logo
Теория бух

Содержание бухгалтерского учета.

Для управления хозяйственной деятельность необходимо осуществлять наблюдение, измерение и регистрацию всех совершаемых хозяйственных операций.

Наблюдение проводится за каждой операцией в процессе деятельности предприятия, т.е. когда и кем она была выполнена.

Измерение – это отражение каждой совершенной хозяйственной операции в количественном и стоимостном выражении.

Регистрация – это обязательной отражение хозяйственной операции в первичных документах, их дальнейший свод и обобщение.

Б/у – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации в денежном выражении, обязательствах организации, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Это означает, что любой учетный объект наблюдается, измеряется, регистрируется, а затем происходит дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователем.

В отличии от статистического и оперативно – технического, в бухгалтерском учете:

1) Отражается вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что является необязательным в статистике и оперативном учете;

2) Его объекты обязательно выражаются в стоимостной оценке, также необязательной в других видах учета;

3) Используются специфические методы (бухгалтерский баланс, калькуляция, двойная запись и др.)

4) Отражается информация не только о хозяйственной деятельности организации, но и показывается его финансовое состояние.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций, его иное не предусмотрено международными договорами РФ,

  1. Функции бухгалтерского учета.

1) Информационная. Основными показателями этой функции являются объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели.

2) Контрольная. это процесс, позволяющий обеспечить достижение организацией своих целей. Он состоит из установления стандартов изменения фактически достигнутых результатов, и проведения проверок, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов.

Различают три вида контроля:

- предварительный, проводится до совершения ХО;

- текущий – во время ХО;

- последующий (заключающий) – после совершения ХО.

3) Плановая – процесс формирования порядка действий, который включает постановку целей, поиск путей ее достижения и выбор наилучшей альтернативы. Для планирования на будущее важна информация о предполагаемой прибыли и потребностях в денежных средствах.

4) Аналитическая. Позволяет осуществить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использование всех видов затрат на производство и реализацию продукции.

5) Обратной связи.

Требования, предъявляемые к БУ

своевременность; достоверность; сопоставимость; доступность; экономичность; рациональность.

  1. Задачи бухгалтерского учета.

Б/у – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации в денежном выражении, обязательствах организации, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении.

2. Обеспечение информации, необходимой пользователям бух. отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ, а также целесообразностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Своевременное предотвращение отрицательных результатов ФХД предприятия, выявление внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы предприятия.

4. Содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли.

5. Подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми, коммерческими и иными заинтересованными рыночными и государственными структурами.

6. Формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг:

определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

  1. Историческое развитие бухгалтерского учета.

Принято считать, что двойная бухгалтерия в долитературный период находилась на этапе становления, делала самые первые шаги, что в трактате Луки Пачоли обобщены лучшие методы ведения учета, известные в то время. На самом еле это не так. В трактате описан «венецианский способ» - предельно упрощенный вариант двойной бухгалтерии. Просто та объяснялась тем, что этот вариант не предусматривал того, что является смыслом современной бухгалтерии, - составления бухгалтерской отчетности.

Благодаря своей простоте венецианский вариант был широко распространен среди мелких и средних торговых компаний и даже преподавался наряду с арифметикой в коммерческих училищах ряда городов Северной Италии.

Однако этот вариант двойной бухгалтерии не был единственным ля того времени. В ряде крупных торгово-банковских компаний Флоренции задолго до появления трактата применялась двойная бухгалтерия необычайно высокого уровня. Уже в XIV в. Счетоводы этих компаний систематически

применяли почти все известные в настоящее время методы ведения учета,

регулярно составляли бухгалтерскую отчетность. Они умели решать самую

трудную для бухгалтеров задачу – исчислять финансовый результат и даже дифференцировать его по видам деятельности.

Книги флорентийских компаний описаны в работе известного бельгийского историка Раймонда де Рувера «Как возникла двойная бухгалтерия» (1958г.).

По наиболее ранним свидетельствам применения двойной бухгалтерии, известным в настоящее время, невозможно достоверно установить время и место ее зарождения.

Несмотря на это, в настоящее время значительных расхождений по этому вопросу не наблюдается. Практически ни у кого нет сомнений в том, что местом возникновения двойной бухгалтерии является Северная Италия. Также почти общепринято, что временем ее появления является XIII в. Так, Р. Де Рувер полагает, что двойная бухгалтерия появилась в период с 1250 по 1350 гг. в нескольких городах Северной Италии.

Авторы всех известных российскому читателю гипотез не указывают прямо вариант двойной бухгалтерии, происхождение которого они объясняют. Но из содержания гипотез можно прийти к выводу, что в них дается объяснение происхождению наиболее простого венецианского варианта.

Главной задачей двойной бухгалтерии является исчисление финансового результата. Врядли этот тезис нуждается в уточнении. В США, стране – лидере мирового бухгалтерского учета, еще в 1960 – х гг. XX в. Пришли к мнению, что главным документом бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках, а не баланс. Исчисление финансового результата – не только основная, но и наиболее сложная для бухгалтера задача. Двойная бухгалтерия, способная правильно исчислять финансовый результат, всегда превосходит двойную бухгалтерию, не обладающую такой способностью.

Итак, бухгалтерский учет существует уже свыше 600 лет и находится в постоянном развитии. Постоянно меняются хозяйственное и налоговое законодательство, методология учета, а также принципы построения финансовой отчетности организаций. Это особенно заметно в нашей стране, имеющей нестабильную экономику. Переход к рыночной экономике требует организаций повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно – технического прогресса, эффективных форм хозяйствования, совершенствования управления производством, преодоления бесхозяйственности и т.п.

Бухгалтерский учет дает возможность анализировать финансовое состояние организации, принимать на его основе стратегические, оперативные и другие управленческие решения, а также формировать финансовую отчетность предприятия.

  1. Законодательное регулирование бухгалтерского учета.

  1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Нормативно-законодательное регулирование б/у.

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

Законодательный.

ФЗ, кодексы, указы, постановления

Федеральное Собрание, правительство РФ, президент.

Нормативный.

Положения (стандарты) – всего сейчас 20 ПБ/у

Министерство Финансов.

Методический.

Методические указания, нормативные акты.

Министерство Финансов, Федеральные Органы исполнительной власти.

Учетная политика организации.

Организационно-распорядительные документы, издаваемые на самом предприятии.

Организации, учреждения, предприятия.

  1. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике.

Пользователь- любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

1) Внутренние пользователи б/у (администрация организации, руководители подразделений, совет директоров, менеджеры, собственники – акционеры).

2) Внешние пользователи с прямым финансовым интересом (имеющиеся или потенциальные инвесторы, поставщики, банки, подрядчики и другие кредиторы).

3) Внешние пользователи бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом (налоговые органы, ГосКомСтат, МинФин, Казначейство, фонды, покупатели и заказчики, аудиторские фирмы).

  1. Принципы бухгалтерского учета.

1) Принцип автономности – означает, что активы и обязательства организации существуют строго обособленно от активов и обязательств владельцев этой организации.

2) Принцип двойной записи – в б/у любая хозяйственная операция отражается на счетах путем использования двойных записей.

3) Принцип действующей организации – предполагает, что организация нормально функционирует, у нее отсутствует необходимость ликвидации и соответственно все принятые ею обязательства будут погашены в установленном порядке.

4) Принцип объективности (регистрации) – состоит в том, что все хозяйственные операции должны быть отражены в б/у путем составления первичных документов и регистров учета.

5) Принцип осмотрительности (консерватизма) – при расчетах, производимых в условиях неопределенности для избежания завышения активов или доходов и занижения обязательств или расходов.

6) Принцип реализации – означает момент признания выручки от реализации продукции в б/у.

7) Принцип периодичности – означает регулярное. Периодическое составление отчетности.

8) Принцип денежного измерения – оценка всей хозяйственной деятельности с помощью единого денежного измерителя.

9) Принцип целостности – предполагает, что система учета должна отвечать задачам управления хозяйственными процессами, т.е. все элементы, не влияющие на процессы, должны быть изъяты из системы б/у как лишние.

10) Принцип последовательности – предполагает, что принятая организацией учетная политика принимается последовательно от одного учетного года к другому.

11) Принцип конфиденциальности – содержание внутренней учетной информации представляет собой коммерческую тайну организации, за разглашение которой предусмотрена законодательством установленная ответственность.

  1. Объекты бухгалтерского наблюдения.

Объекты бухгалтерского учета – это виды имущества, предназначенные для его деятельности, обязательства организации

  1. Активы: понятие, виды активов.

  1. Обязательства: понятие, виды обязательств.

  1. Капитал: понятие, разновидности.

Капитал отражается в 3 разделе пассива баланса. Его составляющими являются уставной капитал - часть стоимости имущества, которую вносят учредители в денежном выражении или в виде ОС, НМА, ц/б и т.д.

Сумма определяется в уставных документах. Может быть изменен по решению учредителей с внесением соответствующих изменений в уставные документы.

Добавочный капитал – создается за счет суммы оценки и внесения дохода от продажи акций.

Резервный капитал – создается в обязательном порядке АО, который составляет не менее 15% от уставного капитала и по пожеланию в ООО, где размер ежегодных отчислений должен быть не менее 5% чистой прибыли.

Заемный капитал:

- кредиты банка

- займы

- кредиторская задолженность (долги организаций физ. и юр. лицам)

- обязательства по исполнению.