Содержание, структура документов и требования, предъявляемые к ним
Условно документ можно разделить на части, основными из которых являются: заголовочная, содержательная, оформляющая. В каждой из частей документа отражаются соответствующие реквизиты.
Реквизиты(лат.requisitum— нужное, требуемое, необходимое) — это отдельные показатели (сведения), отражаемые в документе и имеющие самостоятельное значение. Каждый документ имеет так называемые специальные реквизиты, основное назначение которых - индивидуализация хозяйственных операций.
Главный реквизит заголовочной части- это название документа (приходный кассовый ордер, лимитно-заборная карта и др.), которое печатается на бланке.
Содержательная частьдокумента бывает табличной или текстовой. К табличной относятся реквизиты-признаки и реквизиты-основания.Реквизиты-признакивключают заголовки таблиц, граф и строк и предназначены для характеристик описываемого объекта.Реквизиты-основанияпредназначены для количественной характеристики объекта учета. Графы таблиц нумеруются. В содержательной части отражается сущность документа.
В оформляющей частидокумента отражается дата составления документа, утверждения, согласования, визы, наименование должностных лиц, подписавших документы, личные подписи и их расшифровка, при необходимости печать. Предусматривается место для записи основания исправления ошибок, допущенных при заполнении документа.
Каждый бухгалтерский документ должен иметь следующие обязательные реквизиты:
наименование, номер документа;
дата и место составления документа (число, месяц, год);
содержание и основание совершения хозяйственной операции;
стоимостные и натуральные измерители;
наименование и адреса сторон, принимающих участие в хозяйственных операциях или сделках (фирма, юридическое лицо);
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Все документы денежного, материального, имущественного, расчетно-кредитного характера должны быть подписаны руководителем организации и главным бухгалтером. Документы, оформляющие прием и выдачу материальных ценностей и денежных средств должны содержать подписи лиц, получивших и отпустивших эти ценности. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации. При выписке документов на компьютере подписи могут быть заменены личными кодами (электронные подписи).
Учетные документы составляются от руки или автоматизированным способом на специально заготовленных бланках. Бланки документов печатаются типографским способом и содержат графы, в которые заносят сведения о хозяйственных операциях. Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.
К составлению документов предъявляются определенные требования.
Все документы должны оформляться своевременнов момент совершения операции,качественно, содержатьдостоверные данные и обязательные реквизиты, аккуратно, разборчиво, без подчисток, помарок и недоговоренных исправлений. Свободные строки в первичных документах обязательно прочеркиваются. Выписывать документы разрешается чернилами или шариковыми пастами синего, фиолетового или черного цвета вручную, на пишущих устройствах, ПЭВМ. Дата составления указывается: число цифрой, а месяц - прописью. В денежных банковских документах сумма указывается цифрами и прописью с заглавной буквы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные документы можно внести исправления лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что заверяется подписями тех же лиц.
Отдельные документы в соответствии с действующими нормативными положениями относятся к бланкам строгой отчетности. Такие формы (бланки) документов изготавливаются типографским способом с обязательным проставлением номера и серии. К ним относятся товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др. Учет бланков строгой отчетности ведется в приходно-расходной книге типовой формы, которая нумеруется, скрепляется печатью и подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Ответственность за достоверность содержащихся в документах данных, а также за качественное их составление и передачу в установленные сроки для дальнейшей обработки несут должностные лица, подписавшие этот документ.
- Академия управления
- Содержание
- Тема 11. Учет производственных запасов и мбп 168
- Предисловие
- Тема 1. Сущность, значение и место учета в системе управления экономикой Лекция 1. Сущность, значение и место учета в системе управления экономикой
- Общее понятие о хозяйственном учете
- Виды хозяйственного учета
- Измерители, применяемые в хозяйственном учете
- Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
- Объекты бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы по теме № 1:
- Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета Лекция 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета
- Общая характеристика метода бухгалтерского учета
- Способы и приемы (элементы) метода бухгалтерского учета
- Методика и техника бухгалтерского учета
- Перечень методических и технических приемов бухгалтерского учета в условиях различных способов обработки данных
- Контрольные вопросы по теме№2:
- Тема 3. Бухгалтерский баланс и его строение Лекция 3. Бухгалтерский баланс и его строение
- Балансовый метод отражения информации
- Бухгалтерский баланс: понятия, структура и экономическое содержание
- Бухгалтерский баланс
- Классификация бухгалтерских балансов
- Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу
- Влияние хозяйственных операций на баланс
- Контрольные вопросы по теме№3:
- Тема 4. Система счетов и двойная запись в бухгалтерском учете Лекция 4. Система счетов и двойная запись в бухгалтерском учете
- Понятие о счетах, порядок записей хозяйственных операций на счетах
- Сущность и значение двойной записи
- Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций
- Счета синтетического и аналитического учета
- План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
- Раздел I. Основные средства и другие долгосрочные вложения;
- Взаимосвязь бухгалтерских счетов с балансом
- Обобщение данных текущего учета
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам за __________ 20 _ г., млн. Р.
- Контрольные вопросы по теме№4:
- Тема 5. Документирование хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете Лекция 5. Документирование хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете
- Документация, ее сущность и значение
- Содержание, структура документов и требования, предъявляемые к ним
- Бухгалтерская обработка документов
- Документооборот и его организация
- Учетные регистры и их роль в бухгалтерском учете
- Исправление ошибочных записей в учетных регистрах
- Хранение учетных регистров
- Контрольные вопросы по теме№5:
- Тема 6. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете Лекция 6. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете
- Сущность и значение стоимостного измерения
- Оценка, ее принципы и порядок измерения
- Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы по теме№6:
- Тема 7. Техника и формы бухгалтерского учета Лекция 7. Техника и формы бухгалтерского учета
- Понятие и сущность форм бухгалтерского учета
- Журнально-ордерная форма учета
- Мемориально-ордерная форма учета
- Регистрационный журнал за _____ 200 г.
- Главная книга Счет ________
- Автоматизированная форма учета
- Контрольные вопросы по теме№7:
- Тема 8. Основы бухгалтерской отчетности Лекция 8. Основы бухгалтерской отчетности
- Отчетность, ее сущность и значение
- Виды отчетности
- Порядок заполнения Главной книги
- Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских балансов и отчетов
- Контрольные вопросы по теме№8:
- Тема 9. Основы организации бухгалтерского учета Лекция 9. Основы организации бухгалтерского учета
- Закон рб “о бухгалтерском учете и отчетности”
- Финансовый и управленческий учет
- Регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь
- Бухгалтерский аппарат, его структура и функции
- Учетная политика организации
- Контрольные вопросы по теме№9:
- Тема 10. Учет денежных средств, текущих обязательств и расчетов Лекция 10. Учет денежных средств, текущих обязательств и расчетов
- Учет кассовых операций
- Учет операций по расчетному и валютному счету
- Учет денежных документов и переводов в пути
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- Учет расчетов с бюджетом и по внебюджетным платежам
- Учет расчетов с подотчетными лицами
- Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- Учет расчетов с учредителями
- Контрольные вопросы по теме№10:
- Тема 11. Учет производственных запасов и мбп Лекция 11. Учет производственных запасов и мбп
- Производственные запасы, их классификация и оценка
- Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками
- Учет расхода материалов
- Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- Особенности учета мбп
- Контрольные вопросы по теме№11:
- Литература
- Бухгалтерский учет и аудит Курс лекций
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.