logo
Бухгалтерский финансовый учет ШПОРЫ ГОТОВЫЕ

58. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие различные виды работ. Для обобщения информации для расчётов с поставщиками и подрядчиками предназначен счёт 60. На этом счёте учитываются расчёты:

  1. За полученные ТМЦ и потреблённые услуги, документы, на которые составлены и подлежат оплате через банк;

  2. За ТМЦ, работы, услуги, на которые документы ещё не поступили (неотфактурованные поставки);

  3. За излишки ТМЦ, выявленных при приёмке;

  4. За услуги по перевозкам;

  5. За все виды услуг связи и т.д.

Обязательства по расчётам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым относятся и договоры поставки.

В договорах оговариваются условия поставки, наименование материала, количество, срок выполнения и т.д. Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками используют следующие документы:

  1. Накладная. Оформляется при отгрузке товара. На её основании производится постановка на учёт ТМЦ;

  2. Товарно-транспортная накладная. Для учёта движения ТМЦ и расчётов и расчётов за их перевозки автотранспортом;

  3. Счёт. Это документ, выписываемыё поставщиком до поставки ТМЦ или выполнения работ. Он является уведомлением, за что и в какой сумме должна быть проведена оплата;

  4. Счёт-фактура. Это документ, выписываемый поставщиком для правильного расчёта и платежа НДС;

  5. Доверенность. Применяется для оформления в право отдельного лица выступать в качестве доверителя (доверенного) для получения ТМЦ;

  6. Акт о приёмке материалов. Это документ, составляемый при поступлении ТМЦ и если обнаружится недостача или поставленные товары не соответствуют качеству, то данный документ является основанием для предъявления претензий поставщиком;

  7. Коммерческий акт. Составляется, если недостача произошла в пути следования. Оформляется обязательным участием незаинтересованной стороны и представителя поставщика.

При поступлении ценностей на склад с/х организации кладовщиком на расчётных документах делается отметка или выписывается накладная внутрихозяйственного назначения. В агросервисных организациях составляется приходный ордер. Счёт 60 является активно-пассивным. Дебетовое сальдо означает сумму авансов, предоплаты, выданных поставщикам и подрядчикам, задолженность поставщиков и подрядчиков за оплаченные ТМЦ, выполненные работы, оказанные услуги. Кредитовое сальдо по счёту 60 – сумма задолженности организации по неоплаченным расчётным документам и неотфактурованным поставкам. Поступление ТМЦ оформляется корреспонденцией Д 10 К 60 и начисленный НДС отражается по Д 19 К 60. Погашение обязательств по расчётам с поставщиками и подрядчиками: Д 60 К 51,52,55,50. В случае, когда счёт поставщика был оплачен до поступления материалов, а при приёмке были выявлены расхождения, то это отражается записью: Д 76.2 «Расчёты по претензиям» К 60. До предъявления расчётного документа к оплате, поставка считается неотфактурованной и ТМЦ приходуются по покупным или учётным ценам. Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основании данных о фактическом поступлении ТМЦ и расчётных документов, предъявленных к оплате. Материальные ценности считаются, находящимися в пути, если они оплачены, но до конца месяца не поступили. По Д сч. 60 отражается и выданные авансы, которые представляют собой предварительные платежи. Учёт выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учёта. Сумма выданных авансов перечисляется по платёжному поручению с расчётного и других счетов банка, что оформляется записью: Д 60, субсчёт «авансы выданные» К 50,51,52,55. Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по Д сч.60 до тех пор пока не будет полностью выполнена и документально оформлена поставка ТМЦ, работ, услуг. При невыполнении договора поставки неиспользованные авансы возвращаются на расчётный счёт покупателя Д 51,52,55,50 К 60.

Аналитический учёт по сч. 60 оформляется по каждому поставщику и подрядчику и по каждому авансу отдельно. При приобретении материальных ценностей с использованием субсидий из федерального бюджета по К сч. 60 отражается сумма задолженности, погашенная за счёт собственных или заёмных источников. Материальные ценности, принимаемые к учёту за счёт субсидий отражается записью Д 10,11,08 К 86. НДС по данным ценностям Д 19 К 70. Сумма КЗ. По которой истёк срок исковой давности отражается корреспонденцией: Д 60 К 91.1.

Аналитический учёт по каждому поставщику и подрядчику ведут в реестре 6А. Синтетический учёт – в журнале-ордере 6-АПК. Журнал-ордер является комбинированным регистром, в котором также осуществляется и аналитический учёт. Реестр 6А открывают при значительном количестве счетов.