logo search
uu

28. Нефинансовые критерии оценки деятельности центров ответственности

Деятельность подразделений зависит от аспектов не только финансового, но и нефинансового характера – изобретательство, производительность, качество изделия, отпущенного покупателю. Уровень удовлетворительности покупателей из заказов от обслуживания и т.д.

Определение информационного и управленческого набора финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности – это одна из основных проблем управленческого контроля, стоящая перед всей компанией.

Решая эту задачу, следует понять ключевые различия между финансовыми и нефинансовыми критериями:

1) нефинансовый критерий оценки намного больше, чем финансовый критерий оценки качества процессов и изделий: скорость исполнения заказа, удовлетворительность требованиями стандартов качества, соответствие или превышение показателей конкурентов.

3) нефинансовым критериям свойственна утрата по мере ее использования

Правила комбинированного использования финансовых и нефинансовых показателей для оценки деятельности сегментов:

а) число показателей должно быть больше двух, но не меньше 6.

б) в системе показателей должны быть представлены как финансовые так и нефинансовые критерии оценки.

в) они должны контролироваться ответственным лицом, способным принимать меры по их улучшению.

г) они должны быть связаны с финансовыми результатами, т.е. улучшение нефинансовых показателей должны вызывать улучшение финансовых показателей.

д) показатели должны быть взаимозависимы и ограничивать друг друга, однако степень этой взаимозависимости должна быть умеренной.

Следует избегать такой ситуации, когда улучшение одних показателей может быть достигнуто лишь в ущерб иным показателям, с другой стороны при подборе критериев оценки деятельности необходимо помнить, что улучшение одного показателя не должно автоматически приводить к улучшению другого показателя.