logo
uu

30. Трансфертная цена: ее виды, принципы формирования.

Трансфертная цена – это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое финансирование факта приема-передачи ЦО изделия, что невозможно без организационной системы сегментарного учета отчетности. В основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход (МД – дополнительные поступления, которые получены предприятием в результате продажи дополнительного количества единиц продукции. Если компания хочет довести свою прибыль до максимума, она постарается получить маржинальный доход с маржинальными издержками. Маржинальные издержки – это дополнительные издержки, на которые идет предприятие для увеличения объема производства на единицу продукции.).

Существует три метода расчета трансфертных цен:

1) на основе рыночных цен – метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда ЦО свободны в выборе внутренних и внешних покупателей и продавцов. Когда полуфабрикат наряду с его передачей в следующий предел может реализоваться на сторону ограничивается: необходимо наличие развитого рынка продукции и услуг производимых ЦО.

2) на основе себестоимости – в трансфертную цену может быть положена: а) полная фактическая себестоимость б) нормативная себестоимость в) переменная себестоимость. В любом случае трансфертная цена рассчитывается по формуле (себестоимость +), т.е. в трансфертную цену на продукцию передающего подразделения закладывают выбранный показатель себестоимости, фиксированный в виде процента размер прибыли этого ЦО. Например, трансфертную цену можно рассчитать по формуле «110% от полной себестоимости или 150% от переменной себестоимости» единицы изделия передающего ЦО.

3) предполагает расчет договорной трансфертной цены

Трансфертная цена = удельная переменная себестоимость + удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

Данная формула применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.