за вычетом привлеченного капитала (обязательства), который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы).

Налогооблагаемая временная разница – это доходы и расходы, которые учитываются при формировании бухгалтерской прибыли в текущем, а налогооблагаемой – в следующих отчётных периодах.

Нейтральность информации – это исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчётности в ущерб другим.

Отложенное налоговое обязательство – это отрицательная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой прибыли. Отложенное обязательство показывает, насколько нужно будет увеличить сумму этого «искусственного» налога в следующих отчётных периодах. Отложенное обязательство представляет собой произведение ставки налога на налогооблагаемую временную разницу.

Отложенный налоговый актив – это положительная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой прибыли. Отложенный актив показывает, насколько нужно будет уменьшить сумму этого «искусственного» налога в следующих отчётных периодах. Отложенный актив представляет собой произведение ставки налога на вычитаемую временную разницу.

Отчётная дата – последний календарный день отчётного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчёта и последние дни месяцев - для промежуточной бухгалтерской отчётности).

Отчёт о прибылях и убытках – позволяет определить вид, величину и источники формирования финансового результата на основе произведенных расходов. Отчёт о прибылях и убытках не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности, что позволяет анализировать составляющие финансового результата.

Пассив баланса – показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании её имущественной массы пассив включает все разнообразные источники средств хозяйства, включая как заёмные средства (заёмный капитал), так и собственный капитал.

Пояснительная записка – содержит краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчётном году на хозяйственные результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчётности, то есть существенную информацию, полезную для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.

Прибыль (убыток) до налогообложения – результат сложения доходов по обычным видам деятельности, операционных и внереализационных доходов за вычетом соответствующих расходов (расходов по обычным видам деятельности, операционных и внереализационных расходов).

Приложения к бухгалтерскому балансу – раскрывают минимально необходимые сведения о движении заёмных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии амортизируемого имущества, источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, содержат расшифровку отдельных прибылей и убытков, элементов затрат на производство, а также другую информацию.

Расходы организации – это уменьшение экономических выгод организации вследствие выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации.

Расходы по обычным видам деятельности - расходы по изготовлению и продаже продукции, выполнению работ, оказанию услуг, приобретению сырья, материалов, иных материально-производственных запасов, по продаже товаров и иного имущества.

Расходы прочие - расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, в состав которых включаются и чрезвычайные расходы.

Расходы операционные - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) пользование активов организации, в том числе объектов интеллектуальной собственности, с участием в уставных капиталах других организаций, если операции не являются предметом деятельности организации; расходы, обусловленные продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы.

Расходы внереализационные - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчётном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью; расходы на осуществление мероприятий спортивно-оздоровительного, культурно-просветительского характера, иные аналогичные расходы.

Расходы чрезвычайные - расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (например, стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества).

Себестоимость продукции (работ, услуг) - выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продуктов труда.

Складочный капитал хозяйственных товариществ – это капитал, отражающий совокупность долей (вкладов) участников полного товарищества и товарищества на вере, внесенных для обеспечения его финансово-хозяйственной деятельности; величина складочного капитала отражается в уставе и может быть изменена по решению её учредителей с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.

Способы ведения бухгалтерского учёта – способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учёта, системы регистров бухгалтерского учёта, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Собственный капитал (обязательства перед собственником) – составляет практически постоянную часть баланса и состоит из двух основных частей: капитала, который организация получает от акционеров, пайщиков, и капитала, который она генерирует в процессе своей деятельности.

Уставный капитал - первоначальный и основной источник формирования имущества организации.

Уставный капитал хозяйственных обществ (открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) - совокупность вкладов учредителей в имущество организации в денежном выражении при её создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами, и гарантирует интересы её кредиторов;

Уставный фонд государственных и муниципальных унитарных организаций - совокупность основных и оборотных средств, безвозмездно выделенных организации государством или муниципальными органами.

Учётная политика организации – принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Чистая прибыль (убыток) организации за отчётный период – формируется исходя из прибыли (убытка) до налогообложения за минусом налога на прибыль и иных обязательных платежей.

Чрезвычайные доходы – стоимость материальных ценностей, оприходованных после списания непригодного к восстановлению имущества; страховое возмещение убытков, понесенных в результате чрезвычайных обстоятельств.

Чрезвычайные расходы – остаточная стоимость имущества, утраченного в результате катастрофы; затраты, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств.

Экономическая прибыль – прирост экономической стоимости предприятия.

Приложение 1.