logo search
Бухгалтерский учет

6. Учет приобретения материалов и расчетов с поставщиками.

Для учета материалов предусмотрено 3 счета: 10-материалы; 15- заготовление и приобретение мат. цен.; 16- отклонение в стоимости материальных ценностей. :

1. только на счете 10;

2. на счете 10 с использованием счетов 15,16.

Организация самостоятельно определяет порядок учета материалов и отражает его в своей УП. Учет по первому способу применяется в том случае, если материалы учитываются по фактической с/с. Учет по 2му способу осуществляется, если материалы учитываются по учетным ценам

Вариант А. – учёт по фактической с/с без использования счетов 15 и 16.

I. Поступление материалов

  1. покупка 10/60 - получены материалы от поставщиков;

10/60, 76, 71 ТЗР, связанные с доставкой, разгрузкой материалов

  1. создание Дт 10 Кт 23

  2. вклад учредителей в УК нашей организации 10/75.1

  3. получены безвозмездно 10/98.2

  4. обнаружены излишки в ходе инвентаризации 10/91

II. Отпуск (выбытие) материалов

  1. отпуск материалов в производство или на другие нужды 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44…/10

В случае если материалы получены безвозмездно, то одновременно с этой проводкой на те же сумму выполняется запись 98.2/91

  1. продажа 62/91 выставлен счёт покупателям и отражена выручка от продажи материалов

91/10 - списана фактическая с/с проданных материалов

В конце месяца определяется финансовый результат от продажи материалов:

если прибыль, то Дт счёта 91 К99 если убыток, то Дт счёта 99 К91

  1. обнаружена недостача 94/10

Недостача в пределах норм естественной убыли списывается на затраты производства, расходы на продажу: 20, 23, 25, 26, 44…/94

Недостача сверх норм естественной убыли или в случае отсутствия таких норм списывается на виновника: 73.2/94

Виновник должен погасить свою задолженность, внеся деньги в кассу, или путём удержания из заработной платы: 10, 50, 70/73.2

  1. передача материалов в качестве вклада в УК другой организации 58/10

Вариант Б. – с использованием счетов 15 и 16.

I. Поступление

  1. покупка 15/60 отражена договорная стоимость материалов

15/60, 76, 71… отражены расходы по транспортировке, загрузке и отгрузке материалов (ТЗР)

10/15 учётная цена оприходованных на склад материалов

16/15 отклонение между фактической с/с материалов и их учётной ценой, (перерасход)

15/16 отклонение, если учётная цена > фактической (экономия)

  1. создание материалов Дт 15 Кт 23 фактическая с/с созданных материалов

Дт 10 Кт 15 оприходование материалов на склад по учётным ценам

Дт 16 Кт 15 перерасход или 15/16 экономия

  1. вклад учредителей в УК 15/75.1 фактическая с/с материалов

10/15 оприходованы материалы на склад по учётным ценам

16/15 перерасход или 15/16 экономия

  1. получены безвозмездно 15/98.2 фактическая с/с материалов

10/15 оприходованы материалы на склад по учётным ценам

16/15 перерасход или 15/16 экономия

II. Выбытие материалов

  1. отпуск материалов в производство или на другие нужды

20, 23, 25, 26, 28, 29, 44…/10 - списаны материалы на производство и другие нужды по учётным ценам

20, 23, 25, 26, 28, 29, 44…/16 - списан перерасход, относящийся к отпущенным материалам

20, 23, 25, 26, 28, 44… /16сторно-экономия, относящаяся к отпущенным материалам

  1. продажа 62/91(п.дох.) отражена задолженность покупателей и выручка от продажи материалов

91(п.рас.) /10 списана учётная стоимость проданных материалов

91(п.рас.)/16 списано отклонение (перерасход), относящееся к проданным материалам

91 /16 - сторно-экономия, относящаяся к проданным материалам

Расчёт суммы отклонений, относящихся к израсходованным материалам, производится бухгалтерией и оформляется внутренним документом – бухгалтерской справкой.

Средний % отклонений = (откл. на нач+откл. по поступивш.)/(Учетн. цена на нач+уч. цен.поступивш.)*100%

Средн. % откл. * КО сч10 (отпуск)- отклонение, относящееся к израсходованным на основное производство материалам.

Док.оформл.: Журнал учета поступающих грузов (ведет отдел снабжения или маркетинга), форма № М – 1. 2. Железнодорожная транспортная накладная или транспортная накладная. 3. Доверенность, форма № М – 2 4. Журнал учета выданных доверенностей, форма № М – 3. 5. Приходный ордер, форма № М – 4 6. Акт о приемке материалов.

Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60 (активно-пассивный)

При увеличении задолженности делают проводки:

10,41/60 – поступление мат.ценностей;

08,20,23,25…/60 – на сумму выполненных работ, услуг (коммунал. платежи);

19/60 – задолженность поставщика увеличивается на сумму НДС;

76.2/60 – при предъявлении претензии поставщику за нарушение условий договора;

60/50,51,55,66… – погашение задолженности

Поставки по которым мат.цен. поступили в организацию без расчетных документов называются неотфактурованными.

Поставщики и подрядчики могут предоставить организации комммер. кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты на условиях выплаты процентов. Для этого на сч 60 открывается субсчет «расчеты по ком.кредиту».

97/60 – на сумму превышения задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей.

Причитающийся к уплате доход по коммерческому кредиту в течении срока кредита равными частями списывается на затраты

На отдельном субсчете к сч 60 учитываются авансы выданные. Данный субсчет - активный.

Суммы выданных авансов отражаются по Дт, а зачет аванса по Кт. Авансы выдаются в счет будущих поставок.

60 АВ/50,51….- выдача аванса;

60/60АВ – зачет аванса.

50,51…/60АВ – возврат неиспользованного аванса.

А/у ведется в ж-о №6, где для каждого поставщика открывается отдельный аналитический счет. Записи производятся на основании документов подтверждающих увеличение задолженности (счет-фактура) и погашения задолженности (РКО, платежное поручение). Записи производятся линейно-позиционным способом, т.е. по одной строке и Дт и Кт.

В конце месяца подсчитываются итоги и определяется сально на конец месяца, путем составления оборотной ведомости аналитического учета. Суммы взаимно не погашенные и будут составлять сальдо на конец периода.