logo
Лекции по аудиту

Налоговый аудит

Целью налогового аудита является экспертиза выявленных ошибок систем БУ и налогового учета и разработка мер по их устранению.

По итогам налогового аудита организация может получить аудиторское заключение по вопросам правильности исчисления налоговой базы за проверяемый период, а также рекомендации по порядку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, рекомендации по изменению и доработке схем оптимизации налогообложения, и аналитическую записку руководству аудируемого лица, в которой специально освещаются вопросы, требующие внимания руководства организации.

Налоговый аудит является инструментом, который позволяет проверить финансовую отчетность и обеспечить контролирующие органы аудиторским заключением только по вопросам налогового законодательства.

Налоговый аудит проводиться в соответствии с методикой аудиторской деятельности, которая называется налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам.

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов аудируемого лица с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты аудируемым лицом налогов и других платежей во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит не регулирует порядок действий аудиторской организации по рассмотрению отдельных счетов и статей БУ и отчетности, с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Задачами налогового аудита являются:

  1. определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;

  2. определение основ взаимоотношений (общения) аудиторской организации с налоговыми органами при выполнения налогового аудита;

  3. определение ответственности сторон при проведении налогового аудита;

  4. определение порядка оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

Проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

Перед проведением налогового аудита и (или) оказанием других сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, и определить цель и характер предстоящей работы.

Аудиторы должны подготовить итоговые документы и определить с клиентом состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.

В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита должны быть четко обозначены вопросы, по которым выражается мнение аудитора.

При налоговом аудите аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов и других специалистов, но это снимает ответственности с аудиторской организации за качество выполняемых работ.

Налоговый аудит может выполнятся в несколько этапов:

  1. предварительная оценка существующей системы налогообложения аудируемого лица;

  2. проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты аудируемым лицом налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Предварительная оценка системы налогообложения:

  1. общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения клиента;

  2. определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

  3. проверка методики исчисления налоговых платежей;

  4. правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

  5. оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

  6. предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, а также сообщать о налоговых рисках, которые могут возникнуть у клиента при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве.

Все рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

Аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства аудируемым лицом.

Аудиторская организация при обращении к налоговым органам может запрашивать и получать разъяснение по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении клиента.

При обращении к налоговым органам аудиторская организация должна точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые предполагается получить или подтвердить.

В случае отказа налоговых органов представить информацию по запросу аудиторской организации в существенных случаях, аудиторская организация вправе сделать соответствующую оговорку в итоговых документах и довести данное обстоятельство до лица, заказавшего проведение налогового аудита.

В случае выявления нарушений и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности аудиторская организация должна предложить внести изменения в бухгалтерскую отчетность и уточнить налоговые декларации и расчеты.

Если руководитель аудируемого лица не сочтет нужным внести поправки и исправления в бухгалтерскую отчетность, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства.

Аудиторская организация несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации клиента, выразившееся в разглашении без разрешения клиента сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности, заполняемых налоговых деклараций и справок 3-м лицам.

Результатом налогового аудита являются документально оформленные материалы, в т.ч., консультации, расчеты, схемы, практические рекомендации по устранению негативных последствий, разработка проектов построения обновленной системы налогообложения аудируемого лица.

03.12.2008г. Лекция №15