61.Аудит учета расчетов с подотчетными лицами.
ель аудита расчетов подотчетными лицами – установление правильности и достоверности данных операций и определение влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность .
В связи с тем, что аудит расчетов с подотчетными лицами связан с проверкой порядка ведения кассовых операций, удобнее проводить их параллельно.
Контроль расчетов с подотчетными лицами бухгалтером осуществляется на основании приказов по учетной политике организации, о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о направлении работников организации в командировки, а также журнала регистрации авансовых отчетов.
При проведении аудита необходимо сопоставить сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на конец каждого месяца с данными, указанными в Главной книге. Одновременно следует сверить соответствие месячных оборотов по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» с дебетовыми оборотами по счетам учета материальных запасов, затрат, имущества и прибыли.
После этих процедур проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах. В ходе аудита рассматриваются все авансовые отчеты и документы, подтверждающие произведенные расходы (счета-фактуры, товарные, кассовые чеки, накладные, акты закупок, командировочные удостоверения, проездные билеты, счета гостиниц и др.).
Затем сравниваются данные аналитического учета по каждому подотчетному лицу с представленными авансовыми отчетами за конкретный период.
Проведение всех перечисленных действий поможет аудитору удостовериться в правильности оформления каждого авансового отчета и в правильном распределении сумм по авансовым отчетам между соответствующими источниками финансирования (себестоимостью продукции или прибылью организации).
Одно из направлений получения аудиторских доказательств – инвентаризация расчетов с подотчетными лицами с целью выяснения соответствия выдачи наличных денег под отчет требованиям п. 11 Положения о порядке ведения кассовых операций, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ 22.09.1993 № 40.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами должна проводиться чаще, чем инвентаризация расчетов с прочими дебиторами и кредиторами. Это объясняется тем, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который были выданы денежные средства (или со дня возвращения из командировки), предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах.
Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы.
Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ 22.09.1993 № 40, предприятия могут выдавать своим работникам наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н, предназначен счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». На выданные под отчет суммы счет 71 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности.
Для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам, применяется унифицированная форма «Авансовый отчет» (форма № АО-1), утвержденная постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55. Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
ИЛИ
Под аудитом учета расчетов с подотчетными лицами понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Основными этапами проведения аудиторской проверки операций с подотчетными лицами являются:
- определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов;
- составление аудиторской программы проверки расчетов с подотчетными лицами;
- тестирование системы внутреннего контроля и учета;
- установление соответствия данных бухгалтерской отчетности данным счетов бухгалтерского учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами;
- проверка организации материальной ответственности;
- документальное оформление расчётов с подотчётными лицами;
- выражение мнения о достоверности отчетности в части учета расчётов с подотчётными лицами
В ходе аудита расчетов с подотчетными лицами решаются следующие задачи:
- проверка документального подтверждения расчетных операций:
- контроль документов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономического анализа
- проверка организации аналитического учета по каждой сумме, выданной подотчет
- проверка синтетического учета в соответствии с рабочим планом счетов
- сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, главной книге и бухгалтерском балансе
Информационная база, используемая аудитором при проверке расчетов с подотчетными лицами включает следующее.
1. Внешнюю информационную базу (основные нормативные документы, регулирующие организацию бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами):
- Налоговый кодекс РФ (ч.1.), утвержденный Федеральным законом №146-ФЗ от 31 июля 1998 г. (в ред. Федерального закона №154-ФЗ от 9 июля 1999 г.);
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ;
- Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центрального банка России №40 от 22 сентября 1993 г.);
- Приказ Минфина России от 29 декабря 2011 года №191н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №191н»
2. Внутреннюю информационную базу:
- приказ об учетной политике организации (по которому аудитор знакомится с рабочим планом счетов, применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств; документооборотом первичных документов, связанных с учетом денежных средств и расчетов с подотчетными лицами; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов);
- бухгалтерскую отчетность - Бухгалтерский баланс (ф. №1) и Отчет о движении денежных средств (ф. №4);
- регистры синтетического учета денежных операций: журналы-ордера, ведомости по счету 305 и 208;
- журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений; кассовую книгу; Главную книгу;
- первичные документы, оформляющие операции с денежными средствами (отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и кассовые и товарные чеки и др.).
- Бухгалтерский (финансовый) учет
- 1.1 Сущность и значение бухгалтерского учета
- 1.2 Задачи бухгалтерского учета
- 1.3 Предмет и объекты бухгалтерского учета
- 1.4 Методы бухгалтерского учета
- 1.5 Общие принципы организации бухгалтерского учета
- 1.6 Структура бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый аспекты учета. Синтетический и аналитический учет
- 2.Учетная политика: нормативная база, понятие, содержание, порядок ее формирования и изменения. Допущения и требования, предъявляемые к учетной политике предприятия.
- 2.1 Формирование учетной политики
- 2.2 Изменение учетной политики
- 2.3 Нормативная база формирования учетной политики организации
- 3.Понятие, классификация и учет вложений во внеоборотные активы.
- 4. Понятие и нормативная база учета основных средств. Критерии отнесения активов к основным средствам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 4.1 Понятие и нормативная база учета основных средств.
- 4.2 Критерии отнесения активов к основным средствам.
- 5.Оценка и переоценка основных средств. Учет поступления и выбытия основных средств.
- 5.1 Оценка и переоценка основных средств.
- 5.2 Учет поступления и выбытия основных средств.
- 6.Понятие и нормативная база учета нематериальных активов. Критерии отнесения активов к нематериальным активам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 6.1 Понятие и нормативная база учета нематериальных активов.
- 6.2 Критерии отнесения активов к нематериальным активам.
- 6.3 Способы начисления и учет их амортизации.
- 7.Оценка нематериальных активов. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 7.1 Оценка нематериальных активов.
- 7.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 8. Понятие и классификация финансовых вложений. Учет финансовых вложений.
- 8.1 Понятие и классификация финансовых вложений.
- 8.2 Учет финансовых вложений.
- 9. Понятие и оценка материально-производственных запасов. Документирование и учет поступления материалов.
- 9.1 Понятие и оценка материально-производственных запасов.
- 9.2 Документирование и учет поступления материалов.
- 10. Методы оценки запасов. Учет выбытия материалов.
- 10.1 Методы оценки запасов.
- 10.2 Учет выбытия материалов.
- 11. Виды, формы и системы оплата труда. Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет. Синтетический учет начисления заработной платы.
- 11.1 Виды, формы и системы оплата труда.
- 11.2 Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет.
- 11.3 Синтетический учет начисления заработной платы.
- 12. Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 13. Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат. Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 13.1 Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат.
- 13.2 Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 14. Понятие и оценка готовой продукции. Учет выпуска готовой продукции.
- 14.1 Понятие и оценка готовой продукции.
- 14.2 Учет выпуска готовой продукции.
- 15. Учет продажи продукции (работ, услуг).
- 16. Понятие и порядок учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах организации.
- 17. Документирование и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 18. Документирование и учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 19. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 20. Учет расчетов с учредителями.
- 21. Кредиты и займы: понятие, отличительные особенности, порядок учета расходов, связанных с их обслуживанием.
- 22. Понятие, классификация, критерии признания доходов и расходов в учете и отчетности. Учет доходов и расходов.
- 23. Понятие и учет уставного и добавочного капиталов.
- 24. Понятие и учет резервного капитала, нераспределенной прибыли.
- 25.Учет финансового результата (от продаж, прочих доходов и расходов, конечного финансового результата).
- 26.Учет расчетов по налогам и сборам. Порядок расчета и отражение в бухгалтерском учете отдельных налогов (ндс, ндфл, налог на имущество, налог на прибыль).
- Бухгалтерский (управленческий) учет.
- 27.Особенности позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 28.Особенности попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 29.Метод учета затрат на производство «стандарт - костинг»
- 30.Метод учета затрат на производство «директ- костинг»
- 31.Исчисление полной и частичной себестоимости продукции. Методы распределения накладных расходов.
- 31.1Исчисление полной и частичной себестоимости продукции.
- 31.2 Методы распределения накладных расходов.
- 32.Классификация затрат в зарубежной и отечественной практике учета.
- I. Классификация затрат для определения себестоимости произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) и полученной прибыли включает следующие группы:
- II. Классификация затрат для принятия решения и планирования:
- III. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- 54.Аудит, его виды и нормативное регулирование.
- 55.Аудит учета поступления основных средств.
- 56.Аудит учета производственных запасов.
- 57.Аудит учета затрат на производство.
- 58.Аудит учета готовой продукции.
- 59.Аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции.
- 60.Аудит учета кассовых операций.
- 61.Аудит учета расчетов с подотчетными лицами.
- 62.Аудит учета финансовых результатов организации.
- 63.Аудит учета выбытия основных средств.
- 64.Аудит правильности начисления и уплаты налогов.
- 65.Оценка аудитором результатов проверки. Аудиторское заключение: виды, состав и содержание.
- 66.Аудит формирования первоначальной стоимости нма.
- 67.Аудит учета начисления амортизации основных средств.
- Экономический анализ
- 51.Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от основного вида деятельности предприятия.