15. Документальное оформление движения материалов.
Первичные документы по поступлению и расходованию МПЗ является основой организации учета на данном участке. Документы должны быть тщательно оформлены, обязательно содержать подписи лиц ответственных за операцию и др. реквизиты. Основными первичными документами на оприходование поступления МПЗ являются счета фактуры с прилагаемыми к ним товарно- транспортными накладными. Материалы поступают в организацию от поставщиков через доверенных лиц, которым выписывают доверенности. Доверенность регистрируется в специальном журнале, является документом строгой отчетности, а не использованные доверенности сдаются в бухгалтерию на следующий день. Доверенное лицо сдает материальные ценности на склад на основании актов на приемку материалов, лимитно- заборных карт и товарно- транспортных накладных. Акт о приемке материалов состовляется комиссией, в случае не соответствия поступления МПЗ на склад в присутствии предпринимателя поставщика. Этот документ составляется, если товарно- материальные ценности поступили без документов. При изготовлении материалов в своей организации их приходуют на основании накладных внутрихозяйственного назначения сверенных с нарядом на сдельную работу. В с/х организациях для отпуска и поступления материалов со склада в пределах лимита или отпущенных под отчет используются лимитно- заборные ведомости, один экземпляр которой ост-ся на складе другой передается в бухгалтерию. Документом отражающим расход ремонтных материалов является ведомость диффектов на ремонт машин, по которой определяют плановую и фактическую себестоимость ремонта, составляют ее в ремонтной мастерской в 2-х экземплярах, один передают на склад для выдачи ценностей, а второй ост-ся у заведующей мастерской для контроля за полнотой получения материальных ценностей. На основании указанных документов составляется отчет о движении материальных ценностей. Документальное оформление учета зерна от урожая может осуществляться 3 методами: при первом методе используют реестр отправки зерна и другой продукции с поля СП-1, который являясь накопительным документом позволяет сократить количество переданных документов по учету зерна. До начала работ бухгалтерия выдает комбайнерам блокноты реестров заранее заполненные реквизитами под 1 номером в 3-х экземплярах. 1-й экземпляр ост-ся у комбайнера 2 и 3 передаются шоферу, шофер ост-ет 2-ой экземпляр у себя, а 3-й передает на ток. За день у комбайнера накапливается столько реестров сколько автомашин отвозит зерно, а у шофера столько реестров сколько было комбайнов в течении дня. Комбайнер указывает в реестре фамилию шофера, номер его машины, массу отправленного зерна и в
экземпляре шофера расписывается, шофер расписывается в экземпляре комбайнера. Зерно у шофера на току принимает заведующий током, путем взвешивания определяется масса брутто и масса нетто. На току учет ведут в реестре приема зерна и другой продукции, форма СП-2, где накапливается информация о поступившей продукции. При втором методе учета поступления зерна принимают путевки на вывоз продукции с поля. Бухгалтерия выдает каждому комбайнеру под расписку книжку путевок, в которой указывается номер автомашины, фамилия шофера, сорт культуры и масса. На току зерно взвешивают и в 2-х экземплярах указывают массу принятого зерна. Один экземпляр с распиской о приеме возвращается шоферу. Суть 3-го метода состоит в том, что вместо первичных документов комбайнер за каждый бункер выгрузенного зерна вручает шоферу талон комбайнера форма СП-6 и получает талон шофера СП-5. Выдача талонов регистрируется в специальной книге (журнале), на току зерно взвешивают, записывают номера талонов, номер автомашины и массу зерна, принятую весовщиком, одновременно массу зерна записывают в реестр приема зерна от шофера, который составляется в 1 экземпляре и остается у шофера. В конце смены комбайнер передает полученные от шофера талоны заведующему током и получает взамен выписку из реестра о намолоте зерна. Талонный способ учета представляет высокий уровень организации бухгалтерского учета, контроль за использованием талонов и сохранность продукции, перед засыпкой зерна на хранение оно подлежит сушке, очистке, сортировке. На каждую партию зерна составляется акт на сортировку и сушку продукции растениеводства, форма СП-12 в одном экземпляре. Для списания расходов с материально-ответственных лиц семян и посадочного материала применяется акт расхода семян и посадочного материала форма СП-13. Данный документ составляется агрономом, подписывается руководителем и передается в бухгалтерию. При отправке продукции с мест уборки на продажу, переработку, столовую применяют товарно- транспортную накладную. Прием грубых и сочных кормов, передача их на хранение осуществляется комиссией в составе главного агронома, агронома подразделения, зоотехника и бригадира, на каждый вид заготовленных грубых и сочных кормов составляется акт приема грубых и сочных кормов форма СП-17 в 2-х экземплярах, первый передается в бухгалтерию, а 2-й лицу принявшего корма на хранение. Для учета выдачи кормов на животноводческие фермы предназначена ведомость учета расходов кормов форма СП-20 в 2-х экземплярах.
Показатели о расходах кормов по видам обобщают в журнале учета расхода кормов. Для ежедневного учета молока на ферме ведется журнал учета надоя молока форма СП-21. Записи в журнале производят по каждой доярке, после каждой дойки указывают количество молока, его жирность и т.д. Заполняется журнал заведующей фермой, бригадиром или старшей дояркой. Данные о количестве надоенного молока переносят из журнала учета надоя молока в ведомость учета движения молока форма СП-23, которая является сводным документом. При поступлении молока от граждан для последующей продажи применяется журнал учета приемки (закупки) молока от граждан форма СП-22.
Для учета движения продукции переработки предусмотрены специальные документы, для учета переработки молока и молочных продуктов предназначена ведомость учета переработки молока и молочных продуктов форма СП-27. Ведомость составляется в 2-х экземплярах и состоит в 2-х разделах. В 1-м указываются данные о поступлении молока в переработку, а во втором данные о поступлении из переработки, отдельно по каждому виду продукта первый экземпляр отправляется в бухгалтерию, второй остается в пункте переработки, для оформления операций по переработки на подсобных предприятиях (мельница, пекарня) составляется отчет о переработки продукции СП-28 и т.д.
Вопрос №17. Особенности первичного учета материалов собственного производства в с/х организациях.
Рассмотрим наиболее характерные хозяйственные операции по учету сельскохозяйственной продукции, семян и кормов. На оприходование продукции растениеводства, полученной из производства, делают следующую бухгалтерскую запись: Д-т 43 "Готовая продукция" или 10 "Материалы" (если ясно целевое назначение продукции — в качестве семян, кормов, удобрений) К-т 20 "Основное производство", субсчет 1 "Растениеводство" А
Обычно продукция растениеводства первоначально берется на учет в неочищенном виде. Например, зерно при комбайновой уборке приходуется в бункерной массе. Однако в дальнейшем продукция подвергается очистке и сортировке, в результате образуются продукты различной сортности, происходит усушка продукции, появляются мертвые неиспользованные отходы. Выявленная усушка и мертвые неиспользуемые отходы списывают сторнировочной записью: Д-т 43 "Готовая продукция" или 10 "Материалы" К-т 20 "Основное производство'', субсчет 1 "Растениеводство".
Если при сортировке зерновой продукции получаются зерновые отходы, то их сначала необходимо сторнировать, а затем оприходовать в новой оценке (исходя из процента содержания в них зерна). Если в новой оценке приходуется и очищенная продукция, то сторнируют всю продукцию и зерноотходы.
При подработке и сортировке продукции, перешедшей с прошлого года, ее списывают в Д-т 20, субсчет 3 "Промышленное производство", и приходуют после подработки с К-та 20-3.
Вопрос №18 Оценка материалов и готовой продукции в системе учета.
Материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая складывается из затрат на приобретение материальных ценностей (за исключением налога на добавленную стоимость), затрат по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. При изготовлении материально-производственных запасов силами самой организации их фактическая себестоимость определяется исходя из суммы затрат, связанных с их производством. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации определяется исходя из оценки, согласованной учредителями (участниками). В сельском хозяйстве имеются свои особенности в оценке производимой продукции в течение года.
Продукцию, поступающую из производства в течение года, приходуют и списывают в расход по плановой себестоимости. Это связано с тем, что фактическая себестоимость произведенной сельскохозяйственной продукции в течение года пока не известна. В конце года, после составления отчетных калькуляций и определения фактической себестоимости продукции растениеводства, животноводства и других отраслей хозяйства, определяют разницу между плановой и фактической себестоимостью продукции и на суммы выявленных разниц производят корректировочные записи.
При превышении фактической себестоимости над плановой делают дооценку, а в случае, если фактическая себестоимость окажется ниже плановой, — уценку (сторнировочную запись). После корректировочных записей сельскохозяйственная продукция, полученная из производства в отчетному году, будет учтена по фактической стоимости.
Однако не для всех видов продукции устанавливается плановая оценка. Например, волос, шерсть-линька, перо, пух, кожи животных и т. п. учитывают по ценам возможной реализации. Причем эта оценка в конце года не корректируется.
Зерновые отходы и другие виды продукции низшего качества должны учитываться по ценам более низким, чем цены, установленные на полноценную продукцию. Например, зерновые отходы оценивают по ценам, установленным исходя из процента содержания в них зерна.
Покупную продукцию учитывают по ценам приобретения с учетом расходов по ее заготовке и доставке в хозяйство.
Семена и корма оценивают в таком же порядке, как и продукцию: семена и корма, произведенные в текущем году, — по плановой себестоимости с последующей корректировкой в конце года до фактической; семена и корма, перешедшие с прошло го года, — по фактической себестоимости соответствующего года; покупные — по ценам приобретения с учетом расходов на заготовку и доставку.
Вопрос №19. Организация складского хозяйства и учет МПЗ на складах и других местах хранения.
Склады, в которых хранятся МПЗ разделяются на общие и специальные: 1)Общие не предусматривают никаких условий хранения; 2)Специальные склады приспособлены для хранения запасов определенного вида. Часть МПЗ хранится на складах (сено-склады, зерно-ток), но все эти запасы находятся под материальной ответственностью работников. Учет МПЗ в местах их хранения ведется в карточках складского учета (М-17), которые выдаются под расписку в реестре выдачи. Хранятся они в карточках по учетным группам. На каждый номер материала заводят отдельную карточку, кроме того, используются книги складского учета: страницы пронумерованы, подписаны, стоят печать и росписи. При поступлении материалов по каждому наименованию производится запись в графу «Приход», при отпуске – «Расход». Ежемесячно, в установленные графиком сроки, заведующий складами предоставляет отчет о движении материальных ценностей. По наименованиям поступивших и выбывших материалов указывают расчет по направлениям и считают остаток на конец месяца. Отчет о движении материальных ценностей составляется в двух экземплярах: 1 сдается в бухгалтерию; 2 остается у материально-ответственного лица.
Вопрос №20. Синтетический и аналитический учет материалов.
Учет МПЗ осуществляется на балансовых и забалансовых счетах. Материалы, принятые на ответственное хранение учитывают на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, но не оплаченные отражают на забалансовом счете 003 «Материалы принятые в переработку». Для учета МПЗ предусмотрены балансовые счета 10,14,15,16,19. Счет 10 активный, обобщает информацию о наличии и движении принадлежащие организации сырья, материалов и других ценностей. К нему могут быть открыты субсчета: 1)Сырье и материалы; 2)Удобрения, средства защиты животных; 3)Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; 4)топливо; 5)тара и тарные материалы;) 6) Зап.части; 7)корма; 8) Семена и посадочные материалы; 9)материалы и сырье переданные в переработку на сторону; 10)строительные материалы; 11)инвентарь и хозяйственные принадлежности; 12)спец.оснастка и спец. Одежда на складе; 13)спец.оснастка в эксплуатации; 14)прочие материалы. В зависимости от принятой организацией учетной политики, учет поступления материалов может осуществляться одним из 2х методов:1)С применением счетов 15и16. при этом варианте на основании поступивших от поставщиков расчетных документов, производят запись на сумму фактических расходов Д-т 15 К-т 60. На сумму транспортно заготовительных расходов Д-т 15 К-т 23,60,76. Оприходование материалов поступивших в организацию Д-10 К-т 15 по учетным ценам. В конце месяца по счету 15 отражают стоимость материалов находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика. В след. Месяце эти суммы сторнируются и в текущем месяце числятся по Д-ту сч.15. Остаток списывается с К-та 15 в Д-т16. Накопленные на сч.16 разницы относят в Д-т счетов затрат на производство(20,23,25,26,29,08,44) пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных материалов с К-та 16, если фактич.себестоимость примен. Метод красное сторно. 2)Без использования счетов 15и16(традиционный). При использовании традиционного варианта оприходование материалов отражают по Д-ту 10 и К-ту 60,76,71,20,23 и др. в зависимости от каналов поступления материальных ценностей и расходов по их доставке в организацию. Отпуск материальных ценностей со склада в др. подразделения рассматриваются как внутренние перемещения и отражаются Д-т10 К-т 10. Фактический расход материалов учитывается Д-т91 К-т10. Одновременно по К-ту 91 отражают суммы причитающиеся организации за материалы покупателя по договорной цене Д-т62,76 К-т91. Для обобщения информации о резервах под отклонение стоимости сырья материалов и др. ценностей учитываемых на сч.10, а также незавершенного производства, учитываемого на счетах 10,08,43,41 предназначен сч.14. Так же резервы создают по МПЗ, которые морально устарели, частично потеряли свое первоначальное качество или рыночную стоимость их снизилась. Счет 14 пассивный. По К-ту отражается образование резерва Д-т 91 К-т 14. По Д-ту счетов образования резервов суммы восстанавливаются – Д-т14 К-т 91.
Аналитический учет по сч.14 ведут по каждому образованному резерву. Для учета хозяйственных операций, отраженных по К-ту10 применяют журнал-ордер №10АПК и ведомость «Учета материальных ценностей, товаров и тары».
№21 Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов.
Инвентаризации материально-производственных запасов производится в целях проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки. В обязательном порядке ее осуществляют перед составлением годового отчета, при смене материально-ответственных лиц, при фактах хищения, порчи имущества и в др случаях.
Инвентаризация проводится комиссией, назначенной приказом руководителя организации. Проверка осуществляется по местам хранения материальных ценностей и материально-ответственным лицам. До начала инвентаризации у материально-ответственного лица берут расписку о том, что первичные документы по приходу и расходу материалов переданы в бухгалтерию или сданы комиссии и у него нет неучтенных материальных ценностей.
При инвентаризации материалов составляют инвентаризационную опись в 2х экземплярах ручкой без подчисток и помарок. Наименование ценностей и их количества указывают в описи по номенклатуре, принятой в бух учете. Незаполненные строки прочеркиваются, а исправленные, если таковые имеются оговариваются со всеми членами комиссии и подписываются. Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации фиксируются отдельно и приходуются после проведения инвентаризации. Инвентаризационные описи отдельно составляются на материальные ценности, находящиеся в пути. Отгруженные, но не оплаченные в срок находятся на складах другой организации. Опись подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица, последние дают расписку, подтверждающую проверку имущества об отсутствии к членам комиссии претензий. По окончанию инвентаризации сопоставляется фактическое наличие с данными учета, выявляются излишки или недостача, которые письменно объясняются материально-ответственными лицами. Данные отклонений фиксируются в сличительной ведомостях, кот.составляются только по имуществу по которому установлено отклонение. Выявленные расхождения отражаются в следующем порядке:
1.Излишек приходуется по рыночной стоимости и относится на финансовый результат: дт -10, кт- 91; дт-91, кт- 99
2Недостача и порча в пределах норм естественной убыли относится на затраты или на расходы на продажу: дт-94,кт-10; дт-20,23,29,44, кт-94
3.Недостача сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:
Дт-94,кт-10; дт-73.2,кт-94; дт-73.2, кт- 98.4 разница между рыночной и балансовой стоимостью.
4.Если лица виновные в недостачи не установлены или суд отказался во взыскании с них, то потери списываются на убытки: дт-91,кт- 10,94,73.2
При списании расходов со сч 91сумма недостач, выявленных при инвентаризации относится на финн.рез-ты:дт-99, кт-91
(не по лекциям)Если организация проводит переоценку МПЗ, то ее результат утверждается руководителем организации и списывается сразу на счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета отражается сумма уценки, т. е. дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуется счет 10 «Материалы», а по кредиту данного счета показывается сумма дооценки, т. е. дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы». В аналитическом разрезе к счету 91 «Прочие доходы и расходы» может быть открыт отдельный субсчет для отражения результатов переоценки. Соответственно, сальдо счета 91 «Прочие доходы и расходы» списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
При проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерского баланса может быть выявлено снижение стоимости материальных ценностей по сравнению с их рыночной стоимостью (например, переоценка вследствие устойчивого снижения рыночных цен, снижение потребительских свойств при хранении запасов и т. п.).
№22 Документальное оформление операция по учету зерна.
Продукция растениеводства поступает в хозяйство в сжатые сроки уборки при различных погодных условиях. Поэтому правильная организация учета ее поступления и дальнейшего движения имеет особо важное значение. Еще до начала уборки урожая должна быть проведена большая подготовительная работа. Необходимо проверить, как подготовлены места приемки и хранения продукции, состояние весового хозяйства, подобрать и проинструктировать заведующих токами, весовщиков, кладовщиков, объездчиков, сторожей и других материально ответственных лиц.
Главный бухгалтер должен определить обязанности каждого из них по оформлению поступающей от урожая продукции первичными документами, подготовить достаточное количество бланков первичных документов, пронумеровать их и т. д.
Учет зерновой продукции. Первичный учет зерновой продукции, полученной от урожая, можно вести, используя три варианта. В хозяйстве выбирают тот, который наиболее соответствует сложившимся в нем конкретным условиям.
При цервом варианте используют реестры отправят зерна и другой продукции с поля (ф. № 161-АПК)1. Перед началом уборочных работ бухгалтерия хозяйства выдает каждому комбайнеру под расписку блокноты реестров, в которых заранее заполнены такие реквизиты, как название хозяйства, табельный (лицевой) номер комбайнера, его фамилия, имя и отчество, номер агрегата. Все реестры в блокноте должны быть пронумерованы (под одним номером — каждые три экземпляра), подписаны руководителем и главным бухгалтером хозяйства (в конце блокнота), скреплены печатью. При выдаче блокноты реестров регистрируют в специальной ведомости.При пользовании реестрами учет можно вести двумя способами. Наиболее распространенным является следующий. В начале смены комбайнер на каждую автомашину (трактор) при первой ее загрузке выписывает реестр отправки зерна и другой продукции с поля в трех экземплярах. В реестре комбайнер указывает дату, номер отделения (бригады, тока и т. п.), фамилию шофера (тракториста), наименование продукции. Второй и третий экземпляры реестра комбайнер передает шоферу (трактористу), а первый оставляет у себя. Если от комбайна зерно отвозят несколько автомашин (тракторов), то у комбайнера будет столько первых экземпляров реестров, сколько автомашин (тракторов) обслуживали агрегат в течение смены. Шофер (тракторист), в свою очередь, третий экземпляр реестра передает заведующему током (весовщику), а у себя оставляет второй. При этом у него за смену может быть несколько вторых экземпляров реестра в зависимости от числа комбайнов, от которых он отвозил зерно. Улиц, принимающих зерно от шоферов (трактористов), также может быть за смену несколько третьих экземпляров этого документа. Их количество будет зависеть от числа комбайнов, с которых зерно отвозится на данный пункт приемки, и числа шоферов (трактористов), доставляющих зерно. При разгрузке зерна из комбайна в кузов автомашины (прицепа) комбайнер записывает в свой экземпляр реестра номер автомашины и бункерную массу зерна (по отметкам в бункере), при этом шофер (тракторист) расписывается в реестре комбайнера о приеме продукции. Шофер (тракторист) в экземпляре реестра, находящемся у него, записывает номер комбайна, от которого принята продукция, и бункерную массу зерна. Комбайнер расписывается в этом экземпляре реестра, подтверждая правильность записей. При доставке зерна на ток заведующий током (весовщик) на основании данных взвешивания продукции записывает массу брутто и массу нетто в третьем экземпляре реестра. Заведующий током (весовщик) расписывается в экземпляре реестра шофера о приеме зерна, а шофер — в экземпляре реестра заведующего током (весовщика) о сдаче продукции. При втором способе ведения реестров данный документ (реестр отправки зерна и другой продукции с поля) выписывают не в трех, а в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у комбайнера, а второй — у шофера (тракториста). Учет поступления зерна на току при этом способе ведут в реестре приема зерна и другой продукции (ф. № 162-АПК). Форма этого документа в отличие от формы реестра отправки зерна и другой продукции с поля позволяет учитывать зерно, поступившее на ток за день от нескольких комбайнов и автомашин (прицепов), в одном экземпляре бланка, что сокращает количество учетных бланков и экономит труд работников учета при обработке и сводке документов.
Заведующий током (весовщик) записывает массу нетто доставленного шофером зерна в свой реестр, указывая фамилии шофера и комбайнера, от которых получено зерно. В реестре отправки зерна, находящемся у шофера, заведующий током (весовщик) расписывается в приеме продукции. Порядок ведения реестров отправки зерна, находящихся у комбайнера и шофера (тракториста), остается такой же, как и при первом способе.
Реестры ежедневно сдаются в бухгалтерию. При этом первые экземпляры реестров сдают комбайнеры после записей данных о количестве убранного зерна в учетные листы тракториста-машиниста (где учитывается работа комбайна), вторые экземпляры реестров сдают шоферы (трактористы) вместе с путевыми листами грузового автомобиля (трактора), а третий - заведующий током (весовщик) вместе с ведомостью движения зерна. При втором способе ведения реестров заведующий током (весовщик) сдает в бухгалтерию вместе с ведомостью движения зерна экземпляр реестра приема зерна и другой продукции.
При втором варианте учета в качестве первичного документа применяется путевка на вывоз продукции с поля (ф. № 164-АПК)1. Перед началом уборочных работ комбайнер получает в бухгалтерии блокноты путевок, оформленные так же, как и блокноты реестров.
Во время уборки урожая комбайнер, выгружая бункер комбайна в кузов автомашины (прицепа), выписывает путевку в трех экземплярах под копирку. В путевке указываются дата, место отправления продукции (ток, склад, кладовая), наименование продукции и бункерная масса, номер автомашины (прицепа) и фамилия шофера (тракториста). После росписи комбайнера в сдаче, а шофера (тракториста) в приеме выгруженного из комбайна зерна два экземпляра путевки вручают шоферу (трактористу), а третий остается у комбайнера.
На току зерно принимают от шофера (тракториста) заведующий током или весовщик. Здесь определяют точную массу зерна, которую и проставляют в путевке. После расписки в обоих экземплярах путевок о приеме зерна заведующий током (весовщик) оставляет один экземпляр у себя, а второй отдает шоферу (трактористу). С этого момента ответственность за сохранность зерна несет заведующий током (весовщик).
При пользовании путевками в течение дня собирается большое количество этих документов как у комбайнера, так и у шоферов (трактористов) и заведующих токами (весовщиков). Это усложняет учет, делает его более громоздким.
Путевки на вывоз продукции с поля ежедневно сдают в бухгалтерию, как и реестры отправки зерна и другой продукции с поля.
При третьем варианте учета урожая зерновой продукции применяются талоны и специальные реестры. Для оформления отправки зерна от комбайнов на ток, в кладовые и другие места временного или постоянного хранения применяют талоны шофера (ф. № 165-АПК)1 и комбайнера (ф. № 165а-АПК), которые изготавливаются типографским способом на плотной бумаге, разной по цвету для талонов шоферов и талонов комбайнеров. Талоны разного цвета облегчают дальнейшую учетную работу с ними. Каждый талон предназначен для учета одного бункера зерна, отправляемого от комбайна.
Соответствующе пронумерованные талоны с заранее заполненными в бухгалтерии названием хозяйства, табельным (лицевым) номером и фамилией присваивают комбайнерам (шоферам, трактористам). Их подписывает главный бухгалтер хозяйства и скрепляет печатью. Затем их регистрируют по видам в
журнале учета выданных талонов (ф. № 188) и выдают каждому комбайнеру, шоферу (трактористу), занятому на вывозе зерна, под расписку в указанном журнале.
При каждой отправке от комбайна полного бункера зерна комбайнер передает шоферу (трактористу) один талон комбайнера. Одновременно шофер (тракторист) передает комбайнеру один талон шофера. Если от комбайна отправляют полный бункер зерна, никакие записи в талонах комбайнера и шофера не делаются. В этом большое преимущество данного варианта учета.
Когда комбайнер выгружает в автомашину (прицеп) половину или одну четвертую бункера зерна, он на талоне, который передает шоферу (трактористу), делает запись о количестве отгруженного зерна (например, 0,5 бункера, 0,25 бункера), указывает дату и подтверждает своей подписью. Аналогичные записи делает шофер (тракторист) на талоне, который передает комбайнеру.
Если шофер (тракторист) для полной загрузки автомашины (прицепа) одновременно принимает зерно от нескольких комбайнов, то он получает талоны от каждого комбайнера, передавшего бункер зерна, и каждому комбайнеру вручает свои талоны. Таким образом, у шофера (тракториста), доставляющего зерно, должно быть столько талонов комбайнера, от скольких комбайнов он одновременно отвозит зерно. У каждого комбайнера к концу смены должно быть такое число талонов шофера (тракториста), сколько бункеров зерна он отправил от комбайна.
Зерно, поступившее на ток или склад хозяйства, обязательно взвешивают. Затем шофер (тракторист) передает весовщику (заведующему током) талоны, полученные им от комбайнеров, ~и реестр приема зерна от шофера (ф. № 165В-АПК)1. Указанный реестр ведется в одном экземпляре и постоянно находится у шофера (тракториста). Взвесив автомашину (прицеп) с зерном, заведующий током (весовщик) записывает номера талонов комбайнеров, принятых от шофера (тракториста), фамилию шофера (тракториста), доставившего зерно, номер автомашины (трактора) и другие данные в реестр приема зерна весовщиком (ф. № 166-АПК)2, который также ведется в одном экземпляре.
Разгрузив зерно, шофер (тракторист) возвращается на весовую, где весовщик (заведующий током) взвешивает автомашину (прицеп), записывает в своем реестре массу тары, определяет массу нетто (зерна) и одновременно указывает, от какого комбайнера принято зерно (в отдельных графах). Количество сданного зерна подтверждается в этом реестре подписью шофера (тракториста). Реестр приема зерна весовщиком открывается ежедневно на каждую культуру (сорт) и служит основанием для оприходования зерна.
Одновременно заведующий током (весовщик) фактическую массу принятого зерна записывает в реестр приема зерна от шофера, подтверждает своей подписью и передает его шоферу (трактористу). На основании данных реестра приема зерна весовщиком заведующий током (кладовщик) делает записи в ведомость движения зерна и другой продукции (ф. № 167-АПК)1 и в книгу складского учета (ф. № 40). После окончания рабочего дня заведующий током (весовщик) подсчитывает в реестре приема зерна общую массу принятого зерна за день и отдельно от каждого комбайнера.
Шофер (тракторист) на основании своего реестра приема зерна записывает ежедневно количество перевезенного зерна в путевой лист грузового автомобиля (путевой лист трактора) и сдает в конце дня (или на следующий день) эти документы диспетчеру или в бухгалтерию хозяйства. Комбайнер после окончания смены передает заведующему током (весовщику) все талоны, полученные от шоферов (трактористов), а от него взамен получает выписку Из реестра о намолоте зерна и убранной площади, предварительно сверив количество отправленных от комбайна и принятых на току бункеров зерна в течение дня.
Выписку из реестра о намолоте зерна подписывает заведующий током .(весовщик). Комбайнер на основании данных указанной выписки записывает в учетный лист тракториста-машиниста сведения о фактическом намолоте зерна и в конце дня (или на следующий день) сдает эти документы бригадиру или в бухгалтерию хозяйства.
При использовании на уборке урожая бункеров-накопителей для учета зерна, поступающего от комбайна и отправляемого на ток или другое место хранения, также применяются талоны. Механизатору, обслуживающему бункер-накопитель, перед началом работы выдают под отчет необходимое количество талонов бункериста (ф. № 1656)1, пронумерованных и зарегистрированных в журнале учета выданных талонов. Каждый талон бункериста предназначен для учета одного бункера зерна. При выгрузке зерна из комбайна в бункер-накопитель комбайнер и механизатор-бункерист обмениваются талонами. При отгрузке зерна из бункера-накопителя в автомашину (тракторный прицеп) для отправки его на ток (склад) обмен талонами происходит между шофером (трактористом) и механизатором-бункери-стом. Если автомашина (прицеп) вмещает несколько бункеров зерна, то соответственно увеличивается и количество обмениваемых талонов.
В конце рабочего дня заведующий током (весовщик) принимает от механизатора-бункериста талоны шофера (тракториста) и возвращает ему талоны, сданные комбайнерами. При этом количество талонов бункериста, сданных в конце дня комбайнерами заведующему током (весовщику), должно быть равно количеству талонов шофера, сданных механизаторам-бункеристам.
Талоны комбайнера и талоны шофера, сданные в конце рабочего дня заведующему током (весовщику), вместе с ведомостью движения зерна и другой продукции (ф. № 167-АПК)2 и приложенными к ней реестрами приема зерна весовщиком (ф. № 166-АПК) ежедневно передают в бухгалтерию хозяйства. На основании этих документов производят дальнейшие записи в бухгалтерских регистрах.
В бухгалтерии хозяйства ежедневно сверяют данные указанных реестров и талонов комбайнера, шофера, бункериста по каждому бункеру зерна, принятому от комбайна и сданному на ток (склад). После этого талоны могут быть выданы-под отчет комбайнерам, шоферам и бункеристам для повторного использования. Талоны, на которых сделаны отметки об отгрузке неполных бункеров зерна, повторному использованию не подлежат.
Учет урожая зерновых с помощью талонов является в настоящее время наиболее прогрессивным, но требует четкой организации работы всех лиц, связанных с учетом движения зерна (комбайнеров, шоферов, бункеристов, заведующих током, весовщиков и др.), и соответственно строгого соблюдения документооборота.
Зерно, поступившее от комбайнеров на ток, в большинстве случаев требует дополнительной подсушки и сортировки. Каждую партию зерна, отпущенного для очистки, сортировки и сушки, взвешивают. По окончании сортировки и очистки определяют количество и качество полученной зерновой продукции и устанавливают размер усушки и неиспользованных отходов. Качество вышедшей после сортировки продукции определяют с помощью лабораторного анализа, при этом устанавливают натуру и влажность зерна до и после подработки, процент содержания полноценного зерна в зерновых отходах и т. п. Результаты процесса сортировки отражают в акте на сортировку и сушку продукции растениеводства (ф. № 169-АПК)1.
Акт составляют в одном экземпляре на каждую партию отсортированной продукции; его подписывает заведующий током (весовщик) и утверждают руководитель хозяйства, агроном или лицо, на то уполномоченное. Не позже следующего дня после сортировки акт передают в бухгалтерию хозяйства (отделения, фермы, бригады).
Значительную часть зерновой продукции отправляют непосредственно с поля на хлебоприемные предприятия, другую — в кладовые хозяйства. На каждую партию зерна, отправляемую на хлебоприемное предприятие с тока, склада или непосредственно от комбайна, выписывают товарно-транспортную накладную на отправку-приемку зерна, семян масличных культур и трав [(ф. № 190-АПК (зерно)]2. Товарно-транспортные накладные в месте их выписки (ток, склад и т. д.) регистрируют ь реестре документов на выбытие продукции (ф. № 163-АПК)3.
Если при приемке зерна на заготовительном пункте обнаруживаются расхождения между массой зерна, показанной в накладной, и массой, фактически принятой, то составляется акт.
Такие акты составляет непосредственно на хлебоприемном предприятии уполномоченный хозяйством и в тот же день передает их в бухгалтерию сельскохозяйственного предприятия. При отсутствии уполномоченного расхождения выявляют работники бухгалтерии. О расхождениях сообщают руководителю хозяйства для принятия соответствующих мер.
При отправке зерновой продукции на склады хозяйства с тока на каждую отправляемую партию выписывают сопроводительный документ. Такими документами могут быть путевка на вывоз продукции с поля, реестр отправки зерна и другой продукции с поля или накладная. Накладную (внутрихозяйственного назначения), (ф. № 264-АПК) оформляют примерно так же, как и путевку на вывоз продукции с поля.
Сводным документом о поступлении и расходовании зерновой продукции на току является ведомость движения зерна и дру* гой продукции (ф. N° 167-АПК)1. Ее составляет заведующий током (весовщик) ежедневно после окончания рабочего дня по каждой культуре и сорту. В специальном разделе ведомости "Регистрационный лист на поступившую или выбывшую продукцию" записывают номера всех первичных документов (путевки на вывоз продукции с поля, реестры отправки зерна и другой продукции с поля, накладные, товарно-транспортные накладные, акты на сортировку и сушку продукции растениеводства) и указанную в них массу зерна. Записи группируют по объектам поступления и отправки продукции. В конце дня подсчитывают итоги, и данные о движении зерна отражают в первой части ведомости.
Ведомость движения зерна вместе с первичными документами, на основании которых она составлена, в конце рабочего дня передают в бухгалтерию хозяйства (подразделения). Однако прежде чем сдавать документы, заведующие токами (весовщики) отражают все данные о движении зерновой продукции в книге (карточках) складского учета. Это дает возможность систематически контролировать движение зерновой продукции на току и сверять его с данными бухгалтерского учета.
В бухгалтерии проверяют все поступившие документы и учитывают движение продукции по каждому току. Для этого составляют накопительную ведомость движения зерна по каждой культуре.
В установленные графиком документооборота сроки подразделение представляет в центральную бухгалтерию хозяйства сводные данные вместе с документами о движении зерновой продукции за день, пятидневку и нарастающим итогом с начала уборки. В хозяйствах, где в подразделениях нет бухгалтерских работников, документы обрабатывают непосредственно в центральной бухгалтерии. В центральной бухгалтерии ведут сводную ведомость движения зерна по хозяйству в целом, форма ее такая же, как и форма накопительной ведомости.
№ 23 Первичный учет продукции животноводства.
В процессе выращивания молодняка и откорма скота в стаде постоянно происходят изменения по его структуре. Численности, живой массе и стоимости животных. Все эти изменения должны быть отражены в соответствующих документах и учетных регистрах.
Приплод КРС, овец, свиней и др.животных приходуют путем оформления акта на оприходование приплода животных(форма СП-39). Этот документ составляется в 2х экземплярах работниками фермы с участием зоотехника и вет.врача в день получения приплода. Акт составляется по видам животных и используется для записи в книгу учета движения животных и птиц(304-АПК). Для оформления приема и учета животных, принятых у населения применяемся приемно-расчетная ведомость(СП-40). Ведомость составляется приемщиком в 2х или 3х экземплярах по мере необходимости. Для учета выведенных птенцов в результате инкубации применяется акт на вывод и сортировку суточного молодняка птицы(СП-41). Он составляется начальником цеха инкубации или зоотехником в день вывода цыплят и служит основанием для оприходования выведенного поголовья молодняка. А так же для учета движения птицы по учетным группам. На получение приплода зверей и кроликов составляется акт на оприходование приплода зверей (СП-42). Данный документ составляется заведующей фермой, зоотехником или бригадиром , записи в актах производятся по мере получения приплода.
Первичным документом для определения фактической живой массы при периодическом и выборочном взвешивании является ведомость взвешивания животных(СП-43), которая составляется зоотехником, зав.фермой или бригадиром. Для определения прироста живой массы, полученного каждым работником фермы от закрепленных групп животных и птицы ежемесячно составляется расчет определения прироста живой массы животных(СП-44)
Для оформления результатов откормочных операции и передачи снятых с откорма животных используют акт снятия с откорма, нагула и доращивания(СП-45).
Перевод молодняка из одной группы в др., включая перевод в основное стадо оформляется актом на перевод животных(СП-47). Данные перечисляемых документов используют в книге учета движения животных и птицы для определения выработки работников, ухаживаемых за животными, а так же для учета движения скота в регистрах бухгалтерского учета. Для отражения всех ежедневных операций по движению животных и кормов по участку, бригаде, свиноводческих комплексов применяют учетный лист движения животных и расходы кормов(СП-48). Этот документ заполняется в 2х экземплярах начальником участка. 1 ый экземпляр передается в бухгалтерию. 2ой экземпляр оставляется на участке. Падеж, забой, вынужденная прирезка и выброковка молодняка животных оформляется актом на выбытие(СП-54), который составляет комиссия, назначенная руководителем организации. При выбытии в следствии падежа или вынужденной прирезке в акте указвается причина выбития и диагноз. Акт составляется в день падежа и передается в админестрацию организации. Продукция забоя животных сдается на склад по накладной, кот.с подписью кладовщика прилагается к акту на выбытие. При отправке молодняка животных на приемные пункты составляется товарно-транспортная накладная(1-сх(животные)).
№24 Экономическое содержание и задачи учета животных на выращивании и откорме.
Хозяйственная организация с целью получения продукции животноводства занимается выращиванием животных(молодняк КРС, свиней, овец, птицы, звери, кролики, семьи пчел) исходя из их экономического содержания все эти хозяйственные средства относятся к оборотным активам. В ту же группу включают и взрослые животные, выбракованные из основного стада и поставленные на откорм. Процесс выращивания и откорма является длительным – от нескольких месяцев до нескольких лет. Однако животные в любой момент могут быть проданы или использованы для получения мяса. Как правило выращиванием скота занимается крупные специализированные с/х-ые организации. Во время выращивания животные закрепляют за отдельным работником. В процессе выращивания происходит постоянное движение животных: поступление приплода, перевод из группы в группу, покупка, перевод в основное стадо и т.д.
Основными задачами учета животных на выращивании и откорме являются:
1. Своевременная и правильное оформление операции по поступлению и выбытию животных
2.обеспечение контроля за сохранностью поголовья
3. обеспечение разделение учета по поло-возрастным группам
4.Своевременное и правильное отражение в учете прироста живой массы и количества кормодней по каждой поло-возрастной группе
5.Правильное исчисление себестоимости выращиваемого и откармливаемого скота
- Бухгалтерский финансовый учет (вопросы 7,8 – Интернет), сверяйте с лекциями, проверяйте все!!!!!!
- 1.Фин.Учет в информационной системе управления экономикой предприятия.
- 2.Составные элементы организации бух.Уч. На предприятии.
- 3.План счетов бух.Уч. Как методологический нормативный документ всей системы бух.(фин.)уч.
- 4. Экономическое содержание основных средств и нематериальных активов и задачи их учета
- 5.Классификация основных средств и ее значение для организации аналитического учета.
- 6.Оценка основных средств.
- 7.Источники поступления основных средств и их документальное оформление.
- 8.Инвентарный аналитический учет основных средств.
- 9. Синтетический учет основных средств.
- 10.Учет амортизации основных средств.
- 11.Учет выбытия основных средств.
- 12. Учет операций по аренде основных средств.
- 13. Материально- производственные запасы: понятие, состав, задачи учета.
- 14. Классификация мпз и ее влияние на организацию учета.
- 15. Документальное оформление движения материалов.
- 25. Методы оценки животных.
- 26. Первичный учет животных на выращивании и откорме
- 27. Синтетический и аналитический учет.
- 28. Характеристика нематериальных активов, их виды, классификация. (через интернет).
- 30. Учет амортизации нематериальных активов
- 32.Экономическое содержание и задачи учета труда и заработной платы.
- 33. Классификация работников. Состав и учет численности работников и фонда оплаты труда
- 34.Виды, формы и системы оплаты труда и их влияние на построение системы оплаты труда.
- 35.Первичная документация по учету труда и его оплаты в промышленных организациях.
- 37.Обобщение информации и сводный учет по труду и его оплате.
- 38.Синтетический учет расчетов по оплате труда.
- 39.Бухгалтерские регистры используемые для отражения информации по труду и начисленной заработной плате.
- 40.Общие принципы и задачи учета денежных средств.
- 41. Учет кассовых операций.
- 42. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках.
- 43. Учет операций по валютному счету.
- 44. Учет денежных средств на специальных счетах в банке.
- 45. Учет переводов в пути
- 46. Общие понятия об учете расходов.
- 1.1.2. Понятие прочих расходов
- 1.2. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
- 1.2.1. Общие положения
- 47.Затраты на производство, их состав и классификация по элементам.
- 49.Учет и распределение косвенных затрат
- 57. Экономическое содержание и задачи учёта расчётных операций
- 58. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками.
- 59. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками.
- 62. Учет резервов по сомнительным долгам.
- 63. Учет кредитов банка, займов, процентов за пользование заемными средствами.
- 64. Учет расчетов по налогам на прибыль.
- 65. Учёт расчетов по ндс.
- 66. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
- 67. Учет расчетов с учредителями.
- 68. Учет расчетов по имущественному и личному страхованию.
- 69.Учет расходов по претензиям.
- 70. Учет внутрихозяйственных расчетов.
- 71. Учет уставного капитала
- 72. Учет резервного капитала.
- 73.Учёт добавочного капитала
- 74.Учёт целевого финансирования.
- 75. Учёт резервов предстоящих расходов и платежей.
- 76. Учёт нераспределённой прибыли.
- 77. Понятие и классификация финансовых вложений
- 78. Оценка финансовых вложений и общий подход к их учету.
- 83.Учет резервов под обесценение вложений в ценные бумага.
- 84.Вложения во внеоборотные активы: их классификация и задачи учета.
- 85. Общий порядок учета вложений во внеоборотные активы.
- 86. Учет затрат на капитальное строительство.
- 87. Особенности учета оборудования к установке.
- 88. Учет затрат по формированию основного стада.
- 90, 91. Документальное оформление по учету труда и его оплаты.
- 93.Синтетический учет готовой продукции.
- 94. Учет выпуска продукции.
- 96. Особенности учета животных на выращивании и откорме в специализированных организациях с промышленной технологией.
- 98.Учёт брака в производстве.
- 99. Учет товаров и торговой наценки.