Налоговый аудит
Целью налогового аудита является экспертиза выявленных ошибок систем БУ и налогового учета и разработка мер по их устранению.
По итогам налогового аудита организация может получить аудиторское заключение по вопросам правильности исчисления налоговой базы за проверяемый период, а также рекомендации по порядку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, рекомендации по изменению и доработке схем оптимизации налогообложения, и аналитическую записку руководству аудируемого лица, в которой специально освещаются вопросы, требующие внимания руководства организации.
Налоговый аудит является инструментом, который позволяет проверить финансовую отчетность и обеспечить контролирующие органы аудиторским заключением только по вопросам налогового законодательства.
Налоговый аудит проводиться в соответствии с методикой аудиторской деятельности, которая называется налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам.
Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов аудируемого лица с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты аудируемым лицом налогов и других платежей во внебюджетные фонды.
Налоговый аудит не регулирует порядок действий аудиторской организации по рассмотрению отдельных счетов и статей БУ и отчетности, с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Задачами налогового аудита являются:
определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;
определение основ взаимоотношений (общения) аудиторской организации с налоговыми органами при выполнения налогового аудита;
определение ответственности сторон при проведении налогового аудита;
определение порядка оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.
Проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.
Перед проведением налогового аудита и (или) оказанием других сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, и определить цель и характер предстоящей работы.
Аудиторы должны подготовить итоговые документы и определить с клиентом состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.
В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита должны быть четко обозначены вопросы, по которым выражается мнение аудитора.
При налоговом аудите аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов и других специалистов, но это снимает ответственности с аудиторской организации за качество выполняемых работ.
Налоговый аудит может выполнятся в несколько этапов:
предварительная оценка существующей системы налогообложения аудируемого лица;
проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты аудируемым лицом налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Предварительная оценка системы налогообложения:
общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения клиента;
определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
проверка методики исчисления налоговых платежей;
правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности.
При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, а также сообщать о налоговых рисках, которые могут возникнуть у клиента при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве.
Все рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.
Аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства аудируемым лицом.
Аудиторская организация при обращении к налоговым органам может запрашивать и получать разъяснение по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении клиента.
При обращении к налоговым органам аудиторская организация должна точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые предполагается получить или подтвердить.
В случае отказа налоговых органов представить информацию по запросу аудиторской организации в существенных случаях, аудиторская организация вправе сделать соответствующую оговорку в итоговых документах и довести данное обстоятельство до лица, заказавшего проведение налогового аудита.
В случае выявления нарушений и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности аудиторская организация должна предложить внести изменения в бухгалтерскую отчетность и уточнить налоговые декларации и расчеты.
Если руководитель аудируемого лица не сочтет нужным внести поправки и исправления в бухгалтерскую отчетность, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства.
Аудиторская организация несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации клиента, выразившееся в разглашении без разрешения клиента сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности, заполняемых налоговых деклараций и справок 3-м лицам.
Результатом налогового аудита являются документально оформленные материалы, в т.ч., консультации, расчеты, схемы, практические рекомендации по устранению негативных последствий, разработка проектов построения обновленной системы налогообложения аудируемого лица.
03.12.2008г. Лекция №15
- Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц и аудиторов при проведении аудита
- Порядок получения лицензии на аудит
- Основания и порядок аннулирования квалификационных аттестатов и лицензий на аудит
- Этика аудиторов
- Международные стандарты по аудиту
- Российские правила стандартов по аудиту (рса)
- Организация, подготовка и составление основных документов при аудите
- Использование эвм ил пк
- Форма и содержание договора на оказание аудиторских услуг
- Аудиторские риски и уровень существенности в аудите
- Способы выявления ошибок
- Уровень существенности в аудите
- Аудиторская выборка и аудиторские доказательства
- Аналитические процедуры
- Аффилированные лица
- Аудиторские заключения
- Этапы аудиторской проверки
- Аудит постановки и ведения бу
- Аудит учетной политики
- Аудит учредительных документов и уставного капитала
- Аудит учета банковских операций
- Аудит учета расчетных и кредитных операций
- Аудит финансовых вложений
- Аудит учета кассовых операций
- Аудит учета расчета с подотчетными лицами
- Аудит учета ос
- Аудит учета нематериальных активов
- Аудит учета мпз
- Аудит учета затрат по фонду оплаты труда
- Аудит учета расчетов по есн
- Аудит учета затрат на производство
- Налоговый аудит
- Аудит учета затрат по выпуску продукции, выполнения работ и услуг
- Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами
- Налоговый аудит
- Аудит формирования финансовых результатов, и распределение прибыли аудируемого лица
- Аудит оценочных значений, содержащихся в финансовой отчетности
- Завершающая стадия аудиторской проверки