6. Учет приобретения материалов и расчетов с поставщиками.
Для учета материалов предусмотрено 3 счета: 10-материалы; 15- заготовление и приобретение мат. цен.; 16- отклонение в стоимости материальных ценностей. :
1. только на счете 10;
2. на счете 10 с использованием счетов 15,16.
Организация самостоятельно определяет порядок учета материалов и отражает его в своей УП. Учет по первому способу применяется в том случае, если материалы учитываются по фактической с/с. Учет по 2му способу осуществляется, если материалы учитываются по учетным ценам
Вариант А. – учёт по фактической с/с без использования счетов 15 и 16.
I. Поступление материалов
покупка 10/60 - получены материалы от поставщиков;
10/60, 76, 71 ТЗР, связанные с доставкой, разгрузкой материалов
создание Дт 10 Кт 23
вклад учредителей в УК нашей организации 10/75.1
получены безвозмездно 10/98.2
обнаружены излишки в ходе инвентаризации 10/91
II. Отпуск (выбытие) материалов
отпуск материалов в производство или на другие нужды 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44…/10
В случае если материалы получены безвозмездно, то одновременно с этой проводкой на те же сумму выполняется запись 98.2/91
продажа 62/91 выставлен счёт покупателям и отражена выручка от продажи материалов
91/10 - списана фактическая с/с проданных материалов
В конце месяца определяется финансовый результат от продажи материалов:
если прибыль, то Дт счёта 91 К99 если убыток, то Дт счёта 99 К91
обнаружена недостача 94/10
Недостача в пределах норм естественной убыли списывается на затраты производства, расходы на продажу: 20, 23, 25, 26, 44…/94
Недостача сверх норм естественной убыли или в случае отсутствия таких норм списывается на виновника: 73.2/94
Виновник должен погасить свою задолженность, внеся деньги в кассу, или путём удержания из заработной платы: 10, 50, 70/73.2
передача материалов в качестве вклада в УК другой организации 58/10
Вариант Б. – с использованием счетов 15 и 16.
I. Поступление
покупка 15/60 отражена договорная стоимость материалов
15/60, 76, 71… отражены расходы по транспортировке, загрузке и отгрузке материалов (ТЗР)
10/15 учётная цена оприходованных на склад материалов
16/15 отклонение между фактической с/с материалов и их учётной ценой, (перерасход)
15/16 отклонение, если учётная цена > фактической (экономия)
создание материалов Дт 15 Кт 23 фактическая с/с созданных материалов
Дт 10 Кт 15 оприходование материалов на склад по учётным ценам
Дт 16 Кт 15 перерасход или 15/16 экономия
вклад учредителей в УК 15/75.1 фактическая с/с материалов
10/15 оприходованы материалы на склад по учётным ценам
16/15 перерасход или 15/16 экономия
получены безвозмездно 15/98.2 фактическая с/с материалов
10/15 оприходованы материалы на склад по учётным ценам
16/15 перерасход или 15/16 экономия
II. Выбытие материалов
отпуск материалов в производство или на другие нужды
20, 23, 25, 26, 28, 29, 44…/10 - списаны материалы на производство и другие нужды по учётным ценам
20, 23, 25, 26, 28, 29, 44…/16 - списан перерасход, относящийся к отпущенным материалам
20, 23, 25, 26, 28, 44… /16сторно-экономия, относящаяся к отпущенным материалам
продажа 62/91(п.дох.) отражена задолженность покупателей и выручка от продажи материалов
91(п.рас.) /10 списана учётная стоимость проданных материалов
91(п.рас.)/16 списано отклонение (перерасход), относящееся к проданным материалам
91 /16 - сторно-экономия, относящаяся к проданным материалам
Расчёт суммы отклонений, относящихся к израсходованным материалам, производится бухгалтерией и оформляется внутренним документом – бухгалтерской справкой.
Средний % отклонений = (откл. на нач+откл. по поступивш.)/(Учетн. цена на нач+уч. цен.поступивш.)*100%
Средн. % откл. * КО сч10 (отпуск)- отклонение, относящееся к израсходованным на основное производство материалам.
Док.оформл.: Журнал учета поступающих грузов (ведет отдел снабжения или маркетинга), форма № М – 1. 2. Железнодорожная транспортная накладная или транспортная накладная. 3. Доверенность, форма № М – 2 4. Журнал учета выданных доверенностей, форма № М – 3. 5. Приходный ордер, форма № М – 4 6. Акт о приемке материалов.
Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60 (активно-пассивный)
При увеличении задолженности делают проводки:
10,41/60 – поступление мат.ценностей;
08,20,23,25…/60 – на сумму выполненных работ, услуг (коммунал. платежи);
19/60 – задолженность поставщика увеличивается на сумму НДС;
76.2/60 – при предъявлении претензии поставщику за нарушение условий договора;
60/50,51,55,66… – погашение задолженности
Поставки по которым мат.цен. поступили в организацию без расчетных документов называются неотфактурованными.
Поставщики и подрядчики могут предоставить организации комммер. кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты на условиях выплаты процентов. Для этого на сч 60 открывается субсчет «расчеты по ком.кредиту».
97/60 – на сумму превышения задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей.
Причитающийся к уплате доход по коммерческому кредиту в течении срока кредита равными частями списывается на затраты
На отдельном субсчете к сч 60 учитываются авансы выданные. Данный субсчет - активный.
Суммы выданных авансов отражаются по Дт, а зачет аванса по Кт. Авансы выдаются в счет будущих поставок.
60 АВ/50,51….- выдача аванса;
60/60АВ – зачет аванса.
50,51…/60АВ – возврат неиспользованного аванса.
А/у ведется в ж-о №6, где для каждого поставщика открывается отдельный аналитический счет. Записи производятся на основании документов подтверждающих увеличение задолженности (счет-фактура) и погашения задолженности (РКО, платежное поручение). Записи производятся линейно-позиционным способом, т.е. по одной строке и Дт и Кт.
В конце месяца подсчитываются итоги и определяется сально на конец месяца, путем составления оборотной ведомости аналитического учета. Суммы взаимно не погашенные и будут составлять сальдо на конец периода.
- 6. Учет приобретения материалов и расчетов с поставщиками.
- 7.Документальное оформление движения материальных ценностей.
- 8. Сравнительная характеристика методов оценки материально-производственных запасов.
- 9.Особенности формирования и учета уставного капитала на предприятиях различных организационно-правовых форм.
- 11.Характеристика, учет и распределение общехозяйственных расходов
- 11.Характеристика, учет и распределение общехозяйственных расходов
- 13.Включение с стоимость продукции вспомогательных производств
- 14 Порядок включения в себестоимость продукции основных затрат: материалы, энергозатраты, заработная плата и другие
- 15.Порядок формирования м учет финансовых результатов организации.
- 16,Варианты отражения в учете операций по выпуску готовой продукции.
- 17. Отражение в б/у поступления ос из различных источников.
- 18. Отражение в б/у операций по выбытию ос.
- 19. Учет кредитов и заемных средств в организации
- Учет кредитов банка
- Учет займов
- 20. Учет добавочного и резервного капитала
- 21. Учет товаров
- Учет товаров в производственных организациях, приобретенных для комплектации готовой продукции и перепродажи.
- Учет товаров в оптовой и розничной торговле. Способы оценки товаров
- Особенности применения счета 42 «Торговая наценка».
- Формирование и учет резервов под снижение стоимости товаров.
- 22. Системы и формы оплаты труда. Виды заработной платы.
- 24. Учет операций в кассе и на расчетном счете
- 25.Учет движения мат. Ценностей.
- 26.Методы учета затрат и калькул-я с/с продукции, работ и услуг*.
- 27.Учет продажи готовой продукции.
- 28.Учет расчетов с подотчет/л.
- 29.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 2 Способа организации буу: