5.2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками
Расчёты с поставщиками и подрядчиками относятся к одному из видов расчётов в зависимости от субъектов - участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчётах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчётные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию. При этом поставщики и подрядчики - это поставляющие товарно-материальные ценности, оказывающие транспортные, коммунальные и прочие услуги и выполняющие монтажные, погрузочно-разгрузочные работы организации. Расчётный документ - это оформленное распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя средств или на счет, указанный получателем средств (изыскателем).
Счет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Для бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», на котором отражаются сведения: о полученных товарно-материальные ценностях, принятых, выполненных работах и потреблённых услугах, расчётные документы на которые акцептованы; о товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки); об излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке; о выданных поставщикам и подрядчикам авансах; о курсовых и суммовых разницах.
Счет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учёта этих ценностей либо соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, расходов на производство и продажу и др. На суммы НДС, подлежащие оплате поставщикам или подрядчикам, в бухгалтерском учёте производится запись по дебету счета 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам (МПЗ)» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», если в соответствии с законодательством НДС подлежит вычету: перечислен аванс поставщику материалов - Дт сч.60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и Кт сч.51 «Расчётные счета»; отражена учётная стоимость партии материалов - Дт сч.10 «Материалы» и Кт сч.60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»; отражен НДС по материалам - Дт сч.19-3 «НДС по приобретенным МПЗ» и Кт сч.60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»; произведена доплата поставщику за партию материалов - Дт сч.60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и Кт сч.51 «Расчётные счета»; сумма НДС принята к зачёту - Дт сч.68 «Расчёты по налогам и сборам» и Кт сч.19-3 «НДС по приобретенным МПЗ».
Счет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учёта денежных средств, расчётов с покупателями, заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учёта денежных средств и кредиту счета 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Ранее выданные, но не востребованные авансы списывают на убытки организации. В аналитическом учёте по счету 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» ведется учёт по каждому поставщику и подрядчику по отдельным договорам поставки с целью группировки и обобщения информации в разрезе: акцептованных расчётных документов, срок оплаты которых не наступил; неоплаченных в срок расчётных документов; неотфактурованных поставок; авансов выданных; выданных векселей, срок оплаты которых не наступил; просроченных оплатой векселей; полученных коммерческих кредитов; других признаков. При использовании в организации журнально-ордерной формы учёта расчёты с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6 по предъявленным счетам. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах в порядке плановых платежей ведется в ведомости №5. В конце месяца данные этой ведомости общими итогами по корреспондирующим счетам включают в журнал-ордер №6.
- Министерство образования российской федерации
- Содержание
- Введение
- 1. Бухгалтерский учёт, его место в системе управления деятельностью организацией
- 1.1. Общие положения
- Вопросы для самопроверки
- Тесты по теме
- 2. Учёт основных средств и нематериальных активов
- 2.1. Учёт основных средств
- Амортизационные группы основных средств
- Счета, используемые при синтетическом учёте основных средств
- 2.2. Учёт нематериальных активов
- Отражение операций по выбытию нематериальных активов на счетах бухгалтерского учёта
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме:
- 3. Учёт материалов
- 3.1. Состав и оценка материалов
- 3.2. Синтетический учёт материалов
- Отражение операций по движению материальных ценностей
- Записи на счетах бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме
- Тема 4. Учёт денежных средств
- 4.1. Учёт кассовых операций и денежных документов
- 4.2. Учёт операций по расчётным счетам
- 4.3. Учёт операций по специальным счетам в банке
- 4.4. Учёт финансовых вложений
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме
- Тема 5. Учёт дебиторской и кредиторской задолженности, займов и кредитов
- 5.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности, контроль за ее состоянием
- 5.2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками
- 5.3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками
- 5.4. Учёт расчётов по налогам и сборам
- 5.5. Учёт расчётов с подотчётными лицами
- Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами
- Отражение расчётов по имущественному и личному страхованию на счетах бухгалтерского учёта
- Отражение расчётов по претензиям на счетах бухгалтерского учёта
- 5.7. Понятие и виды займов и кредитов
- 5.8. Учёт займов, кредитов и заёмных обязательств
- Отражение расчётов по кредитам и займам на счетах бухгалтерского учёта
- 5.9. Затраты по полученным займам и кредитам
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме
- 6. Учёт расходов
- 6.1. Понятие расходов, их оценка и признание
- 6.2. Классификация затрат на производство и продажу продукции, товаров, работ, услуг
- 6.3. Учёт материальных расходов, расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды
- 6.4. Учёт и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов и расходов вспомогательных производств
- 6.5. Учёт остатков незавершенного производства
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме
- Финансовый учет и отчетность
- Часть I. Международные стандарты аудита