65.Оценка аудитором результатов проверки. Аудиторское заключение: виды, состав и содержание.
Оценка результатов аудиторской проверки
По окончании аудиторской проверки аудиторская организация должна обобщить информацию о проделанной работе, учитывая все этапы ее проведения.
Оценку результатов проделанной работы аудиторская организация должна начать с анализа организации проверки. Наряду с вопросами, связанными с составлением общего плана аудита, программы аудита и разработкой аудиторских процедур, уточняется последовательность всех действий руководства и персонала аудиторской организации, позволяющая установить, насколько грамотно и профессионально выполнен алгоритм подготовки и проведения аудиторской проверки, и оценить эффективность проделанной работы. Обобщению и оценке подлежат следующие данные:
•соответствие фактических кадровых потребностей запланированным;
•фактический бюджет времени выполнения работы по установленному графику относительно планируемой величины;
•достаточность проведенных аудиторских процедур.
При этом учитываются объем и степень сложности проведенного аудита, необходимость использования специальных знаний, преемственность в работе, квалификация персонала с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования. Проводится предварительная оценка:
•времени выполнения аудиторского задания;
•ситуации и области аудита, по которым были даны дополнительные консультации;
•соответствия стоимости аудиторских услуг затраченному времени.
Завершая аудиторскую проверку, выполненную в соответствии с программой, аудитор должен дать оценку полученным результатам с целью подтверждения достоверности показателей бухгалтерской отчетности.
Оценка строится на обобщении собранной информации о предприятии и будет влиять на содержание аудиторского отчета и форму аудиторского заключения. На этом этапе аудитор должен осуществить следующие действия:
•сделать последний обзор всей проделанной работы;
•подвести окончательные итоги по тем участкам аудита, где была использована работа привлеченных экспертов, внутреннего аудита и другой аудиторской организации;
•дать окончательную оценку событий после отчетной даты.
При подведении окончательных итогов необходимо еще раз рассмотреть рабочие документы аудитора с позиции полноты и качества их исполнения, чтобы удостовериться в правильности своих выводов. Информацию, отражаемую в рабочих документах, рекомендуется систематизировать следующим образом:
•дать полную характеристику системе внутреннего контроля и ее влиянию на достоверность финансовой отчетности и соответствие отражения всех фактов хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации;
•уточнить существенность влияния совокупности неисправленных искажений на достоверность показателей отчетности и оцепить фактическую величину уровня существенности, которая может отличаться от прогнозной в связи с изменением обстоятельств или информированности аудитора по результатам аудита;
•оценить влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности выявленных искажений. При этом аудитор должен помнить, что в процессе проведения аудита всегда присутствует вероятность риска наличия в отчетности предприятия невыявленных существенных ошибок;
•использовать аналитические процедуры для уточнения сопоставимости результатов деятельности предприятия с данными предыдущих периодов.
Например, объем продаж, прибыль, себестоимость и т. д.
Это позволит дополнительно оценить допущение непрерывности деятельности предприятия.
Обобщая результаты проверки, аудитор еще раз внимательно просматривает письменные разъяснения, данные руководством предприятия или другими уполномоченными лицами на поставленные вопросы, и оценивает их как определенный источник полученных аудиторских доказательств подтверждения или отсутствия существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Обобщая и оценивая информацию о предприятии, аудитор должен установить адекватность полученных результатов показателям аудируемой отчетности.
Подводя итоги аудиторской проверки, аудитор должен иметь разумную уверенность в том, что отчетность не содержит существенных искажений.
Он использует свое профессиональное суждение, опираясь на все проведенные аудиторские процедуры, для оценки своего риска при подготовке аудиторского заключения.
Аудиторское заключение: виды, состав и содержание
Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.
Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). «Дополнительная информация в аудиторском заключении».
В заключении должны найти свое отражение следующие моменты: сведения об аудируемом лице; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.
По результатам проведенного аудита аудиторская организация должна выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.
Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудиторской организацией и аудируемым лицом, причем аудиторская организация и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.
Заключение, составленное по результатам проведенного аудита, может быть различного вида:
а) безусловно положительное - составляется в том случае, если аудитор приходит к мнению, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица с учетом всех существенных обстоятельств достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
б) условно положительное - составляется в случае, если аудитор считает, что безусловное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не являются настолько существенными, чтобы составить отрицательное заключение аудитора или отказаться от его составления.
в) отрицательное - составляется в том случае, если аудитор считает, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователя бухгалтерской отчетности, и (или) в случае, если в ходе аудиторской проверки аудитором были отмечены существенные отклонения порядка ведения бухгалтерского учета от предусмотренного нормативными актами и при этом аудитор считает, что по итогам аудита не может быть составлено условно-положительное заключение.
Отказ от составления заключения составляется тогда, когда аудитор не в состоянии получить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки заключения, а также в том случае, если в ходе аудита возникли обстоятельства, нарушающие принцип независимости аудитора.
- Бухгалтерский (финансовый) учет
- 1.1 Сущность и значение бухгалтерского учета
- 1.2 Задачи бухгалтерского учета
- 1.3 Предмет и объекты бухгалтерского учета
- 1.4 Методы бухгалтерского учета
- 1.5 Общие принципы организации бухгалтерского учета
- 1.6 Структура бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый аспекты учета. Синтетический и аналитический учет
- 2.Учетная политика: нормативная база, понятие, содержание, порядок ее формирования и изменения. Допущения и требования, предъявляемые к учетной политике предприятия.
- 2.1 Формирование учетной политики
- 2.2 Изменение учетной политики
- 2.3 Нормативная база формирования учетной политики организации
- 3.Понятие, классификация и учет вложений во внеоборотные активы.
- 4. Понятие и нормативная база учета основных средств. Критерии отнесения активов к основным средствам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 4.1 Понятие и нормативная база учета основных средств.
- 4.2 Критерии отнесения активов к основным средствам.
- 5.Оценка и переоценка основных средств. Учет поступления и выбытия основных средств.
- 5.1 Оценка и переоценка основных средств.
- 5.2 Учет поступления и выбытия основных средств.
- 6.Понятие и нормативная база учета нематериальных активов. Критерии отнесения активов к нематериальным активам. Способы начисления и учет их амортизации.
- 6.1 Понятие и нормативная база учета нематериальных активов.
- 6.2 Критерии отнесения активов к нематериальным активам.
- 6.3 Способы начисления и учет их амортизации.
- 7.Оценка нематериальных активов. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 7.1 Оценка нематериальных активов.
- 7.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
- 8. Понятие и классификация финансовых вложений. Учет финансовых вложений.
- 8.1 Понятие и классификация финансовых вложений.
- 8.2 Учет финансовых вложений.
- 9. Понятие и оценка материально-производственных запасов. Документирование и учет поступления материалов.
- 9.1 Понятие и оценка материально-производственных запасов.
- 9.2 Документирование и учет поступления материалов.
- 10. Методы оценки запасов. Учет выбытия материалов.
- 10.1 Методы оценки запасов.
- 10.2 Учет выбытия материалов.
- 11. Виды, формы и системы оплата труда. Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет. Синтетический учет начисления заработной платы.
- 11.1 Виды, формы и системы оплата труда.
- 11.2 Организация учета труда и заработной платы, ее аналитический учет.
- 11.3 Синтетический учет начисления заработной платы.
- 12. Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 13. Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат. Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 13.1 Учет затрат на производство - задачи, классификация затрат, порядок списания прямых и косвенных затрат.
- 13.2 Понятие, оценка и учет незавершенного производства.
- 14. Понятие и оценка готовой продукции. Учет выпуска готовой продукции.
- 14.1 Понятие и оценка готовой продукции.
- 14.2 Учет выпуска готовой продукции.
- 15. Учет продажи продукции (работ, услуг).
- 16. Понятие и порядок учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах организации.
- 17. Документирование и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 18. Документирование и учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 19. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 20. Учет расчетов с учредителями.
- 21. Кредиты и займы: понятие, отличительные особенности, порядок учета расходов, связанных с их обслуживанием.
- 22. Понятие, классификация, критерии признания доходов и расходов в учете и отчетности. Учет доходов и расходов.
- 23. Понятие и учет уставного и добавочного капиталов.
- 24. Понятие и учет резервного капитала, нераспределенной прибыли.
- 25.Учет финансового результата (от продаж, прочих доходов и расходов, конечного финансового результата).
- 26.Учет расчетов по налогам и сборам. Порядок расчета и отражение в бухгалтерском учете отдельных налогов (ндс, ндфл, налог на имущество, налог на прибыль).
- Бухгалтерский (управленческий) учет.
- 27.Особенности позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 28.Особенности попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 29.Метод учета затрат на производство «стандарт - костинг»
- 30.Метод учета затрат на производство «директ- костинг»
- 31.Исчисление полной и частичной себестоимости продукции. Методы распределения накладных расходов.
- 31.1Исчисление полной и частичной себестоимости продукции.
- 31.2 Методы распределения накладных расходов.
- 32.Классификация затрат в зарубежной и отечественной практике учета.
- I. Классификация затрат для определения себестоимости произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) и полученной прибыли включает следующие группы:
- II. Классификация затрат для принятия решения и планирования:
- III. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- 54.Аудит, его виды и нормативное регулирование.
- 55.Аудит учета поступления основных средств.
- 56.Аудит учета производственных запасов.
- 57.Аудит учета затрат на производство.
- 58.Аудит учета готовой продукции.
- 59.Аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции.
- 60.Аудит учета кассовых операций.
- 61.Аудит учета расчетов с подотчетными лицами.
- 62.Аудит учета финансовых результатов организации.
- 63.Аудит учета выбытия основных средств.
- 64.Аудит правильности начисления и уплаты налогов.
- 65.Оценка аудитором результатов проверки. Аудиторское заключение: виды, состав и содержание.
- 66.Аудит формирования первоначальной стоимости нма.
- 67.Аудит учета начисления амортизации основных средств.
- Экономический анализ
- 51.Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от основного вида деятельности предприятия.