logo
Бухгалтерский финансовый учет ШПОРЫ ГОТОВЫЕ

47.Затраты на производство, их состав и классификация по элементам.

Основными документами, определяющими порядок учета затрат на производство и реализацию продукции, являются: ♦ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н, с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31н, от 18 сентября 2006 г. № 11бн; ♦ Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 30 марта 2001 г. № 27н, от 18 сентября 2006 г. № 116н, от 27 ноября 2006 г. № 156н. Соответствующими министерствами разработаны и прошли необходимое согласование (с Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ) следующие отраслевые инструкции по вопросам калькуляции себестоимости, учитывающие особенности состава затрат в соответствующих отраслях: ♦ Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму разработаны и утверждены «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» (приказ Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210); ♦ Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином РФ 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2; ♦ Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные Минстроем РФ от 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-2697; ♦ Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная постановлением Госкомитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 г. № 9 и одобренная Минэкономики РФ; ♦ Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости для сельского хозяйства, утвержденная Минсельхозом РФ 04.07.96 № П-4-24/2068 (письмо Минфина РФ от 23.05.94 № 55); ♦ Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости для организаций связи, утвержденная Минсвязи РФ 31.08.95 № 4722; ♦ Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости для рыбной отрасли, утвержденная Комитетом РФ по рыболовству 16.03.93 № 6-Ц, в редакции от 25.12:96 (письмо Госналогслужбы РФ от 11.02.98 № ВП-6-02/106); ♦ Инструкция по планированию, учету и калькулированию издержек обращения на предприятиях книжной торговли, утвержденная приказом МПТР России от 04.12.2000 № 234.

Минфин РФ в письме от 29.04.2002 № 16-00-13/03 разъяснил, что наряду с положениями по бухгалтерскому учету в его планы входят разработка и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности, исполнителями которых в первую очередь являются федеральные органы власти, осуществляющие оперативное управление отраслями экономики. До утверждения отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) организациям надлежит пользоваться (как и ранее) действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями с учетом соблюдения принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат. В себестоимость включаются: ♦ затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции; ♦ затраты на обеспечение предприятия рабочей силой (персоналом); ♦ отчисления в различные фонды и бюджеты; ♦ затраты на содержание, обслуживание и управление предприятием; ♦ платежи сторонним организациям за оказание услуг по производству продукции; ♦ затраты на подготовку и освоение новой продукции; ♦ прочие затраты.

Рассмотрим классификацию затрат на производство. Основные — затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, износ инструментов и т. д.). Основные расходы учитываются на счетах учета производственных затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». Накладные — затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Накладные расходы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Прямые — затраты, которые можно прямо отнести на определенные виды продукции, работ, услуг (сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата рабочих, начисления на зарплату и т. п.). Прямые затраты учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».

Косвенные — затраты, которые одновременно относятся ко всем видам продукции (затраты на освещение, отопление, общепроизводственные и общехозяйственные расходы). ♦ зарплата производственных рабочих; ♦ материальные затраты; ♦ прямые затраты; ♦ выручка от реализации.

Переменные — затраты, которые осуществляются пропорционально объему выпущенной продукции (сырье, материалы, зарплата основных рабочих с начислениями, полуфабрикаты, общепроизводственные расходы). Переменные затраты учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 « Общепроизводственные расходы».

Постоянные — затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (освещение, отопление, зарплата управленческого персонала и т. п. общехозяйственные расходы). Эти расходы могут осуществляться и при полной остановке производства. Постоянные затраты учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

48. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг)

Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек. Основными документами для получения со склада в производство является лимитно-заборная карта и требования. Они составляются планово-производственным отделом, выписываются на месяц или квартал, используются только в производстве. Один экземпляр находится в цехе, другой на складе. В лимитно-заборной карте учитывается лимит на месяц или квартал. Также на отклонения расходов материалов сигнальные документы (зеленого, салатного, розового цвета или черно-белый документ с красной линией), которые означают перерасход материалов. В конце месяца документы по материалам группируются и на основании их составляется группировочная ведомость, а затем составляется разработочная таблица №1 «Распределение материала».

Трудовые затраты оформляют различными документами:

   наряды (индивидуальные, бригадные, накопительные);

   маршрутные листы, в которых указывается весь технологический процесс и к которым дополнительно выписываются документы о выработке;

   в отдельных случаях, когда рабочие работают сверхурочно, они оформляются приказом или распоряжением на сверхурочные работы и дополнительно составляется табель, в котором указывается количество часов, проработанных сверхурочно;

   в случае простоев не по вине рабочего, они оплачиваются (потери для предприятия), оформляются актами о простоях;

   брак в производстве оформляется актами о браке;

   следующим документом является табель.

На основании этих документов начисляется заработная плата, в конце месяца, на основании расчетно-платежных ведомостей составляется разработочная таблица №1 «Распределение заработной платы» (аналогичная таблице по материалам).

Топливо и энергия со стороны, когда она сами не вырабатываются. Для учета этих затрат составляется листки-расшифровки (разработочная таблица №13). Они имеют форму как и разработочная таблица №1.

Амортизация основных средств (Разработочная таблица №6). Для распределения амортизационных отчислений по соответствующим синтетическим счетам составляют расчет амортизационных отчислений ежемесячно. На основании этого расчета мы конкретно можем отнести на счета амортизации основных средств.

Прочие денежные расходы: услуги транспорта, арендная плата, почтовые и телеграфные расходы. Для учета этих расходов требуются листки-расшифровки (разработочная таблица №13).

Отходы:

   возвратные – уменьшают себестоимость продукции (используются в основном и вспомогательном производстве)

   безвозвратные – увеличивают фактическую себестоимость продукции (не используются в производстве)

Учет косвенных расходов

Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделах.

Общепроизводственные расходы:

   носят комплексный характер (в составе расходов отражаются все экономические элементы затрат);

   не могут быть отнесены прямо на изделия, если их выпускается более одного;

   контролируются бюджетно-сметным методом.

   Общепроизводственные расходы состоят из:

   расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

   общецеховых расходов на управление.

В балансе в промышленности наибольший удельный вес занимают основные средства. Предприятия несут большие затраты по содержанию этих основных средств.

Для учета затрат, связанных с эксплуатацией производственного оборудования, применяется счет 25 «Общепроизводственные расходы».

На этом счете учитываются следующие затраты:

1)   амортизация оборудования;

2)   расход смазочных, обтирочных материалов;

3)   заработная плата рабочих, обслуживающих производственное оборудование, с отчислением в единый социальный налог;

4)   текущий ремонт оборудования;

5)   прочие расходы.

В течение месяца расходы, связанные с содержанием оборудования, относят в дебет счета 25 с кредита счетов 02; 05; 10; 70; 69; 60; 71 и т.д.

В конце месяца они списываются на счет 20 (Д 20 – К 25).

Также на 25 счете учитываются расходы:

1)   содержание аппарата управления цеха;

2)   содержание прочего цехового персонала;

3)   отчисления в единый социальный налог от фонда этих работников;

4)   амортизация и текущий ремонт основных средств цехового назначения;

5)   расходы по охране труда и технике безопасности и т.д.

В течение месяца все затраты собираются по дебету счета 25 с кредита различных счетов в ведомости № 12 на основании разработочных таблиц № 6 «Расчет амортизации»; разработочных таблиц № 1 «Распределение материалов и т.д.

Схема типовых проводок  по формированию общепроизводственных расходов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Начислены амортизационные отчисления по имуществу общепроизводственного назначения

25

02

2

Списаны материалы (полуфабрикаты), использованные на общепроизводственные нужды

25

10 (21)

3

Учтена в составе общепроизводственных расходов стоимость услуг сторонних организаций

25

60, 76

4

Учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций

19

60, 76

5

Оплачены работы (услуги) сторонних организаций, свя­занные с обслуживанием производственного процесса

60, 76

50, 51

6

Произведен налоговый вычет

68

19

7

Начислена заработная плата работникам, обслуживающим производство

25

76

8

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования

25

69/1

9

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд

25

69/2

10

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования

25

69/3/1

11

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования

25

69/3/2

12

Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

25

69/1/2

Для распределения этих расходов по видам вырабатываемой продукции составляется расчет распределения расходов, для чего выбирается база распределения, согласно учетной политике:

1)   время работы производственных рабочих (человеко-часы);

2)   заработная плата производственных рабочих;

3)   машино-часы;

4)   прямые затраты;

5)   стоимость основных материалов;

6)   стоимость произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;

7)   распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением предприятием в целом. Они учитываются на счете 26 «Общехозяйственные затраты». Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

Схема типовых проводок  по формированию общехозяйственных расходов

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1

Начислены амортизационные отчисления по имуществу общехозяйственного назначения

26

02

2

Списаны материалы (полуфабрикаты), использованные на общехозяйственные нужды

26

10 (21)

3

Учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость услуг сторонних организаций

26

60, 76

4

Учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций

19

60, 76

5

Оплачены работы (услуги) сторонних организаций, свя­занные с обслуживанием производственного процесса

60, 76

50, 51

6

Произведен налоговый вычет

68

19

7

Начислена заработная плата административно-хозяйственного персонала

26

76

8

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников административно-хозяйственного персонала в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования

26

69/1

 

1

2

3

4

9

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников административно-хозяйственного персонала в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд

26

69/2

10

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников административно-хозяйственного персонала в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования

26

69/3/1

11

Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников административно-хозяйствен­ного персонала в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования

26

69/3/2

12

Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

26

69/1/2

 

Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, каким способом формируется себестоимость продукции (работ, услуг):

   полной производственной себестоимости;

   по сокращенной себестоимости.

При учете полной себестоимости в конце отчетного периода счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается на счет 20 аналогично счету 25.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

В качестве расходов будущих периодов могут быть учтены:

   суммы, уплаченные вперед за рекламу производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

   затраты организации на получение лицензии на право осуществления определенного вида деятельности;

   затраты по сертификации продукции, работ или услуг;

   затраты на ремонт основных средств, если такие ремонты производятся неравномерно в течение года и организация не создает соответствующий резерв.

Корреспонденция при этом будет:

Дебет 97 – Кредит 60; 71; 76......

Расходы будущих периодов при наступлении отчетного периода, к которому они относятся, списываются на счета учета затрат на производство и расходов на продажу:

Дебет 20;23; 25; 26; 44... Кредит 97.

Возможны два способа списания расходов будущих периодов:

   равномерно в течение определенного срока;

   пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг), который применяется обычно на промышленных предприятиях.

Аналитический учет по 97 счету ведется в ведомости № 15.

Синтетический учет в журнале-ордере №10.

Производственный брак – это продукция, не соответствующая по качеству стандартам, техническим условиям и другой нормативно-технической документации.

В зависимости от места обнаружения брака выделяют внешний брак и внутренний; в зависимости от характера брака – исправимый и окончательный.

Для обобщения информации о потерях от брака в производстве предназначен счет 28 «Брак в производстве».

По дебету счета 28 отражаются:

   себестоимость окончательного брака;

   затраты на исправление частичного брака.

По кредиту:

   взыскания с виновников брака;

   стоимость возвратных отходов по цене возможного использования.

Сумма потерь от брака списывается на счета учета затрат: Дебет 20 – Кредит 28.

Исправимый брак – это продукция, которую технически возможно и экономически целесообразно исправить на предприятии. Если исправление брака производится виновником, то зарплата за эту работу не начисляется. Если исправление брака производят другие работники, зарплата им начисляется в общеустановленном порядке.

Проводки по отражению исправимого брака

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Израсходованы материалы на исправление брака

28

10

2

Начислена заработная плата работнику, исправившему частичный брак

28

70

3

Начислены ЕСН и взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

28

69

4

Отражена сумма, причитающаяся к удержанию с виновника

73/2

28

5

Учтены потери от исправимого брака в составе затрат основного производства

20

28

Окончательный брак – это продукция с дефектами, устранить которые невозможно или экономически нецелесообразно.

Для расчета себестоимости окончательного брака необходимо:

1)   составить детальную калькуляцию затрат на изготовление бракованной продукции, включая последнюю технологическую операцию, на которой был выявлен брак;

2)   рассчитать сумму взысканий с виновников брака и стоимость возвратных отходов по цене их возможного использования;

3)   определить и списать сумму потерь от окончательного брака.

Типовые проводки по отражению окончательного брака

№  п/п

Содержание хозяйственной операции

Де­бет

Кре­дит

1

Отражена фактическая себестоимость окончательного брака

28

20

2

Отражена сумма, причитающаяся к удержанию с виновника

73/2

28

3

Учтены возвратные отходы

10

28

4

Учтены потери от окончательного брака в затратах основного производства.

20

28

 

Внешним браком считается продукция, которую покупатель возвратил поставщику из-за несоответствия техническим требованиям или из-за прочих неисправимых дефектов.

Внешний брак оценивается по полной себестоимости.

Остатки незавершенного производства на конец месяца определяются для того, чтобы рассчитать фактическую себестоимость выпускаемой продукции.

Но так, как этого остатка в данных бухгалтерского учета нет, то незавершенное производство на конец месяца исчисляют следующими способами:

   Инвентарным способом.

   По данным оперативного учета, который ведут экономисты в цехах в специальных журналах движения материальных ценностей, но 2 раза в год проводят инвентаризацию.

Оценка незавершенного производства проводится путем составления ведомости оценки.

Незавершенное производство может оцениваться по нормативным или плановым затратам материалов, заработной платы и соответствующей доли общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

Чтобы определить фактическую себестоимость продукции, необходимо остатки незавершенного производства на начало месяца сложить с затратами за месяц и вычесть незавершенное производство на конец месяца.

Фактическая себестоимость продукции – очень важный показатель, от которого зависят финансовое состояние и другие показатели работы предприятия.