18. Учет поступления материалов.
Материалы, как правило, поступают в организацию от поставщиков путем приобретения за плату. Также возможно поступление из собственного производства, от учредителей, при демонтаже оборудования, по бартерным операциям и т.д.
На поступающие от поставщиков материалы на основании сопроводительных документов (накладная, счет-фактура) на складе выписывают Приходный ордер (форма № М-4). Сведения из приходного ордера кладовщики заносят в Карточку учета материалов (форма № М-17).
Если при приемке материалов выявлено расхождение фактических данных с указанными в документах (количество, качество и т.д.) или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованные поставки), то составляется Акт о приемке материалов (форма № М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам, при этом приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности поставщику или принимают на ответственное хранение, при выявлении недостачи по вине поставщика ему направляется претензия.
Если организация получает материалы на складе поставщика, то экспедитору (шоферу) нужно выписать Доверенность (по форме № М-2 или № М-2а)
Поступление материалов на склад из собственного производства оформляют Требованием-накладной (форма № М-11). При поступлении материалов при демонтаже оформляется Акт по форме № М-35.
После приемки материалов все документы передаются в бухгалтерию.
В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов существуют два варианта учета поступления материальных ценностей:
по фактической стоимости приобретения (заготовления)
по учетным ценам.
Вариант учета поступления материалов должен быть закреплен в учетной политике.
Учетные цены - цены, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство.
Фактические цены - суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам (подрядчикам) за минусом возмещаемых налогов, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товарно-материальных запасов, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги.
Первый вариант, как правило, используют организации, работающие с небольшой номенклатурой материалов. При этом все затраты по приобретению материалов отражаются на одноименном счете 10 "Материалы"
Пример:
ООО "Актив" покупает канцелярские принадлежности для сотрудников бухгалтерии на сумму 118 000 рублей в т.ч. НДС.
Проводки:
Д 60 К 51 на сумму 118 000 - оплачен счет поставщика
Д 10 К 60 на сумму 100 000 - поступили канцелярские принадлежности в организацию
Д 19 К 60 на сумму 18 000 - принят к учету "входящий" НДС
Д 26 К 10 на сумму 100 000 - канцелярские принадлежности выданы сотрудникам
При втором способе обязательно применение счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", по дебету которого отражаются фактические затраты на приобретение (заготовление) материальных ценностей, а по кредиту - учетная стоимость поступивших в организацию и оприходованных запасов.
Разница между учетной и фактической стоимостью списывается со счета 15 на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов. При реализации материалов разницы на счете 16 списываются в дебет 91-2. «Прочие расходы».
Пример:
ООО "Актив" покупает бумагу для сотрудников бухгалтерии (100 пачек). Учетная цена пачки 90 рублей. Поставщик выставил счет за бумагу на сумму 11 800 (в т.ч. НДС 1 800) рублей.
Проводки:
Д 60 К 51 на сумму 11 800 - оплачен счет поставщика
Д 10 К 15 на сумму 9 000 - принята к учету бумага по учетной цене
Д 15 К 60 на сумму 10 000 - принята к учету бумага по фактической цене
Д 19 К 60 на сумму 1 800 - принят к учету "входящий" НДС
Учетная стоимость бумаги 9 000 рублей, фактическая - 10 000 рублей, следовательно:
Д 16 К 15 на сумму 1 000 - списан перерасход (превышение фактической себестоимости над учетной ценой)
Д 26 К 10 на сумму 9 000 - выдана бумага сотрудникам
Далее в конце месяца отклонения, учтенные на счете 16, списываются:
Д 26 К 16 на сумму 1000 рублей - списаны отклонения
Материальные ценности, принятые на ответственное хранение и давальческое сырье хранятся и учитываются отдельно на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 003 "Материалы, принятые в переработку"
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- 1. Бухгалтерский учет: сущность, предмет, основные задачи и требования,
- 2. Методы бухгалтерского учета: документация и инвентаризация.
- 3. Методы бухгалтерского учета: счета и двойная запись.
- 4. Методы бухгалтерского учета: оценка и калькуляция.
- 5. Методы бухгалтерского учета: балансовое обобщение и отчетность.
- 6. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Учетная политика организации.
- 7. Виды производства и их влияние на организацию бухгалтерского учета.
- 8.Классификация затрат и ее влияние на формирование себестоимости продукции и организацию бухгалтерского учета.
- 9. Основные средства и их оценка в бухгалтерском учете.
- 10. Учет поступления основных средств.
- 11. Учет амортизации основных средств.
- 12.Учет выбытия основных средств.
- 13.Нематериальные активы и их оценка в бухгалтерском учете.
- 14. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 15. Учет амортизации нематериальных активов.
- 16. Материалы и их оценка при принятии к бухгалтерскому учету.
- 17. Документальное оформление операций по движению материалов.
- 18. Учет поступления материалов.
- 19. Оценка материалов, списываемых в производство и их учет.
- 20. Инвентаризация материалов.
- 21. Задачи и организация учета труда и его оплаты.
- 22. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.
- 23. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
- 24. Учет затрат основного производства.
- 25 Учет общепроизводственных расходов.
- 26. Учет общехозяйственных расходов.
- 27. Учет затрат вспомогательных производств.
- 28. Готовая продукция, ее оценка и учет.
- Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции
- 29. Учет отгрузки и реализации готовой продукции
- 30. Учет кассовых операций и денежных документов.
- 31. Учет операций по расчетным счетам и специальным счетам в банках.
- 32. Учет расчетов с поставщиками.
- 33 Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 34.Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.
- 35. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 36. Порядок формирования финансовых результатов по обычным видам деятельности.
- 38. Состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней.
- 39. Бухгалтерский баланс: сущность, структура, внутреннее построение
- 40. Содержание отчета о прибылях и убытках.
- 41. Порядок составления бухгалтерской отчетности.