logo
Автоматизация складского учета

1.5 Грузовая единица как элемент логистики

Одним из основных понятий в логистике является понятие грузовой единицы. Грузовая единица -- это некоторое количество грузов, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица -- это такой элемент логистики, который своими параметрами соединяет технологические процессы участников перемещения грузов в склады и внутри складов в единое целое. Грузовая единица может формироваться как на производственных участках, так и на складах.

Грузовая единица имеет ряд следующих характеристик:

* размеры грузовой единицы;

* способность к сохранению целостности;

* способность возвращаться к первоначальной геометрической форме в процессе разнообразных складских операций.

Для более эффективного использования материально-технического базы участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока необходимо добиться согласования между размерами грузовых единиц и оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения.

В качестве основания платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 мм и 1200х1000 мм. Любой груз, который упакован в стандартную транспортную тару, можно рационально разложить на таких поддонах. Такой эффект достигается путем стандартизации размеров транспортной тары.

В логистике используется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была сопоставима, используют некоторую условную единицу площади, которая называется базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен размещаться на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и других поверхностях (мест) кратное число раз.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материальных средств, начиная от первичного источника сырья, вплоть до потребителей. Такое перемещение материальных потоков отражено на схеме рис. 3.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания подобной системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Некоторые варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 4. и рис. 5.

На рис. 5 (а) изображено размещение тары прямоугольной и квадратной формы, на рис. 5 (б) изображено размещение грузов, имеющих диаметр.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения складских операций достигается с помощью пакетирования. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает следующее:

* сохранность продукта на пути движения к потребителю;

* способность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ с помощью их комплексной механизации и автоматизации;

* использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта максимально;

* возможность перегрузки без переформирования;

* выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ безопасными методами.

На практике встречаются различные методы пакетирования грузовых единиц, например, упаковка стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее современных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Рассмотрим подробнее преимущества такого метода:

* Высокая степень сохранности грузов.

Грузовой пакет, упакованный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Она не вызывает разрушения пакета даже если его будут наклонять под углом до 35 градусов (рис. 6). Таким образом, уменьшаются потери при транспортировке и увеличивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги. Они могут противостоять различным атмосферным условиям до нескольких месяцев. Также при использовании подобной технологии снижена возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

* Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы.

Упаковывать в термоусадочную пленку можно абсолютно любые материальные средства, например, кирпичи, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и др.

* Сравнительно низкие затраты труда.

При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования издержки трудовых ресурсов на пакетирование в термоусадочную пленку в несколько раз меньше издержек на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того стоит отметить, что хранящаяся в стеллаже упакованная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени, так как не требует повторной упаковки груза.

Таким образом, грузовая единица - это грузовое место, физически неделимый груз, который состоит из одного или нескольких предметов, которые соединены между собой с помощью средств пакетирования. Также следует отметить, что грузовая единица имеет ряд особых характеристик и обеспечивает свое существование, благодаря операциям пакетирования.