logo
ревизия_шпоры

14. Ревизия и аудит поступления сырья и материалов и расчетов с поставщиками

Ревизия (аудит) сохранности и учета материально-производственных запасов в организациях включает комплекс вопросов и мероприятий, цель которых предотвратить непроизводительные потери и расходы, недостачи и хищения, бесхозяйственное использование средств, подтвердить достоверность данных по наличию и движению материально-производственных запасов, а также установить соответствие применяемой в организации методики учета операций с материальными ценностями действующим в РБ нормативным актам.

В процессе проверки операций с материальными ценностями решаются следующие задачи:

— изучение организации материально-технического снабжения и его планирование, увязка снабжения с производственным планом, нормами расхода и запасов;— установление реальности наличия и существования материальных ценностей;— изучение их состава и выявление излишних и неиспользуемых в производстве материальных ценностей;— обследование состояния складского хозяйства и ознакомление с условиями хранения материальных запасов;— установление правильности документального оформления движения материалов, формирования их учетной стоимости, полноты оприходования материальных ценностей, обоснованности и законности отпуска и списания материальных ценностей и правильности отражения в учете данных операций;— проверка правильности учета отдельных предметов в составе оборотных средств;— оценка полноты и качества проводимых инвентаризаций материальных ценностей.

Источниками информации при проверке материальных ценностей являются: — плановые и нормативные данные органов мат.-технического снабжения: заявки на потребность мат. ценностей, договоры с поставщиками, нормативы запасов, нормы и лимиты расходов, план мат.-технического обеспечения;— первичные док-ты по движению мат. ценностей: товарно-транспортные накладные формы ТТН-1 и товарные накладные формы ТН-2, железнодорожные накладные, спецификации, сертификаты и другие документы, удостоверяющие качество мат. ценностей, счета-фактуры, приходные ордера формы М-4, акты о приемке материалов формы М-7, лимитно-заборные карты формы М-9, требования на отпуск мат-в формы М-11;— учетные регистры: карточки складского учета материалов, ведомости аналитич. и синтетич. учета по счетам 10, 16, 60; инвентаризац. описи товарно-мат. ценностей;— бух. и статистич. отчетность: бух. баланс (форма № 1), отчет об остатках, поступлении и расходе сырья и мат-в (форма 3-сн) и др.

Руководствуясь Инструкцией по бухучету мат-в, утвержд-й Постановл-м Минфина РБ, проверку операций по учету мат-произв-х запасов рек-ся проводить в след. последоват-ти:— проверка состояния склад. хоз-ва и обеспечения сохранности мат. ценностей;— проверка операций по поступлению мат. ценностей;— проверка операций по списанию мат. ценностей в расход;— проверка учета отд. предметов в составе оборотных средств;— проверка полноты и кач-ва провед-х инвентар-й мат-производств-х запасов и отражения в учете их рез-в.

Контроль и ревизия расчетов с поставщиками

Программа аудита. Основные вопросы проверки: 1) наличие договоров и соответствие их оформления требованиям законод-ва; 2) возникновение и прекращение прав и обязанностей сторон по договорам; 3) применение скидок к цене приобретенной продукции; 4) возникновение и урегулирование претензий; 5) возврат приобретенных товаров; 6) наличие кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности; Источники информации. Учетная политика для целей бухучета и для целей налогообложения; договорная документация; акты выполнения работ, оказания (потребления) услуг; акты инвентаризации расчетов; платежно-расчетная документация; акты погашения обязательств взаимозачетом; унифицированные формы первичной учетной документации , оформляемые при движении готовой продукции и товаров отгруженных, при получении товаров, при выполнении строительно-монтажных работ; регистры бухучета по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 45 «Товары отгруженные», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 57 «Переводы в пути», 68 «Расчеты по налогам и сборам»; ФБО; счета-фактуры; книги покупок и продаж; налоговые декларации.

Распространенные ошибки данного раздела учета: – отсутствие договоров с поставщиками и подрядчиками и (или) нарушение требований к их оформлению; – отсутствие форм первичной учетной документации и (или) нарушение требований к их оформлению; – неправильный учет полученных скидок; – неправильный учет возврата кач-го товара; – применение налогового вычета по НДС при проведении взаимозачета без перечисления налога деньгами. – несвоевременный учет в составе доходов для целей налогообложения кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.