6. Классификация затрат для принятия решений и планирования
Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в УУ при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:
1) переменные, постоянные, условно-постоянные – в зависимости от реагирования на изменение объёмов производства (продаж).
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объёму производства продукции, т.е. зависят от деловой активности организации. Переменные характер могут иметь как производственные (прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты), так и непроизводственные затраты (расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки её потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, и т.д.)
Постоянные расходы – это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. Если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже растут.
В реальной жизни редко можно встретить издержки, являющиеся исключительно постоянными или переменными. С точки зрения содержания трудно отнести затраты к одному или другому виду. И поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-постоянными (или условно-переменными). Эти затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. Пример: оплата пользованием телефона, она состоит из фиксированной абонентской платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).
2) безвозвратные затраты (затраты истекшего периода)
Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать, т.е. эти произведённые ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений.
3) вмеменные затраты (или упущенная выгода предприятия)
Данная категория присутствует лишь в УУ. Бухгалтер финансового учёта не может себе позволить «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В УУ для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называют временными.
4) планируемые и непланируемые затраты
Планируемые - это затраты, рассчитанные на определённый объём производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции
Непланируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только фактической себестоимости продукции. При использовании метода учёта фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
кроме того, в УУ различают предельные и приростные затраты и доходы.
Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятия решения, то и приростные затрат будут равны нулю.
Предельные затраты и доходы – дополнительные затраты и доходы в расчёте на единицу продукции.
- Шпоры по уу
- Понятие управленческого учета, метод, задачи и нормативное регулирование.
- 2. Взаимосвязь управленческого учета с финансовым и налоговым учетом.
- 3. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего уу.
- 4. Понятие затрат, эволюция методов их учета и классификация
- 5. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
- 6. Классификация затрат для принятия решений и планирования
- 7. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
- 8. Группировка и распределение затрат
- 9. Себестоимость продукции: ее состав и виды.
- 10. Принципы, объекты и методы калькулирования себестоимости.
- 1. Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- 2.Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- 11. Попроцессный метод калькулирования себестоимости.
- 12. Попередельный метод калькулирования себестоимости.
- 13. Позаказный метод калькулирования себестоимости.
- 14. Нормативный метод калькулирования себестоимости.
- 15. Система «Стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат.
- 16. Калькулирование себестоимости по системе «Директ-костинг».
- 17. Организация бухгалтерского управленческого учета, его содержание и исполнители.
- 18. Автономная организация бухгалтерского управленческого учета.
- 19. Интегрированная организация бухгалтерского управленческого учета.
- 20. Порядок записи хозяйственных операций на счетах управленческого и финансового учета.
- 21. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.
- 22. Внутренняя отчетность организации: понятие и содержание.
- 23. Условия и принципы построения внутренней отчетности.
- Содержание и составление внутренней отчетности центров затрат различных уровней управления организацией.
- Содержание и составление внутренней отчетности центров прибыли различных уровней управления организацией.
- 26. Содержание и составление внутренней отчетности центров ответственности по уровням управления
- 27. Финансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
- 28. Нефинансовые критерии оценки деятельности центров ответственности
- 29. Бюджетирование и оценка фактических результатов деятельности цо
- 30. Трансфертная цена: ее виды, принципы формирования.