logo search
Автоматизированное рабочее место бухгалтера по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками

3. Экономическая эффективность автоматизации учёта

Под эффективностью автоматизации информационной системы понимают экономическую целесообразность применения современных средств в сборе, передаче и обработке информации.

Расчёт эффективности автоматизированной информационной технологии выполняется на различных этапах проектирования. По результатам внедрения проекта исчисляют фактическую эффективность.

Экономический эффект от внедрения автоматизированных информационных технологий подразделяется на прямой и косвенный.

Под прямой эффективностью понимают экономию материально-трудовых и денежных затрат, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода материалов. При этом сопоставляем фактические затраты до и после проведения работ по автоматизации учётно-плановых работ.

Экономическая эффективность называется АИТ косвенной, если она косвенно влияет на результат производственной деятельности и не всегда может быть выражен в натурально-стоимостных показателях.

При определении экономической эффективности от внедрения экономических компьютерных программ следует рассчитать и проанализировать следующие показатели:

1 этап. Общие капитальные затраты, связанные с автоматизацией задач управления (КЗа).

2 этап. Текущие затраты пользователя, связанные с автоматизацией задач управления (За).

3 этап. Расчёт текущих годовых затрат предприятия до использования компьютерной программы Здо авт .

4 этап. Годовую экономию, связанную с использованием ПК и пользовательских программ (Эг). Срок окупаемости общих капитальных затрат (Ток).

Произведём расчёт для предприятия ООО «Джей Сервис» при заполнении документов на персональном компьютере в программе «1С: Предприятие 8.2» по следующей методике:

1 этап. Общие капитальные затраты, связанные с автоматизацией задач управления (КЗа), рассчитываются по формуле:

КЗа=Цпо+Ктех+Крм+Кпр+Кн, где (1)

Цпо - капитальные затраты на покупку программного обеспечения;

Ктех - капитальные затраты на покупку технического обеспечения;

Крм - капитальные затраты на создание рабочего места пользователя;

Кпр - капитальные затраты, связанные с приобретением и установкой программы;

Кн - капитальные затраты, связанные с настройкой программы.

А)Расчёт Крм - капитальных затрат на создание рабочего места пользователя, осуществляется по формуле:

Крм=(S*Цпл+Змеб)*Тм ,где

Тобщ (2)

Sпл - необходимая под рабочее место оператора площадь (4м2);

Цпл - стоимость одного м2 площади (1300руб);

Змеб - затраты на приобретение мебели (стол, стул, и т.п.) примем равными 15% от Цком-стоимости компьютеров;

Тм - время использования ПК в течение года для решения задач с приобретённой программой:

Тм=Вт*Др , где (3)

Вт - ежедневное время работы с программой (3 часа);

Др- колическтво рабочих дней, в течение которых применяется программа (250 дней), тогда

Тм =3*250=750ч

Тобщ - общее время использования компьютера в течение года можно рассчитать следующим образом:

Тобщ = Ds *S * Др * Нм * *Кис, где (4)

Ds - длительность смен (8 часов)

S - число смен работы компьютера (1 смен);

Др - среднее число рабочих дней в месяце (21 день);

Нм - число месяцев в году (12 мес.);

Кис - средний коэффициент использования компьютера в течение года (0,8), тогда Тобщ = 8*1*21*12*0,8= 1612,8ч.

Крм1=(4*1300+15000)*750/1612,8=4161,75 руб.

В)Ктех - капитальные затраты на на покупку технического обеспечения, рассчитывают по формуле :

Ктех= (Цком+Цтех)*(1+Кт)*(1-Киз)*Тм/Тобщ ,где (5)

Ктех - капитальные затраты на техническое оснащение рабочего места пользователя ПО;

Цком - рыночная цена компьютера (в 2012 году цена ПК типа IBM Pentium-4 примем 25000руб.);

Цтех - цена дополнительного технического обеспечения (примем равной 50% от Цком);

Кт - коэффициент транспортных затрат по доставке технического обеспечения, так как используется действующие компьютеры, то Ктр = 0;

Киз - коэффициент, учитывающий степень износа действующего компьютера, на котором будут выполняться задачи с помощью купленного ПО, его можно определить укрупнено, путем сопоставления фактического проектного сроков службы ЭВМ, Киз= 0,2.

Ктех = (25000+0,15*25000)*(1+0)*(1-0,2)*750/1612,8 = 23000,50 руб.

Цпо =3813,24+9160,71+1726,05=14700руб.

Кн=1000 руб.

Общую величину капитальных затрат на покупку и внедрение ПО и их состав следует показать в таблице 1.

Таблица 1.-Капитальные затраты на покупку и внедрение ПО.

Наименование затрат

Буквенное обозначение

Сумма, руб

Затраты на покупку ПО

Цпо

14700

Затраты на создание рабочего места

Крм

4161,75

Затраты на техническое оснащение рабочего места

Ктех

23000,50

Прочие капитальные затраты 10% от Цпо

Кпо

1470

Затраты на настройку программы

Кн

1000

Итого

КЗа

44332,25

Таким образом, общие капитальные затраты, связанные с автоматизацией задач управления составляют 92620,6руб.

2 этап. Расчёт годовых текущих затрат предприятия, связанных с использованием ПК и компьютерной программы З после авт.

З после авт = Тм * См + Цпо : Тс +Зот, (6)

где Тм - время занятости ПК решением задач = 4 часа

См - стоимость 1 часа работы ПК,

См =(1+Кнр)*Ом/(Др*Ds)=(1+0.2)*8000/(21*8)=57,14 руб. (7)

Кнр - коэффициент накладных расходов, связанных с работой ПК;

Ом - месячный оклад специалиста, работающего с программой;

Тс = 5 лет;

Зот - затраты на оплату труда пользователей ПК.

Зот =Р*Нм*(Ом+Осн), где

Р - количество пользователей после внедрения программы;

Нм - количество рабочих месяцев в году;

Осн - отчисления на социальные нужды;

Зтех - текущие затраты, связанные с использованием прочего технического обеспечения (30% от Ц ком), равно 7500 руб.

Зот =1*12*(8000+2080)= 120960 руб

З после 8.2 = 750*57,14+ 14700 : 5+120960= 166755 руб

3 этап. Расчет затрат по обработку информации с помощью программы «1С: Предприятие 7.7».

См =(1+0,45)*7500/(21*8)= 64,73 руб

Зот =1*12*(7500+1950)=113400 руб

Здо 8.2 =750*64,73+14700/5+113400+7500= 172387,5 руб

4 этап. Расчёт годовой экономии Эг = Здо 8.2- Зпосле 8.2 = 172387,5-166755=5632,5 руб

Расчёт срока окупаемости: Ток=КЗа/Эг

Ток=44332,25/5632,5=7,87лет

Таким образом, внедрение программы «1С:Предприятие 8.2» быыло целесообразно в бухгалтерии Джей Сервис, вследствие этого уменьшились затраты предприятия на автоматизацию на 5632,5руб в год. Приобретение данной программы окупиться примерно через 8 лет.