logo search
Теория бух

План счетов бухгалтерского учета: понятие, характеристика, применение.

План счетов б/у – система счетов, определяющих единообразие хозяйственной деятельности и отражение факторов хозяйственной деятельности.

План счетов состоит из 9 разделов:

«Внеоборотные активы». Включает счета, на которых ведется учет ОС, НМА, долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы, оборудование к установке.

«Производственные запасы» счета, предназначенные для учета предметов труда

«Затраты на производство» счета для учета затрат на производство и калькулирования с/с продукции.

«Готовая продукция» счета, предназначенные для учета продуктов труда.

«Денежные средства» В него входят счета, для учета денежных средств, денежных документов, переводов в пути, фин. вложений и т.д.)

«Расчеты» счета, применяемые для отражения ДЗ и КЗ разных видов.

«Капитал» счета для учета собственных источников формирования имущества.

«Финансовые результаты» счета для выявления финансового результата.

Забалансовые счета.

Приказом МинФина от 31.10.2000г № 94-Н: все организации, независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, кроме кредитных и бюджетных, ведущих учет методом двойной записи обязаны использовать данный план.

При составлении рабочего плана счетов, который отражается в учетной политике организации указываются счета, которые необходимы для работы, учитывая отраслевую принадлежность и специфику предприятия.

Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических, аналитических счетов и субсчетов.

В плане счетов счета сгруппированы в 8 разделов по экономическому содержанию и назначению и зашифрованы двухзначными номерами. Также присваивают и так называемые резервные шифры, которые присваиваются тем или иным дополнительно вводимым синтетическим счетам. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Помимо разделов есть раздел забалансовые счета, в которые объединены счета для учета имущества не принадлежащего организации, и обеспечение его обязательств. Номер имеют трехзначный шифр. Учет ведется без применения метода двойной записи по Д и по К счета.

  1. Модели текущего учета основных хозяйственных процессов.

  1. Учетные регистры: понятие, виды.

Учетные регистры – это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций. Они разделяются по внешнему виду, по объему содержания операций, по характеру записей и по строению

Классификация регистров бухгалтерского учета.

  1.  По внешнему виду:

  1. По характеру записей

  1. По объему содержания операций

  1. По строению

Шахматные – позволяют одновременно отражать суммы по дебету одного счета и кредиту другого

  1. Способы проверки бухгалтерских записей в учетных регистрах, порядок исправления ошибок.

Процесс регистрации включает в себя 5 этапов:

  1. Проверка;

  2. Контировка

  3. Учетные регистры

  4. Сверка аналитических и синтетических счетов

  5. Обобщение.

Информация, необходимая для отражения на счетах бухгалтерского учета, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, обязательно накапливается и систематизируется. С этой целью применяются учетные регистры – таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций, одной из важнейших средств ведения бухучета.

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам.

После регистрации хозяйственных операций в учетных регистрах по окончании месяца по каждой графе подводят итог. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяют, сопоставляя оборотные ведомости, или другим способом, и заносят в главную книгу

Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется несколько способов.

Существует три способа исправления ошибок:

1) Корректурный

2) Дополнительной записи

3) Сторнировочной записи или “красное сторно”

(1) Предполагает зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и надписи правильных сумм и текста. Одновременно делается оговорка о сделанном исправлении. Следует особо отметить, что на денежных документах никаких исправлений и помарок не допускается, особенно в цифрах.

(2) Производятся в тех случаях, когда сумма хозяйственной операций указана меньше надлежащей (ошибочно занижена). Это правило исправления ошибок применяется в двух случаях: если в учетном регистре отдельной строкой не записаны данные первичного документа и при отражении в учетном регистре ошибочно заниженной суммы хозяйственных операций.

(3) Предлагает корреспонденцию по счетам, но отрицательными (красными) числами. Сторнировки могут иметь место при неправильной корреспонденции счетов или при записи преувеличенной суммы, если в последнем случае уже нельзя применить корректурный способ. Способ “красное сторно” заключается в том, что первоначальная ошибочная запись повторяется в тех же счетах, но красными чернилами в той же сумме. При суммировании результатов операций записи, сделанные красными чернилами, вычитаются, и таким образом первоначальная ошибочная запись исключается из счетов бухгалтерского учета. После этого делается правильная запись учитываемых хозяйственных операций. Если в отчетности предприятия за текущий год при инвентаризации или в других случаях допущены искажения отчетных данных, то исправление этих данных производиться в отчетах за тот период(месяц, квартал, год), в котором были допущены искажения, а также в нарастающих итоговых данных ( за квартал, с начала года) во всех последующих отчетах.