63.Аудит учета выбытия основных средств.
Аудит основных средств – важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита операций с основными средствами определяется достоверностью оценки имущественного состояния.
Целью аудита является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.
Программа аудиторской проверки может включать в себя следующие этапы:
• проверку правильности постановки на учет;
• оценку наличия основных средств и эффективности их сохранности;
• оценку состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;
• проверку соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;
• проверку правильности начисления амортизации;
• проверку результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;
• проверку действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;
• проверку учета капитальных вложений;
• проверку обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
• оценку эффективности использования основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.
В ходе аудита сохранности, учета и использования основных средств независимый аудитор проверяет:
• наличие эффективного контроля за наличием и сохранностью основных средств;
• правильность отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
• правильность оценки основных средств в учете;
• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
• правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;
• правильность и эффективность использования основных средств;
• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
С учетом поставленных задач аудитор проверяет:
• меры по обеспечению сохранности основных средств на хозяйствующем субъекте; наличие приказа руководителя предприятия о материально ответственных лицах, отвечающих за сохранность инвентарных объектов основных средств; наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиями Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, утвержденного Верховным Советом СССР 13 июля 1976 г. (применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ);
• соответствие должностей материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
• условия, созданные материально ответственным лицам, для обеспечения сохранности материальных ценностей. Наличие специальных помещений для хранения, например несгораемых шкафов, сейфов и т.п.;
• наличие пожарно-охранной сигнализации в соответствующих помещениях;
• организацию и порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
• наличие приказа руководителя о постоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности материальных ценностей;
• наличие актов инвентаризации и выборочных проверок сохранности основных средств. В случае выявления фактов хищений, безответственности и халатности в ходе проводимых инвентаризаций и выборочных проверок – наличие мер воздействия к виновным.
Внутрихозяйственный риск при аудите операций с основными средствами зависит, во-первых, от стадии жизненного цикла аудируемой организации. Если обновление основных средств происходит активно, то необходимо прежде всего проверить своевременность их постановки на учет, начала начисления амортизации, полноту оценки. Если основные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операций по их ремонту и своевременному списанию, контроля за полнотой начисления амортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, если проводилась переоценка основных фондов, менялась их классификация или принималась большая масса основных средств в форме взноса в уставный капитал, безвозмездно и т.п.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности в РФ аудитор имеет право проводить выборочную или сплошную проверку фактического наличия материальных ценностей. В ходе такой проверки, как правило, устанавливается также наличие инвентарных номеров на инвентарные объекты основных средств.
Вопросы выбытия основных средств регламентируются п.п. 29 – 31 разд. V ПБУ 6/01, которым предусмотрено, что выбытие объекта имеет место в случаях: продажи (реализации объекта другому юридическому или физическому лицу); безвозмездной передачи (дарения объектов основных средств); списания в случае морального и (или) физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других
организаций; списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору; по другим причинам.
Целью проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что:
первоначальная стоимость и сумма накопленной амортизации полностью и надлежащим образом списаны со счетов их учета;
финансовые результаты (прибыль или убыток), образовавшиеся в результате этих операций, правильно отражены на счете 90 или 91.
При этом могут быть выполнены процедуры:
получить список объектов основных средств, выбывших в течение отчетного периода, с указанием первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации на день выбытия; причин выбытия; продажной цены; финансового результата от операции. Сверить данные полученной информации с данными по кредиту счета 01 "Основные средства", дебету счета 02 "Амортизация основных средств", данными счетов 90, 91;
проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию основных средств и их документальное оформление;
проанализировать по каждой операции выбытия (при значительных объемах выборочно) правильность списания основных средств и определения финансового результата.
В ходе проверки выбытия основных средств аудитор устанавливает причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого используются договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема – передачи основных средств, данные аналитического учета.
В бухгалтерском учете возмездное выбытие объекта основных средств отражается следующим образом:
Дебет | Кредит | Суть операции |
01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" | 01"Основные средства" | Списание стоимости выбывающего объекта |
02 Амортизация основных средств" | 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" | Списание накопленной амортизации |
91 "Прочие доходы и расходы" | 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" | Списание остаточной стоимости объекта |
91 "Прочие доходы и расходы" | 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | Списание расходов по оплате сторонним организациям за содействие по реализации объекта основных средств (демонтаж, упаковка, погрузка, транспортировка) |
19 "НДС по приобретенным ценностям" | 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | Выделение НДС на основании счетов – фактур сторонних организаций по работам (услугам) по реализации объекта основных средств |
91 "Прочие доходы и расходы" | 26 "Общехозяйственные расходы" (23,29,44 и т.п.) | Списание собственных расходов организации по выбытию объекта основных средств |
91 "Прочие доходы и расходы" | 68 "Расчеты по налогам и сборам" | Начисление НДС с операции реализации основного средства (при методе определения выручки "по отгрузке") |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" | 91 "Прочие доходы и расходы" | Формирование задолженности покупателя по продажной цене (включая НДС) |
91 "Прочие доходы и расходы" | 99 "Прибыли и убытки" | Формирование финансового результата от операции (прибыль) |
Однако финансовым результатом данной операции может быть и убыток:
99 "Прибыли и убытки" | 91 "Прочие доходы и расходы" |
|
В случае безвозмездного выбытия объекта основного средства убытки от выбытия списываются следующим образом:
99 "Прибыли и убытки", субсчет "Убытки, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль" | 91 "Прочие доходы и расходы" |
|
При списании объектом основных средств отражение убытка осуществляется аналогично, однако убытки от списания не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
В случае если объект основных средств списывается в результат ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии должны иметься документы об утилизации лома или утиля (вывоз на полигон, сдача в металлолом).
Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:
Дебет 10 "Материалы" Кредит "Прочие доходы и расходы".
Ликвидация объекта основных средств по причине чрезвычайных ситуаций отражается следующим образом:
99 "Прибыли и убытки" | 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" | Списание остаточной стоимости ликвидированного в результате чрезвычайных ситуаций объекта основных средств |
Вклад основными средствами в уставный капитал других организаций отражается следующим образом:
91 "Прочие доходы и расходы" | 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" | Списание остаточной стоимости объекта |
58 "Финансовые вложения", субсчет 58-1 "Паи и акции" | 91 "Прочие доходы и расходы" | Отражение финансового вложения в сумме фактических затрат организации (остаточная стоимость объекта основных средств) |
- Бухгалтерский (финансовый) учет
- 1.1 Сущность и значение бухгалтерского учета
- 1.2 Задачи бухгалтерского учета
- 1.3 Предмет и объекты бухгалтерского учета
- 1.4 Методы бухгалтерского учета
- 1.5 Общие принципы организации бухгалтерского учета
- 1.6 Структура бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый аспекты учета. Синтетический и аналитический учет
- 2.Учетная политика: нормативная база, понятие, содержание, порядок ее формирования и изменения. Допущения и требования, предъявляемые к учетной политике предприятия.
- 2.1 Формирование учетной политики
- 2.2 Изменение учетной политики
- 2.3 Нормативная база формирования учетной политики организации
- 3.Понятие, классификация и учет вложений во внеоборотные активы.
- 4. Понятие и нормативная база учета основных средств. Критерии отнесения активов к основным средствам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 4.1 Понятие и нормативная база учета основных средств.
- 4.2 Критерии отнесения активов к основным средствам.
- 5.Оценка и переоценка основных средств. Учет поступления и выбытия основных средств.
- 5.1 Оценка и переоценка основных средств.
- 5.2 Учет поступления и выбытия основных средств.
- 6.Понятие и нормативная база учета нематериальных активов. Критерии отнесения активов к нематериальным активам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 6.1 Понятие и нормативная база учета нематериальных активов.
- 6.2 Критерии отнесения активов к нематериальным активам.
- 6.3 Способы начисления и учет их амортизации.
- 7.Оценка нематериальных активов. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 7.1 Оценка нематериальных активов.
- 7.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 8. Понятие и классификация финансовых вложений. Учет финансовых вложений.
- 8.1 Понятие и классификация финансовых вложений.
- 8.2 Учет финансовых вложений.
- 9. Понятие и оценка материально-производственных запасов. Документирование и учет поступления материалов.
- 9.1 Понятие и оценка материально-производственных запасов.
- 9.2 Документирование и учет поступления материалов.
- 10. Методы оценки запасов. Учет выбытия материалов.
- 10.1 Методы оценки запасов.
- 10.2 Учет выбытия материалов.
- 11. Виды, формы и системы оплата труда. Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет. Синтетический учет начисления заработной платы.
- 11.1 Виды, формы и системы оплата труда.
- 11.2 Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет.
- 11.3 Синтетический учет начисления заработной платы.
- 12. Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 13. Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат. Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 13.1 Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат.
- 13.2 Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 14. Понятие и оценка готовой продукции. Учет выпуска готовой продукции.
- 14.1 Понятие и оценка готовой продукции.
- 14.2 Учет выпуска готовой продукции.
- 15. Учет продажи продукции (работ, услуг).
- 16. Понятие и порядок учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах организации.
- 17. Документирование и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 18. Документирование и учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 19. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 20. Учет расчетов с учредителями.
- 21. Кредиты и займы: понятие, отличительные особенности, порядок учета расходов, связанных с их обслуживанием.
- 22. Понятие, классификация, критерии признания доходов и расходов в учете и отчетности. Учет доходов и расходов.
- 23. Понятие и учет уставного и добавочного капиталов.
- 24. Понятие и учет резервного капитала, нераспределенной прибыли.
- 25.Учет финансового результата (от продаж, прочих доходов и расходов, конечного финансового результата).
- 26.Учет расчетов по налогам и сборам. Порядок расчета и отражение в бухгалтерском учете отдельных налогов (ндс, ндфл, налог на имущество, налог на прибыль).
- Бухгалтерский (управленческий) учет.
- 27.Особенности позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 28.Особенности попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 29.Метод учета затрат на производство «стандарт - костинг»
- 30.Метод учета затрат на производство «директ- костинг»
- 31.Исчисление полной и частичной себестоимости продукции. Методы распределения накладных расходов.
- 31.1Исчисление полной и частичной себестоимости продукции.
- 31.2 Методы распределения накладных расходов.
- 32.Классификация затрат в зарубежной и отечественной практике учета.
- I. Классификация затрат для определения себестоимости произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) и полученной прибыли включает следующие группы:
- II. Классификация затрат для принятия решения и планирования:
- III. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- 54.Аудит, его виды и нормативное регулирование.
- 55.Аудит учета поступления основных средств.
- 56.Аудит учета производственных запасов.
- 57.Аудит учета затрат на производство.
- 58.Аудит учета готовой продукции.
- 59.Аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции.
- 60.Аудит учета кассовых операций.
- 61.Аудит учета расчетов с подотчетными лицами.
- 62.Аудит учета финансовых результатов организации.
- 63.Аудит учета выбытия основных средств.
- 64.Аудит правильности начисления и уплаты налогов.
- 65.Оценка аудитором результатов проверки. Аудиторское заключение: виды, состав и содержание.
- 66.Аудит формирования первоначальной стоимости нма.
- 67.Аудит учета начисления амортизации основных средств.
- Экономический анализ
- 51.Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от основного вида деятельности предприятия.