1. Понятие о первичном наблюдении и учетных документах
Документация - способ сплошного, непрерывного первичного отображения обектов бухгалтерского учета путем их документального оформления.
Поскольку на предприятии осуществляется большое количество разнообразных хозяйственных операций, существует множество различных по своему содержанию и форме документов. Большинство из них взаимосвязано, и содержание одних документов вытекает из содержания других.
Документ – письменное подстверждение об осуществлении хозяйственной операции, который дает юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Бухгалтерский документ – это документ, который представляет собой письменное свидетельство совершения хозяйственной операции, право на ее совершение или устанавливает материальную отвественность работников за доверенные им ценности.
Первичный документ – документ, составленный в процессе ведения хозяйственной операции или сразу же по ее завершении.
Сводный документ – документ, составленный на основании нескольких первичных документов для получения обощенных данных.
Первичные хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиносчитываемых носителях информации.
Первичные документы должны иметь такие обязательные реквизиты:
Наименование документа (формы).
Код формы.
Дату и место составления.
Название предприятия, от имени которого составлен документ.
Содержание и объем хозяйственной операции.
Измерители хозяйственной операции.
Должность лица, ответственного за ведение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
Личную подпись и др.
Первичные документы подлежат обязательной проверке работниками, которые ведут бухгалтерский учет, по форме и содержанию, т.е. проверяют наличие в документе обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции действующему законодательству, логическую взаимосвязь отдельных показателей.
Документация обеспечивает бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. При помощи документации контролируется правильность осуществления операций, ведется текущий анализ выполненной работы.
Таким образом, документация осуществляет контрольно-аналитические функции.
К учету должны приниматся только правильно оформленные документы.
При использовании документов особенное внимание следует уделять непосредственному осмотру бухгалтерских документов с целью проверки правильности арифметических расчетов в них, правильного оформления и т.д.
Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные графиком сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, приведенных в документах, несут лица, которые составили и подписали эти документы.
Учетный регистр – это специальная таблица, предназначенная для отражения документально оформленных хозяйственных операций в системе счетов, накопление и хранение учетной информации (ведомости, журналы, и т.д.).
Информация в учетные регистры переносится после проверки первичных документов по форме и содержанию.
Перенесение информации из первичных документов в учетные регистры должно осуществляться по мере их поступления к месту обработки (бухгалтерии), но не позднее срока, которые обеспечивает своевременную отчетность (например, начисление и выплата заработной платы, составление бухгалтерской отчетности, деклараций и т.д.).
Ответственность за правильность отражения хозяйтсвенных операций в учетных регистрах несут лица, которые составили и подписали эти регистры.
- Тема 1. Бухгалтерский учет, его сущность и основы организации План
- 1. Бухгалтерский учет, его сущность и основы организации
- 1. Внешние:
- 2. Внутренние:
- 2. Виды учета
- 3. Задачи бухгалтерского учета
- Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета План
- 1. Предмет бухгалтерского учета
- 2. Имущество предприятия
- 3. Источники формирования имущества предприятия
- 4. Хозяйственные процессы и хозяйственные операции
- 5. Метод бухгалтерского финансового учета
- Тема 3. Бухгалтерский баланс План
- 1. Структура и основы построения баланса, актив, пассив, статьи баланса
- 2. Хозяйственные операции и их влияние на статьи баланса
- Тема 4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись План
- 1. Бухгалтерские счета, их структура
- 2. Виды балансовых счетов
- 3. Синтетические и аналитические счета Синтетический учет
- Аналитический учет
- 4. Двойная запись на счетах, ее сущность и значение
- 5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета
- 6. Классификация счетов бухгалтерского учета
- I. По экономическому содержанию:
- II. По назначению и структуре:
- 7. План счетов бухгалтерского учета
- Тема 5. Первичное наблюдение, документация и инвентаризация План
- 1. Понятие о первичном наблюдении и учетных документах
- 2. Классификация бухгалтерских документов
- 3. Организация документооборота
- 4. Инвентаризация, ее виды и значение
- Тема 6. План счетов бухгалтерского учета План
- 1. Принципы классификации счетов бухгалтерского учета
- Класс 1. Необоротные активы
- Класс 2. Запасы
- Класс 3. Денежные средства, расчеты и другие активы
- Класс 4. Собственный капитал и обеспечение обязательств
- Класс 6. Текущие обязательства
- Класс 7. Доходы и результаты деятельности
- Класс 8. Расходы па элементам
- Класс 9. Расходы деятельности
- Класс 0. Забалансовые счета
- 2. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре
- I. По экономическому содержанию:
- II. По назначению и структуре:
- Тема 7. Формы бухгалтерского учета План
- 1. Сущность форм бухгалтерского учета
- 2. Современные формы бухгалтерского учета Мемориально – ордерная форма учета
- Журнально – ордерная форма учета
- Упрощенная форма бухгалтерского учета
- Таблично – перфокарточная форма бухгалтерского учета
- Таблично - автоматизированная форма бухгалтерского учета
- Диалого – автоматизированная форма бухгалтерского учета
- Тема 8. Учет хозяйственных операций План
- 1. Учет процесса приобретения (снабжения)
- 2. Учет процесса производства
- 3. Учет процесса реализации
- Тема 9. Основы бухгалтерской отчетности План
- Отчетность, ее роль и значение в управлении производством